Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    Расследование компьютерных инцидентов

    Аннотация

    В курсе подробно разбираются все аспекты деятельности службы безопасности (отдела информационной безопасности) организации при реагировании на инциденты в информационной системе, в том числе методика предупреждения таких инцидентов, ликвидации нанесенного ими ущерба, пресечения хакерской активности, перекрытия каналов незаконного съема информации и выявления виновных лиц.

    Особое внимание уделяется юридическим основам расследования КИ, обсуждению проблемы доказательной значимости материалов, полученных в ходе расследования КИ, вопросам взаимодействия с правоохранительными органами и специализированными организациями. 

    Цель

    Научить слушателя комплексно подходить к проблеме защиты информации и увязывать вопросы защиты компьютерной информации с другими аспектами деятельности службы безопасности предприятия, а также, планировать действия по поддержанию и восстановлению работоспособности автоматизированных систем организации при возникновении КИ.

    Быстро устранять проблемы в случае возникновения КИ эффективно взаимодействовать с правоохранительными органами и специализированными организациями в процессе расследования КИ и выявления виновных.  

    Аудитория

    Руководители и ответственные сотрудники служб безопасности, руководители подразделений автоматизации и технической защиты информации организаций, в обязанности которых входит выявление и перекрытие каналов утечки информации, расследование попыток несанкционированного доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, разработка необходимых нормативно-методических и организационно-распорядительных документов по вопросам защиты информации.

    По окончании курса слушатели будут уметь

    • классифицировать виды компьютерных инцидентов (КИ)
    • выявлять наиболее существенные угрозы для компьютерной информации организации и методы защиты от них
    • знать основные предпосылки возникновения КИ в организации и методы их предупреждения
    • знать юридические основы успешного расследования КИ и привлечения виновных к ответственности в соответствии с действующим законодательством
    • обеспечивать основными способами непрерывность функционирования информационной системы организации в случае возникновения КИ и скорейшего устранения их последствий

    Содержание

    Раздел 1. Информация и ее роль в бизнесе. Понятие компьютерного инцидента

    • Основные понятия в сфере оборота информации.
    • Понятие и классификация КИ. Узкое и расширенное толкование КИ.

    Раздел 2. Факторы угроз для информации в организации и их классификация

    • Ненадлежащая политика руководства организации.
    • Нарушители правил из числа персонала организации.
    • Деятельность хакеров. Социальный состав хакеров.
    • Неправомерная деятельность отдельных представителей государственных органов.
    • Несчастные случаи и стихийные бедствия.

    Раздел 3. Основные предпосылки для возникновения КИ

    • "Однобокая" или неправильно сбалансированная служба безопасности (СБ).
    • Проблемы в работе с персоналом.
    • Уязвимости в программном обеспечении (ПО).
    • Беспечность ответственных сотрудников.

    Раздел 4. Основные меры по минимизации нанесенного КИ ущерба

    • Комплексная система безопасности на предприятии.
    • Адекватная политика информационной безопасности.

    Раздел 5. Юридические предпосылки для минимизации нанесенного КИ ущерба

    • Законодательство.
    • Криптографические средства.
    • Правовая защита информации в организации.
    • Организация взаимодействия с правоохранительными органами.

    Раздел 6. Технические предпосылки для минимизации нанесенного КИ ущерба

    • Средства протоколирования.
    • Перекрытие технических каналов снятия информации.
    • Обеспечение резервного копирования данных.
    • Доказательственное значение файлов протоколов в случае официального и частного расследования.
    • Дистанционная работа сотрудников как средство обеспечения безопасности информации.

    Раздел 7. Практические методы контроля коммуникаций в организации

    • Контроль рабочих мест сотрудников.
    • Контроль активности сотрудников.
    • Контроль трафика электронной почты и обращения к Web-сайтам.
    • Контроль телефонных переговоров сотрудников.
    • Использование результатов контрольных мероприятий.

    Раздел 8. Действия в случае возникновения КИ

    • Неотложные действия.
    • Взаимодействие с государственными и негосударственными органами.
    • Выявление и устранение предпосылок, способствовавших возникновению КИ.
    • Восстановление работоспособности системы после КИ.
    • Специфика реагирования при возникновении КИ вследствие неправомерных действий отдельных представителей государственных органов.

    Раздел 9. Действия после обращения в государственные органы

    • Взаимодействие с правоохранительными органами в ходе расследования.
    • Выявление злоумышленника.
    • Сбор доказательств преступной деятельности злоумышленника.
    • Устранение причин, способствовавших возникновению КИ.

    Раздел 10. Изъятие и исследование компьютерной техники и носителей информации

    • Правовые основы для изъятия и исследования компьютерной техники.
    • Методика изъятия компьютерной техники и носителей информации.
    • Методика исследования компьютерной техники.

    Раздел 11. Практическая работа - расследование реального инцидента

    • Постановка задачи.
    • Планирование расследования.
    • Пошаговое расследование инцидента.

    Необходимая подготовка

    Базовые знания о современных информационных технологиях и распределенных автоматизированных системах.