Следите за новостями

Цифра дня

Ветроэлектростанцию на 100 мВт построят в Туркестанской области

    Снижение ставки интерконнекта — новый виток межоператорских «войн»?

    О снижении ставки интереконнекта до 1 тенге в 2016 году заявляет Tele2, однако не все операторы сотовой связи с этим согласны.

    7 сентября 2015 10:15, Наргиз Асланова, Profit.kz
    Рубрики: Связь

    2 сентября оператор сотовой связи Tele2 распространил сообщение, в котором заявил о начале переговоров с другими операторами о снижении ставки интерконнекта. Согласно информации, предоставленной оператором-дискаунтером, по инициативе Комитета связи, информатизации и информации МИР РК 27 августа состоялась встреча операторов сотовой связи, на которой основной темой обсуждения стала возможность последующего снижения ставки интерконнекта (межоператорского соединения) в этом году.

    Интерконнект в Казахстане

    В случае если предложение регулятора будет поддержано операторами связи, то уже в этом году казахстанцев ожидает значительное снижение цен на услуги голосовой сотовой связи. Речь идет о снижении интерконнекта в текущем году до 5 тенге за 1 минуту разговора (действующая ставка составляет 8 тенге за 1 минуту разговора на сети других операторов), и до 1 тенге за 1 минуту разговора с 1 января 2016 г. По мнению Tele2, инициатива об изменении ставки появилась своевременно и в условиях спада покупательской способности будет способствовать удешевлению звонков у всех операторов вплоть до появления безлимитных пакетных предложений и росту конкуренции между сотовыми компаниями.

    «В настоящее время по поручению Комитета операторы начали переговоры между собой о размере ставки интерконнекта и сроках ее применения. Ожидается, что уже в сентябре операторы дадут свои предложения регулятору», — говорится в сообщении Tele2.

    По мнению Tele2, существующая ставка интерконнекта по-прежнему выполняет задачу ценового сдерживания. Это не позволяет операторам с меньшей абонентской базой снижать тарифы и делать связь еще более выгодной. Ставка также служит инструментом ограничения конкуренции и активно лоббируется операторами мобильной связи, занимающими доминирующее положение на рынке по пропуску трафика.

    «Мое мнение — рынок уже созрел для того, чтобы интерконнект играл чисто символическую роль. На данном этапе операторы практически исчерпали возможность дальнейшего снижения цен. Поэтому мы видим огромные возможности для этого при радикальном снижении интерконнекта. Более того, завышенная ставка интерконнекта на руку только крупным операторам, у которых есть возможность субсидировать звонки на сети других операторов за счет огромного трафика внутри сети. Мы также видим, что от снижения оплаты за интерконнект крупные операторы извлекают солидную финансовую выгоду в виде снижения оплаты другим операторам. Однако для укрепления своих рыночных позиций они продолжают активно лоббировать сохранность действующей ставки и противятся ее дальнейшему снижению. Это практически убивает конкуренцию и сказывается на том, что операторы прекратили предложения новых тарифных планов и услуг. При таком положении вещей рынок когда-нибудь опять станет монопольным. Мы мириться с этим не намерены. Поэтому приложим все усилия, чтобы убрать лишний барьер в виде дорогостоящего интерконнекта», — прокомментировал ситуацию Пиетари Кивикко, председатель правления ТОО «Мобайл Телеком Сервис» (Tele2 Казахстан).

    Profit.kz обратился за комментариями к другим операторам сотовой связи и выяснил их позицию по данному вопросу. «Как известно, в июне этого года Кселл запустил беспрецедентную линейку тарифов „Алло, Казахстан“, которые стали очень популярны среди наших абонентов и открыли новую эру на казахстанском телекоммуникационном рынке. Мы считаем, что именно это является причиной, почему наш коллега по рынку поднял тему интерконнекта снова. Мы убеждены, что в переговорах по снижению ставки интерконнекта должны принимать участие все игроки рынка, потому что ставка интерконнекта регулируется договорами между операторами. Кселл выступает за открытый индустриальный диалог, но в настоящее время уже есть согласованная на 2015 и 2016 годы ставка интерконнекта», — так прокомментировал инициативу Tele2 Арти Отс, главный исполнительный директор АО «Кселл».

    Нам стало известно, что встреча у регулятора, в рамках которой компания Tele2 подняла вопрос о снижении ставок интерконнекта, проходила с участием руководителей казахстанских операторов сотовой связи и касалась «взаимоотношений», установившихся в последнее время между Tele2 и Кселл. По словам нашего источника, Tele2, следуя своей стратегии дискаунтера, уже просто не может далее снижать тарифы, поскольку это может негативно отразиться на финансовом состоянии компании. Как отметил наш собеседник, ставка интерконнекта действительно будет снижена, но это произойдет в рамках уже существующих договоренностей и не взирая на призывы оператора-дискаунтера. Напомним, в нынешнем году ставка интерконнекта снизилась с 11,10 тенге до 8 тенге за 1 минуту соединения, а с января 2016 года она утверждена в размере 5 тенге за 1 минуту соединения. «Договоренности о снижении ставки утверждены, и операторы будут следовать им», — считает наш источник.

    О борьбе между мобильными операторами и тесной связи этой борьбы со ставкой интерконнекта говорят и представители Altel: «Не секрет, что ставка является элементом борьбы между мобильными операторами. По данным открытых источников, около 90% голосовых звонков абоненты совершают внутри сети. Высокая ставка интерконнекта существенно увеличивает расходы абонентов на звонки на другие сети. В итоге абоненты вынуждены заводить либо вторую SIM-карту, либо второй телефон. Проникновение мобильной связи на рынке Казахстана, которое разными источниками оценивается в 165-173%, и есть наглядное свидетельство данной ситуации.

    Текущая ставка выгодна самым крупным игрокам — Kcell и Beeline, которые фактически контролируют рынок сотовой связи Казахстана. В последние годы они делали все, чтобы „замкнуть“ внутри своих сетей как можно большее количество трафика. Возможностей для бесплатных внутрисетевых звонков из-за величины абонентской базы у них в несколько раз больше, чем у двух остальных игроков — Tele2 и Altel. Это позволяет им удерживать свое положение и не давать расти конкурентам. При этом основной причиной своего нежелания дальнейшего снижения ставки интерконнекта они называют возможное уменьшение рынка сотовой связи в краткосрочной перспективе, а, соответственно, и отчислений в государственный бюджет.

    Но мы прогнозируем другой сценарий развития — при снижении ставки растущие игроки смогут дать своим абонентам больше свободы в звонках на другие сети, что приведет к либерализации отрасли, в результате чего рынок вырастет. И именно по этому сценарию пойдет Altel».

    Как видно, даже Altel, который раньше отмалчивался и старался не ввязываться в операторские «войны», начал говорить о конкурентах, «контролирующих рынок». Возможно, тут оказала влияние маркетинговая политика Tele2, которая в последнее время отличается особой агрессивностью (иногда даже переходящей общепринятые рамки). Похоже, вся эта ситуация дошла до определенной степени накала, раз уж регулятор решил собрать операторов. Если раньше эти войны велись на уровне баннеров и лишь забавляли абонентов, то теперь дошло до открытого противостояния, обвинений и жалоб в адрес регулятора.

    В середине лета возник скандал, связанный с подменой трафика. Tele2 и Кселл обменялись взаимными упреками в подмене входящих номеров при звонках с Tele2 на Кселл и с Кселл на Tele2. Так, Tele2 заявлял, что у их абонентов при входящих звонках с Кселл и Activ на телефонах отображаются номера с префиксом 707 или 747, а не 701, 702, 775 или 778. В Tele2 заявили о признаках мошеннических действий и нарушениях договора по интерконнекту. Кселл, в свою очередь, сообщил о фактах подмены проходящих через сеть Tele2 номеров, замеченных еще с 2012 года и периодически повторяющихся. Регулятор по этой ситуации пока никаких заявлений не делал и не сообщал о ведущихся разбирательствах. Специалисты же говорят, что наладить такую систему не составляет никаких проблем и это практически не несет серьезных финансовых затрат. «Организовать такую схему — не проблема, стоимость — практически ноль. А есть ли смысл — тут поле для рассуждений. С одной стороны можно сэкономить на интерконнекте, с другой — нарваться на санкции, а это уже прямые потери», — считает Игорь Ластовкин.

    История получила свое продолжение, когда абоненты Кселл начали жаловаться на блокировку исходящих звонков на номера Теле2. Многие связывают это с запущенным Tele2 тарифом, позволяющим абонентам зарабатывать бонусы при входящих звонках с Кселл и Activ. Tele2 изначально заявил о себе, как об операторе-дискаунтере. Абоненты привыкли, что с определенной периодичностью у дискаунтера появляется тариф, «обрушивающий» цены. Так что теперь Tele2 вынужден действовать дальше в этом же ключе, что, вероятнее всего, уже весьма сложно. Очевидно, что нынешняя ставка интерконнекта, а также та, которая утверждена на следующий год, является серьезным препятствием для планов Tele2, в связи с чем оператор и начал «информационное наступление» на нее.

    «Мы в этом году зимой сели за стол переговоров, договорились о ставке интерконнекта на 2015 и 2016 год — 8 и 5 тенге, соответственно, — говорит Алексей Бендзь, директор по корпоративным коммуникациям ТОО „Кар-Тел“ (TM Beeline). — Мало того, что мы договорились об этом, мы еще и закрепили эту договоренность соответствующим дополнительным соглашением к договору. Все его подписали. Исходя из этого и в соответствии с теми ставками на интерконнект, которые были утверждены, мы выстроили свой бизнес-план на ближайшие два года. Однако сейчас получается, что Tele2 выступает с предложением „передоговориться“. На самом деле в нашей работе мы рассчитываем на то, что договоренности, которые достигнуты, соблюдаются. Наша позиция такая: мы обговорили ставку на 2015-2016 годы. Что касается дальнейшей ставки — давайте встречаться и договариваться дальше. Инициатива Tele2 противоречит достигнутым договоренностям. Любая инициатива обсуждается, но это же не говорит о том, что она принимается. У всех операторов есть тарифы на звонки на других операторов, которые ниже ставки интерконнекта. Казахстанский рынок очень конкурентный. Снижение тарифов, которые компании предлагают, возможно только из-за конкуренции, которая есть между операторами, а не путем таких заявлений».

    Как видим, снижения ставки интерконнекта до 1 тенге за 1 минуту соединения с 1 января 2016 г, заявленного компанией Tele2, пока вряд ли стоит ожидать. Более того, ни один из операторов не подтвердил информацию о том, что «по поручению Комитета операторы начали переговоры между собой о размере ставки интерконнекта и сроках ее применения».

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.