На стартапы e-com пришлось всего 13% от общего объема венчурных инвестиций в 2023 году
Это вдвое меньше, чем десятилетие назад.
Глобальный рынок электронной коммерции продолжает демонстрировать двузначный рост выручки после падения и затем значительного замедления в 2022 и 2023 годах. Ожидается, что весь сектор принесет более 4,1 трлн долларов в 2024 году, что почти на 600 млрд долларов больше, чем в прошлом году. К 2026 году эта цифра, вероятно, превысит 5,3 трлн долларов. Но, несмотря на рекордный доход и двузначный рост, интерес инвесторов к стартапам электронной коммерции продолжает падать.
Согласно данным, представленным Stocklytics.com, стартапы электронной коммерции составили всего 13% от общего объема венчурных инвестиций в 2023 году, что вдвое меньше, чем десятилетие назад.
Венчурные инвестиции в сектор электронной коммерции начали падать еще до нормализации роста после пандемии, когда весь этот сектор процветал. Однако снижение ажиотажа вокруг онлайн-покупок в постпандемические годы и зрелый сектор электронной коммерции еще больше усложнили для новых стартапов привлечение средств. Экономическая неопределенность, рост процентных ставок, проблемы с цепочками поставок и сокращение расходов потребителей из-за инфляции оказали дополнительное давление на стартапы e-com, оттеснив венчурных инвесторов еще дальше от этого рынка.
Данные Statista и Deelroom показывают, что стартапы электронной коммерции составили всего 13% от общего объема венчурных инвестиций в 2023 году, что намного меньше, чем стартапы SaaS или производственные стартапы. SaaS стабильно становится самой заметной категорией инвестиций. В 2023 году 47% от общего объема венчурного капитала было инвестировано в стартапы с бизнес-моделью SaaS, включая финтех, безопасность и маркетинг. Еще 40% от общего объема венчурного финансирования было направлено на производственные стартапы.
Доля стартапов электронной коммерции в 13% — это самый низкий показатель для этих компаний за десятилетие, что отражает тенденцию к сокращению, которая продолжается уже некоторое время. Данные Deelroom показывают, что венчурные инвестиции падают уже семь лет подряд. В 2017 году на электронную коммерцию приходилось 41% всех венчурных инвестиций, или в три раза больше, чем в прошлом году.
Несмотря на очевидное замедление активности венчурного финансирования, стартапы электронной коммерции все еще привлекли впечатляющий объем свежего капитала за последние десять лет. Данные Crunchbase показывают, что эти компании привлекли около 155 млрд долларов с 2013 года, увеличив совокупную сумму финансирования до 159 млрд долларов в октябре 2024 г. Почти 45% этой суммы, или 71 млрд долларов, досталось азиатским компаниям, в основном из Индии и Китая, что подтверждает лидерство региона в сфере электронной коммерции. Стартапы из США привлекли $40,3 млрд, причем Калифорния стала ведущим центром. Европейский сектор электронной коммерции получил $28,9 млрд венчурных инвестиций, что в 2,5 раза меньше, чем азиатские стартапы и на 30% меньше, чем американские.