Составлен рейтинг маркетплейсов по налоговым отчислениям в бюджет РК
Из года в год в Казахстане продолжается развитие рынка электронной торговли, причем динамичными темпами.
По итогам 2024 года объем электронной торговли с учетом маркетплейсов составил 3,2 трлн тг, а его доля от общего объема розничной торговли достигла рекордных 14,5%. По сравнению с предыдущим годом доля электронной торговли выросла на 1,8 п. п., в то время как в 2023-м рост составлял 0,2 п. п. Сам же объем электронной торговли за год увеличился на 33,3%, передает Ranking.kz.
Основная часть всего оборота электронной коммерции пришлась на маркетплейсы, и только небольшой объем — на реализацию через собственные интернет-ресурсы предприятий. По последним данным за 2023 год, их соотношение составляет 72,4% к 27,6% соответственно. Таким образом, именно маркетплейсы формируют основной рынок электронной коммерции в РК. А с учетом их дальнейшего развития и потребительских предпочтений нетрудно спрогнозировать, что доля маркетплейсов будет только расти.
Маркетплейсы не только стимулируют развитие электронной коммерции и малого бизнеса в Казахстане, но и вносят весомый вклад в государственный бюджет. Абсолютным лидером по налоговым отчислениям среди маркетплейсов стал Kaspi.kz: за 2024 год компания направила в госказну 133,7 млрд тг — на 28,8% больше по сравнению с предыдущим годом. Были учтены следующие маркетплейсы компании: ТОО «Kaspi Магазин», ТОО «Kaspi Travel», АО «Колеса», ТОО «Magnum E-commerce Kazakhstan». Доля налогов, выплаченных этой платформой, составила 71,5% от совокупных отчислений всех крупнейших маркетплейсов Казахстана, охваченных в исследовании. За последние четыре года среднегодовой темп прироста (CAGR) налоговых отчислений от Kaspi.kz составил 63,4%.
На второй и третьей строчках расположились маркетплейсы из России, имеющие официальные представительства в РК. Второе место занял Wildberries (ТОО «ИМВБКЗ»), чьи налоговые отчисления в бюджет Казахстана составили 37,5 млрд тг. На третьем месте — Ozon (ТОО «ОЗОН Маркетплейс Казахстан»), почти 10 млрд тг. Замыкают топ-5 маркетплейсов OLX (3,6 млрд тг) и Flip.kz (831,4 млн тг).
В обзор также попали Halyk Market, «Белый Ветер», Satu.kz, Teez, Forte Market, Clever Market, «Jusan Магазин» и «Маркетплейс Казахстана». Эти маркетплейсы суммарно сформировали всего 0,8% налоговых отчислений всех рассматриваемых компаний.
Что касается маркетплейсов из Китая, до недавнего времени они не оплачивали в стране ни налоги, ни прочие платежи. При этом маркетплейсы из Поднебесной популярны на протяжении многих лет. Как сообщили ранее в Министерстве финансов РК, в конце 2024 года TEMU, Pinduoduo и группа компаний Alibaba прошли условную регистрацию и встали на учет в РК в качестве плательщиков НДС.