Следите за новостями

Цифра дня

150 МВт составит мощность новой ветроэлектростанции в Карагандинской области

    Исследование банковской сферы Казахстана: ключевые тренды и инновации в digital

    Чем живет digital-маркетинг банковской сферы Казахстана в 2024 году?

    27 июня 2024 12:45, Profit.kz
    Рубрики: Бизнес

    К каким продуктам интерес аудитории непрерывно растет, а к каким — обвалился почти на 30%? И почему март — самый важный и горячий месяц для этой ниши? Подробности — в исследовании от экспертов инновационного digital-хаба Wunder Digital.

    Общие тренды

    — Цифровизация и инновации

    Банки активно инвестируют в новые технологии, чтобы сделать мобильные приложения, интернет-банкинг и платежи еще более удобными и доступными. Растет интерес к криптовалютам и блокчейну.

    — Развитие экосистемы финтеха

    Банки Казахстана создают собственные платформы или заключают партнерство с финтех-компаниями, которые предлагают альтернативные финансовые услуги: платежные и переводные сервисы, кредитование, инвестирование.

    Маркетинговые тренды

    Банки являются активными участниками рекламного рынка и входят в топ-50 рекламодателей Казахстана (телевидение, радио и наружная реклама). Крупнейшие банки-рекламодатели, по данным Kresearch и оценке Wunder Digital:

    1. Kaspi Bank
    2. Home Credit
    3. Народный банк Казахстана

    Если говорить о маркетинговых трендах в данной категории, то к ним относим:

    1. Персонализированная коммуникация

    Уделяется внимание сбору и анализу данных о клиентах, чтобы предлагать им продукты и услуги, максимально соответствующие их потребностям и предпочтениям. Это достигается за счет использования передовых технологий в области больших данных и машинного обучения.

    2. Омниканальность

    В центре внимания — клиент и его опыт взаимодействия с банком. Качественное обслуживание должно быть обеспечено во всех каналах: в офисах банка, колл-центре, мобильном приложении, соцсетях и т. д.

    3. Повышение роли digital

    Реклама в интернете становится более значимой. Контент-маркетинг, таргетированная реклама, вовлечение через интерактив (например, DSP), видеоформаты. Все это — ключевые инструменты в арсенале маркетологов банков.

    4. ORM-маркетинг

    Большое внимание уделяется созданию положительного имиджа банка в интернете. Проводится активная работа с отзывами, сообщениями и комментариями клиентов в соцсетях и на специализированных платформах.

    5. Экологичный и социально ответственный маркетинг

    Повышение осведомленности и заинтересованности населения в вопросах экологии и устойчивого развития стимулирует банки акцентировать внимание на экологичных социальных проектах и инициативах, что также находит отражение в маркетинговых стратегиях.

    6. Использование AI и чат-ботов

    AI помогает повысить качество обслуживания клиентов, автоматизировать рутинные запросы и предоставлять персонализированную информацию о продуктах и услугах.

    ТОП поисковых запросов

    — Запрос: кредиты/займы

    Абсолютный лидер поисковых запросов. За год интерес к теме увеличился на 26%. Анализ данных за 2022 и 2023 годы позволяет выявить сезонность: пик запросов приходится на период с января по февраль, достигая максимума в марте, в то время как минимальное количество наблюдается в начале лета.

    В периоды высокого спроса банки активно размещают рекламу в интернете, а это влияет на повышение ставок рекламных публикаций.

    — Запрос: депозиты/вклады

    Здесь также прослеживается сезонность: максимальное количество запросов — с февраля по март, минимальное — с апреля по август. За год интерес пользователей к данной теме снизился на 1%.

    — Запрос: дебетовые карты

    Пик поисковых запросов наблюдается в марте и октябре. За год интерес к теме снизился на 17%.

    — Запрос: денежные переводы

    Максимальное количество запросов приходится на март. За год интерес к теме упал почти на 30%.


    В периоды высокого спроса повышается активность игроков рынка по привлечению клиентов в сети, соответственно, могут расти ставки рекламных объявлений. Дополнительно на ставку может влиять инфляционный рост стоимости digital-инвентаря в 2024 г. на уровне +10-15% (по сравнению с 2023 г.).

    Интерес к той или иной теме зависит и от географического положения пользователей. Так, большая часть запросов — «дебетовые карты» — приходится на тройку крупных городов (Алматы, Шымкент и Астана). В то время как вопрос денежных переводов больше всего интересует жителей некрупных населенных пунктов.

    Анализ поисковых запросов малого и среднего бизнеса

    За год интерес к теме среднего и малого бизнеса увеличился на 11%. Наибольшее количество запросов приходится на периоды февраль–март и сентябрь–ноябрь, при этом пик спроса наблюдается в марте и октябре.


    Анализ конкурентов

    Специалисты Wunder Digital проанализировали поисковые запросы в системах Google и Яндекс, содержащие наименования банков в различных написаниях. По количеству запросов лидером является «‎Отбасы Банк»‎, не смотря на то, что интерес к нему упал на 10% (по брендовым запросам). По количеству прироста поисковых запросов — лидерство у Bereke bank.

    Основные посетители сайтов банков — мужчины 25-34 лет. Чаще всего для доступа к ресурсам они используют мобильные устройства.

    В топ-5 самых посещаемых сайтов банков Казахстана вошли kaspi.kz, bankffin.kz, halykbank.kz, bcc.kz и forte.kz. Сайт Kaspi Bank лидирует как в органической выдаче Google, так и рекламной.


    Приложение Kaspi Bank занимает первые позиции по скачиванию и установке в App Store и Play Market.

    Анализ аудитории

    По данным бюро национальной статистики, население Казахстана — 20 млн человек, из которых 10,8 млн — совершеннолетние пользователи интернета и потенциальные клиенты банков. За последние полгода около 11,35 млн человек воспользовались услугами банка: заказывали пластиковые карты, совершали денежные переводы, оплачивали коммунальные платежи. Интернет-банкинг в течение последних шести месяцев использовало около 8,25 млн человек.


    Гендерное соотношение клиентов банка выглядит так: 54% — женщины, 46% — мужчины. Ядро аудитории составляют возрастные группы 25-34 и 35-44 года. Чаще всего к услугам банка обращаются люди со средним и высоким уровнем дохода.

    Текущий медиамикс категории в digital

    Распределение бюджета на digital-рекламу выглядит так: почти половина приходится на Google, далее — продукты Meta, TikTok и Яндекс.


    Среди категорий банковских продуктов основная часть рекламного бюджета расходуется на продвижение кредитов, на втором месте — депозиты, затем — дебетовые карты и услуги для малого и среднего бизнеса.

    При этом эффективное распределение бюджета выглядит следующим образом:

    1. Google Search, Meta и TikTok приоритетны на малых бюджетах. С ростом медиадавления необходимо подключать GDN, Яндекс и РСЯ.
    2. Оптимальная стоимость лида/конверсии усредненного банка достигается на бюджете кампании $2000.
    3. Дополнительные бюджеты рекомендуется инвестировать в тесты новых каналов и имиджевые кампании.

    Итог

    Банковская сфера Казахстана динамично развивается, компании активно вкладываются в продвижение, а это сказывается на расстановке сил. Самые популярные рекламные платформы — Google, Meta, TikTok, Яндекс. Больше половины бюджета расходуется на продвижение кредитных продуктов, интерес к которым растет со стороны клиентов. Также растет спрос на услуги для малого и среднего бизнеса. Пиковый интерес ко всем категориям банковских продуктов приходится на март (в этот месяц можно наблюдать самые высокие ставки рекламных объявлений).

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.