Следите за новостями

Цифра дня

Ветроэлектростанцию на 100 мВт построят в Туркестанской области

    Казпочта нацелилась на e-commerce

    В середине февраля в Алматы прошла двухдневная конференция «Торговая миссия», организованная АО «Казпочта».

    27 февраля 2014 11:51, Наргиз Асланова, Profit.kz

    В середине февраля в Алматы прошла двухдневная конференция «Торговая миссия», организованная АО «Казпочта». В мероприятии приняли участие представители местных и зарубежных логистических компаний, интернет-магазинов, почтовых администраций и сервисов, оказывающих поддержку развитию e-commerce.

    Именно тема электронной коммерции стала основной в выступлениях спикеров и обсуждениях на конференции нынешнего года. Конференция проводится уже несколько лет подряд, однако в нынешнем году она прошла наиболее активно и масштабно. «Наше мероприятие проводится не только для представителей почтовых администраций, а для всего международного интернет-сообщества в целом, — говорит Ернар Кулкыбаев, управляющий директор АО «Казпочта». — «Торговая миссия-Казахстан» — это значимое событие, вот уже несколько лет Алматы становится местом встречи ведущих экспертов, бизнесменов, руководителей мировых почтовых администраций и людей, желающих грамотно построить бизнес, используя преимущества интернет-ресурсов и современной логистики. Интерес к электронной коммерции оправдан, об этом говорят цифры: только в 2013 году количество посылок от дистанционных компаний составило более 10 миллионов штук, что на 220% больше чем в 2012 г.»

    Асхат Бейсенбаев на «Торговой миссии 2014»

    Как было отмечено в начале конференции, в Казахстане развитие электронной коммерции является весьма перспективным. Этому благоприятствует высокий транзитный потенциал страны (мост между Европой и Китаем), относительно высокий уровень проникновения интернета среди населения и хорошая покупательская способность казахстанцев. К слову — конференция проходила сразу после памятного вторника, когда в Казахстане произошла девальвация, и, конечно, гости мероприятия не могли не коснуться этой темы. Именно на покупательской способности казахстанцев, по их мнению, в ближайшее время скажется произошедшее. Что, в свою очередь, отразится на развитии электронной коммерции. Тем не менее, прогнозы высказываются скорее позитивные.

    Статистика e-commerce

    По данным Константина Горожанкина, объем рынка электронной коммерции в республике по итогам 2013 года составил 600 млн долларов, а число интернет-пользователей составило ок. 9,2 млн человек. Число активных пользователей, кстати, эксперты называют гораздо более скромное — по мнению Анны Осиповой, их насчитывается порядка 2 миллионов.

    Константин Горожанкин на «Торговой миссии 2014»

    Анна Осипова на «Торговой миссии 2014»

    Как уже упоминалось ранее, основной поток средств, потраченных казахстанцами в интернет-магазинах (до 90%), уходит за рубеж. Эти данные были озвучены весной 2013 года. То есть, на долю местных онлайн-ритейлеров приходилось всего 10% платежей. Нурлан Жагипаров, исполнительный директор Казкоммерцбанка, озвучил такую статистику по соотношению карточных платежей в пользу местных и зарубежных интернет-магазинов: $10 млн — ежемесячные платежи в пользу казахстанских продавцов, в пользу зарубежных — в 4 раза больше.

    Однако стоит принимать во внимание, что данная статистика касается лишь карточных оплат. В Казахстане по-прежнему преобладает именно наличный расчет — 63% покупателей рассчитываются за свои интернет-покупки наличными при получении товара. Таким образом, говорить о тотальном оттоке средств в зарубежные магазины все-таки нельзя. Вполне вероятно, что зная особенности работы местной розницы, многие пользователи при интернет-покупках предпочитают подстраховаться и осмотреть товар, прежде чем оплачивать его. Так, например, Михаил Гриценко, директор по развитию бизнеса Ozon.ru, отметил, что при выходе Ozon.ru на казахстанский рынок компания не ожидала столкнуться с низким процентом оплаты по картам: «Проблема в том, что мы не ожидали, что готовность оплаты картами окажется такой низкой». Барьерами, по его мнению, является недоверие покупателей, боязнь потери денег, низкая техническая грамотность пользователей. Выходом здесь могла бы стать возможность наложенного платежа. Курьерские компании заявляют о готовности к оказанию таких услуг, но многие отечественные интернет-магазины ее не рассматривают.

    Еще один вариант стимуляции пользователей к интернет-покупкам — оплата товаров в интернет-магазинах в кредит. «В Украине эта возможность уже вовсю используется», — говорит Геннадий Вовк, представитель украинской почты. В Казахстане такая возможность пока только рассматривается. По сообщению К. Горожанкина, работа над этим проектом уже ведется, однако существуют некоторые «бумажные» препятствия.

    Интернет-магазины в Казахстане — работающие и не очень

    В ходе конференции состоялось несколько выступлений представителей интернет-магазинов, работающих в Казахстане. Примечательно, что наиболее успешными и активно развивающимися являются международные игроки, пришедшие на наш рынок. Что, конечно, не удивительно. Так, например, Lamoda.kz, принадлежащий холдингу Rocket Internet, благодаря достаточным инвестициям способен проводить масштабные рекламные активности. Естественно, что местные интернет-магазины соответствующей категории оказались просто не способны вкладывать такие инвестиции. Lamoda работает в Казахстане почти 2 года. У сайта более 3 млн посещений в месяц и более 80 тыс. уникальных посетителей в день.

    Еще одна международная компания, активно развернувшаяся в Казахстане — концерн OTTO. Компания считалась гигантом каталожной торговли, однако цифровые технологии сделали из каталожной торговли некий гибрид. Сейчас большую долю каталогов заменили сайты. В настоящее время около 65% заказов OTTO собирается при помощи сайта. В Казахстане концерн начал работу в 2012 году, выйдя на рынок сразу с несколькими брендами: OTTO, BonPrix и Witt. Компания также занимается активным продвижением в Казнете, что принесло свои плоды — число почтовых отправлений OTTO в Казахстан по итогам 2013 года выросло на 420%.

    А вот другой крупный игрок, российский Ozon, в прошлом году запустившийся в Казахстане, похвастаться столь значительными результатами не может. По словам М. Гриценко, работая в Казахстане, компания столкнулась со множеством трудностей: неразвитая логистика и как следствие — длинные и неподдающиеся прогнозированию сроки доставки, завышенные ожидания покупателей в вопросах сервиса. «Интернет-покупатель в Казахстане привык получать wow-сервис. Люди просят больше информации о товаре, фотографии, спрашивают о возможности выбора цвета, например. Это невозможно», — так описывает возникшие трудности представитель Ozon. По итогам прошлого года в компании приняли решение в текущем году не фокусироваться на местном рынке, а уделять больше внимания российскому. «В этом году Ozon не будет делать упор на рынке Казахстана. Нам не нравится местная логистика», — подытожил Михаил Гриценко.

    Стоит отметить, что на логистику пожаловался только данный магазин. Остальные представители интернет-магазинов не стали называть эту причину в качестве основного барьера для своего развития. Так, например, Алексиос Шо, генеральный директор Lamoda.kz, сообщил, что имея достаточно большую долю отправок в регионы, компания работает с тремя логистическими компаниями, и сроки доставки держит под контролем. Кстати, с Казпочтой сотрудничество началось в апреле 2013 года. В мае 2013 г. на долю национального перевозчика пришлось 8% от всех доставок магазина, а к настоящему моменту эта цифра достигла 18%.

    Основным же препятствием многие представители интернет-магазинов назвали ценовой фактор. Покупатель ожидает найти в интернете гораздо более дешевые предложения, чем в офлайне. Именно это, по мнению участников рынка, заставляет пользователей «идти» за покупками в международные интернет-магазины. Самым популярным магазином у казахстанцев по-прежнему остается Amazon. По данным представителей Казпочты, по итогам 2013 года число входящих в Казахстан почтовых отправлений выросло на 48% (2012 г. — 807 504 шт, 2013 г. — 1 196 762 шт). Из них объем бандеролей вырос на 62%, посылок — на 11%, EMS — на 8%. А вот как выглядит рост объемов входящих отправлений в региональном разрезе: Китай +298%, Гонконг +22%, Турция +6%, Россия +4%, Германия +7%, США -2%.

    Александр Соколов и Михаил Гриценко на «Торговой миссии 2014»

    Кстати, представители почтовых администраций не видят в данном факте ничего страшного. «Трансграничная торговля растет по всему миру, это тренд», — говорит Г. Вовк, Укрпочта. Тем не менее, игроки рынка озабочены такими объемами и предлагают принимать меры для изменения ситуации и развития отечественных интернет-магазинов.

    Одной из таких мер, по мнению К. Горожанкина, может стать снижение НДС. А вот Александр Соколов, директор магазина Flip.kz, уже 6 лет работающего на отечественном рынке, считает, что местным магазинам необходимо пересмотреть свой подход к ценообразованию: «Маржинальность в Казахстане ниже, чем в России. Поэтому выходя на наш рынок, аппетиты нужно убавлять». Так или иначе, все сошлись во мнении, что казахстанским интернет-магазинам важно уделять внимание своей работе, обслуживанию пользователей и, что немаловажно, — аналитике.

    Ограничение порога ввоза — Казахстан против

    Другая мера, более кардинальная, предполагает некие ограничения в вопросах международных интернет-покупок. «Трансграничная торговля оживляет рынок. Но беспошлинный лимит не дает зарабатывать государству. Мы предлагаем введение определенной пошлины на оформление посылок», — так высказала свою позицию Татьяна Любимова, генеральный директор DHL GlobalMail. Именно по такому пути решили пойти в России, где уже вовсю идет работа над законопроектом, который введет значительные ограничения по стоимости и объему для входящих международных почтовых отправлений. О данной инициативе и попытках российской стороны в рамках ТС склонить Казахстан к принятию аналогичных норм стало известно прошлой осенью. К настоящему моменту к вопросу снижения порога беспошлинного ввоза казахстанские участники рынка относятся скорее отрицательно. «Народ только начинает привыкать к интернет-покупкам. Нам бы не хотелось, чтобы появились ограничения», — говорит Мурат Жарилкаганов, заместитель председателя правления АО «Казпочта».

    Мурат Жарилкаганов на «Торговой миссии 2014»

    В ходе «Торговой миссии» участникам рынка представилась возможность обсудить опыт и узнать мнение соседних стран по данному вопросу. Так, Диана Мелешко, советник заместителя генерального директора Почты России, сообщила, что вводимые новшества сильно усложнят работу почты: «Это данность, которую нужно принять. Мы ожидаем увеличения нагрузки... Смиримся с данностью». Поделился опытом и представитель Украины: «У нас порог составляет 300 евро за 1 посылку. Предложения о снижении были, но это может сказаться негативно на интернет-торговле».

    Таким образом, остается надеяться, что отечественные регуляторы всесторонне изучат вопрос, прежде чем примут какое-либо решение.

    О трансформации Казпочты

    Что касается самой Казпочты, компания намерена стать активным участником рынка электронной коммерции. В Казахстане национальный почтовый оператор развивается весьма примечательно — в 2013 г. Казпочта стала принципиальным участником Visa и MasterCard, имеется лицензия на торговый экваеринг и электронную коммерцию. В настоящее время идет работа сразу над несколькими новыми проектами и сервисами. «Трансформация для нас необходима, чтобы отвечать потребностям клиентов», — отметил Асхат Бейсенбаев, председатель правления АО «Казпочта».

    Новые технологии для клиентов

    По сообщению представителей АО «Казпочта», литовские партнеры уже производят сборку постоматов, пилотный проект продолжается. На него возлагаются определенные надежды ввиду положительного опыта зарубежных стран. В Эстонии, например, постоматы работают уже около 10 лет, на их долю приходится до 30% доставок из интернет-магазинов. В Казахстане первые постоматы будут запущены в первом полугодии нынешнего года (Алматы и Астана).

    Также, по примеру нескольких отечественных банков, Казпочта намерена запустить собственные minipos-терминалы.

    Услуги доставки

    Планируется запуск личного кабинета, где партнеры смогут получать полную информацию по своим отправлениям. В ближайшее время ожидается запуск услуги «Доставка день в день» (пока для Алматы и Астаны, впоследствии — между городами), доставка до 10:00 и до 12:00. Уже идет работа над новым функционалом: уведомление получателей о поступлении посылки посредством электронной почты и SMS.

    Инфраструктура

    Для улучшения работы и сокращения сроков планируется открытие второго ММПО (место международного почтового обмена) в аэропорту Алматы, обновление автопарка и оснащение GPS-трекерами, установка видеонаблюдения в почтовых вагонах. В нынешнем году будет налажен прием «партионных» отправлений, отслеживание партии отправлений. На 2015 год намечены работы по налаживанию складской логистики и управлению сбором заказов, а также доставка со складов поставщиков на склады ритейлеров.

    В целом, хочется заметить — конференция прошла очень насыщенно, спикеры представили интересные доклады, а обсуждения в ходе круглых столов подняли некоторые насущные вопросы.

    Посмотреть тви-трансляцию с конференции

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.