Мобильный и интернет-банкинг: итоги 2005 года
Итоги работы систем «Интернет-Банкинг» и «Мобильный Банкинг» Народного Банка за 2005 год.
Доходы системы «Интернет-Банкинг» Народного Банка Казахстана в 2005 году увеличились по сравнению с предыдущим годом на 4% до 53,6 млн. тенге. Наибольшая доходность была получена по интернет-счетам в KZT, где суммарный оборот вырос за год с 15,4 до 16,8 млрд тенге. Общий оборот по всем интернет-счетам в пяти валютах системы «Интернет-Банкинг» (KZT, USD, EUR, RUR, GBP), приведенный к долларовому эквиваленту, составил $142,4 млн. На 37% выросли суммы, хранящиеся на депозитах, открываемых через интернет.
Наиболее популярными у интернет-пользователей были следующие услуги интернет-банкинга (в порядке убывания популярности): мгновенный перевод с интернет-счета на интернет-счет, конвертация и конверсия валюты, оплата за сотовую связь и коммунальные услуги, погашение кредитов, межбанковские и внутрибанковские переводы, открытие интернет-депозитов и т.д.
В 2005 году была зафиксирована удаленная работа клиентов Народного банка со своими интернет-счетами с территории 18 государств. 87% — пользователи Республики Казахстан, далее по количеству пользователей идут клиенты Европейского Союза, России и США. Согласно последним статистическим данным, Народный Банк занимает более 70% рынка электронных банковских услуг Казахстана для физических лиц.
Система «Мобильный банкинг» Народного Банка Казахстана — уникальная для Казахстана система управления банковским счетом посредством мобильного телефона. За неполные 9 месяцев работы к системе «Мобильный банкинг» подключились более 30 тысяч клиентов банка.
Запуск системы «Мобильный банкинг» был произведен 19 апреля 2005 года для абонентов GSM-оператора ТОО «КаР-Тел» (Beeline, K-mobilе, Excess). 25 июля 2005 года услуги системы «Мобильный банкинг» были расширены на пользователей CDMA-оператора АО «Алтел» (Dalacom, Pathword). Наконец 11 августа 2005 года с подключением третьего оператора ТОО GSM Kazakhstan (K-cell, Activ) сервисом был охвачен весь рынок мобильной связи Казахстана.
Народный банк Казахстана предоставляет данный сервис в рамках пилотного проекта с VISA CEMEA — «Мобильный банк — Verified by Visa» для всех своих клиентов держателей платежных карточек. Работы над данным проектом ведутся одновременно в пяти странах СНГ (Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Россия, Украина) и Народный Банк Казахстана стал вторым после российского Сбербанка, запустившим сервис. Системным интегратором проекта являются компании Intervale (Москва) и OpenWay (Санкт-Петербург).
Результаты 8 месяцев работы превзошли самые смелые ожидания банка. Показатель успешности проекта «10 тысяч клиентов к концу 2005 года» был достигнут уже в середине сентября. На конец декабря услугами системы «Мобильный банкинг» пользуются более 30 тысяч казахстанцев и количество подключений новых клиентов ежемесячно увеличивается в среднем на 15%. В октябре трафик системы превысил 100 тыс. sms-сообщений в месяц и в январе-феврале 2006 года ожидается миллионное сообщение за 10 месяцев с начала запуска сервиса. Для сравнения, Сбербанку для отправки миллионного сообщения потребовалось 17 месяцев работы (согласно пресс-релизам Сбербанка: запуск сервиса — октябрь 2002г., 1 млн. сообщений при 20 тыс. пользователей — февраль 2004). Опережающие темпы «Мобильного банкинга» в Народном банке при значительно меньшем количестве пластиковых карт (1,8 млн. и 12 млн. карточек соответственно) объясняется максимально упрощенной и удобной для клиента формой регистрации на сервис. Это можно сделать через любой банкомат Народного банка, которых в настоящий момент 585 по всей стране.
Держатель платежной карточки, подключенный к новому сервису Народного Банка, при совершении любой операции или авторизации по карточному счету (покупка, оплата услуг, поступление зарплаты, платеж посредством банкомата и т.д.) получает на свой мобильный телефон мгновенное SMS-уведомление. Сообщение содержит информацию о сумме сделки, времени и месте ее проведения. Клиент может подключить к данному сервису неограниченное количество основных и дополнительных платежных карточек и получать уведомления на 5 различных номеров сотовых телефонов. Более того, если совершенная транзакция, полученная вами по телефону вызывает у вас сомнение, можно немедленно послать на номер 8080 SMS-сообщение со специальным кодом и заблокировать карточку для предотвращения возможности дальнейшего использования карт-счета в мошеннических целях.
Помимо оперативного уведомления, подключение к системе «Мобильный банкинг» позволяет в любое время суток без посещения Банка, отправив SMS-запрос с мобильного телефона, получать информацию об остатке денег на карточном счете или о последних десяти операциях. В ближайшее время ожидается запуск третьего этап сервиса — размещение банковского аплета на SIM-карте клиента, что позволит осуществлять защищенные платежи (за сотовую связь, коммунальные услуги, в интернет-магазинах и т.д.) и переводы (внутрибанковские, межбанковские, cardTOcard и т.д.) непосредственно с мобильного телефона.
Комментарии