PROFIT Marketing Day 2016: маркетинг ждет мобилизация
В Алматы прошла первая в Казахстане конференция PROFIT Marketing Day 2016, посвященная применению информационных технологий в маркетинге.
28 октября в Алматы прошла первая в Казахстане конференция PROFIT Marketing Day 2016, посвященная применению информационных технологий в маркетинге и новым возможностям, которые дают ИТ в процессе продвижения товаров и услуг.
В мероприятии приняли участие владельцы и управляющие бизнесом в различных сегментах рынка, руководители отделов маркетинга и PR, ИТ-директора, SMM-специалисты и те, кто заинтересован в продвижении своих продуктов при помощи технологий. Гости конференции узнали о новых инструментах в маркетинге, обсудили особенности построения стратегии в цифровую эпоху, узнали о возможностях автоматизации.
Модератором конференции выступил Никита Фоминов, руководитель мобильных проектов Яндекс. Он осветил тему и рассказал о развитии рынка и технологий маркетинга в мире. Основным тезисом, которым он описывает текущую ситуацию в маркетинге, является мобилизация. Аудитория пользователей мобильных устройств активно растет, и бизнесу необходимо учитывать это в своих маркетинговых активностях.
«Мобилизация — это то, что необходимо использовать, причем экстренно, если вы еще ее не используете. И в мобайле пора использовать те инструменты, которые до этого не использовались или использовались мало. Например — видео. Это интересный формат, который предполагает максимальное донесение информации до пользователя. Еще одна необходимость — работа с данными. Бизнесу нужно максимально изучить те сервисы, которые предоставляют аналитику, и научиться работать с ней. То есть, не только смотреть на цифры, но и делать из них выводы, собирать данные по пользователям и использовать их в своих рекламных кампаниях», — отметил Никита Фоминов.
Что важно знать бизнесу о своей мобильной аудитории? Это производитель и ОС устройства, оператор, тип интернет-соединения, локальный гео-таргетинг, поисковый ретаргетинг, интересы и социально-демографический показатель. По мнению эксперта, компании допускают ошибку, когда в своих маркетинговых активностях не учитывают пользователей, которые выходят в интернет только с мобильных устройств (категория Mobile only). Так, например, в России эта категория за год приросла на 56%, тогда как прирост в категории Desktop only за год составил 16%. Только мобильных пользователей становится все больше, и бизнесу нельзя забывать об этом, иначе он потеряет большую часть потенциальных клиентов. Так, по данным TNS, в 2015 году 69% казахстанцев использовали мобильные устройства для выхода в интернет. Прирост год к году составил +6%. При этом, 19% пользователей выходит в интернет только с мобильных устройств, а 48% относятся к категории Desktop+Mobile.
«В России мобильный трафик уже активно выкупается и очень сильно востребован. Вопрос в том, что до сих пор еще остались рекламодатели, крупные бренды, которые закупают только десктоп, и не делают никаких мобильных продуктов, мобильного сайта, мобильного приложения. Это приводит к тому, что они теряют ту аудиторию, которая у них есть (потому что она перетекает в Mobile), и не получают новую аудиторию, которую могут получить только в Mobile, потому что у этих пользователей есть только мобильные девайсы и нет десктопов. Российские тренды в Казахстане очень сильно повторяются, поэтому и в Казахстане картина будет аналогичной», — заявил Никита Фоминов.
Аудитория пользователей мобильных девайсов в Казахстане — это в основном крупные города, однако и в сельской местности аудитория сейчас активно растет, о чем бизнесу не стоит забывать. Одна из метрик, которые важны для бизнеса, — анализ поведения покупателей, понимание их настроения и предсказание оттока. О технологиях, помогающих этого добиться, рассказал Эдуард Турдалиев, директор департамента сервиса в Казахстане компании Microsoft в Центральной и Восточной Европе. По его словам, мобильные технологии дают больше возможностей бизнесу: лучшее понимание нужд клиента; больше информации о нем; лучшее, более «контекстное», обслуживание. Новые технологии (мобильность, BigData, соцсети, облака, интернет вещей) могут помочь увеличить уровень удовлетворенности клиентов и повысить лояльность, сократить отток клиентов, повысить рентабельность бизнеса.
По мнению Мубарака Искакова, менеджера по брокериджу и маркетингу представительства компании «Trade Help» в Казахстане, ритейл аналитикой нельзя пренебрегать, поскольку она позволяет безошибочно выбрать важный для бизнеса путь развития:
— определить самые важные товары, группы, бренды в продажах;
— подсчитать убыток от отсутствия товаров в продаже;
— структурировать товарный справочник;
— определить пики и спады продаж;
— четко сегментировать покупателей и выделить целевые группы;
— не давать менеджменту не делать выводы.
О важности умения работать с базой клиентов и правильно ее сегментировать заявила и Анна Осипова, коммерческий директор BeSmart. Она рассказала о E-mail-маркетинге и внедрении системной коммуникации с клиентом.
«E-mail-маркетинг — это один из самых популярных методов, потому что все приходят к тому, что, собирая свою аудиторию, с ней нужно работать. А как с ней работать? Либо через соцсети, ибо через письма. E-mail маркетинг — это стратегия, а письма — неотъемлемая часть бизнеса, через которую можно коммуницировать с клиентами. E-mail-маркетинг как один из основных инструментов коммуникации присутствует практически в каждом бизнесе. Даже имея маленькую базу, с ней нужно контактировать. Работая со своей аудиторией, нужно очень бережно относиться к ее времени. Стоит немного переборщить, и люди будут добавлять рассылку в спам. Вряд ли можно ожидать эффективности от такого маркетинга. Рассылку нужно делать тогда, когда бизнесу есть, о чем поговорить с клиентом. Письмо от друга — вот как должен выглядеть E-mail-маркетинг», — говорит Анна Осипова.
Новые технологии привносят изменения во все сферы бизнеса, включая и способы продвижения товаров, работу с клиентами. Сегодня маркетологам важно ориентироваться в этих технологиях, уметь с ними работать. Однако многие участники и гости конференции высказали мнение о том, что уровень понимания ИТ среди маркетологов достаточно низкий, его необходимо повышать. А Евгений Питолин, управляющий директор «Лаборатории Касперского» в Казахстане, странах Средней Азии и Монголии, посоветовал поменяться на время местами отделам ИТ и маркетинга в компаниях, чтобы стать ближе к реальности и успешно продавать.
«Тема технологий в маркетинге очень важна, и с каждым годом она становится все весомее. Чтобы маркетологи могли аргументировать свои идеи и решения, делать более осмысленные действия по продвижению компаний или определенных продуктов, нужны данные. Данные рождаются из оцифровки процессов — бизнес-процессов, коммуникаций с клиентами, и т.д. Показателей, которые можно взять у ИТ-специалистов, очень много. Это количество чеков, средний чек, возвратность, частота покупок, среднее время пользования продуктом и многое другое. Директор по маркетингу должен обращаться к таким данным и оперировать ими. Маркетологу сложно что-либо предложить, если он не знает цифры. Все самое продуктивное рождается на стыке ИТ и маркетинга. Сегодня маркетологам уже не продвинуться без понимания ИТ-систем, хотя бы принципов их построения, без понимания принципов передачи, хранения и защиты данных. Маркетинг и ИТ должны работать слаженно, вместе», — считает Жанна Прашкевич, руководитель бюро «DPR».
«Эффективный маркетинг — это в первую очередь маркетинг, в котором и собственники бренда, и партнеры максимально честны перед собой с точки зрения тех результатов, которых они хотят достичь, понимания того пути, по которому они идут к этому результату, и четкого понимания тех инструментов и ресурсов, которыми они владеют. Эффективность возникает тогда, когда три элемента соединяются воедино: то, что у нас есть, то, куда мы хотим добраться, и то, каким образом мы это сделаем. Каждый новый день приносит нам какие-то новые технологии. Сейчас одними из двух главных вещей, которые я бы выделила, являются погруженность маркетинга в реальную жизнь людей и элементы социальной ответственности», — отметила Кристина Танчер, управляющий директор BBDO Казахстан.
Посмотреть фотографии с конференции PROFIT Marketing Day 2016
Посмотреть Тви-трансляцию с конференции PROFIT Marketing Day 2016