Расследование компьютерных инцидентов
Аннотация
В курсе подробно разбираются все аспекты деятельности службы безопасности (отдела информационной безопасности) организации при реагировании на инциденты в информационной системе, в том числе методика предупреждения таких инцидентов, ликвидации нанесенного ими ущерба, пресечения хакерской активности, перекрытия каналов незаконного съема информации и выявления виновных лиц.
Особое внимание уделяется юридическим основам расследования КИ, обсуждению проблемы доказательной значимости материалов, полученных в ходе расследования КИ, вопросам взаимодействия с правоохранительными органами и специализированными организациями.
Цель
Научить слушателя комплексно подходить к проблеме защиты информации и увязывать вопросы защиты компьютерной информации с другими аспектами деятельности службы безопасности предприятия, а также, планировать действия по поддержанию и восстановлению работоспособности автоматизированных систем организации при возникновении КИ.
Быстро устранять проблемы в случае возникновения КИ эффективно взаимодействовать с правоохранительными органами и специализированными организациями в процессе расследования КИ и выявления виновных.
Аудитория
Руководители и ответственные сотрудники служб безопасности, руководители подразделений автоматизации и технической защиты информации организаций, в обязанности которых входит выявление и перекрытие каналов утечки информации, расследование попыток несанкционированного доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, разработка необходимых нормативно-методических и организационно-распорядительных документов по вопросам защиты информации.
По окончании курса слушатели будут уметь
- классифицировать виды компьютерных инцидентов (КИ)
- выявлять наиболее существенные угрозы для компьютерной информации организации и методы защиты от них
- знать основные предпосылки возникновения КИ в организации и методы их предупреждения
- знать юридические основы успешного расследования КИ и привлечения виновных к ответственности в соответствии с действующим законодательством
- обеспечивать основными способами непрерывность функционирования информационной системы организации в случае возникновения КИ и скорейшего устранения их последствий
Содержание
Раздел 1. Информация и ее роль в бизнесе. Понятие компьютерного инцидента
- Основные понятия в сфере оборота информации.
- Понятие и классификация КИ. Узкое и расширенное толкование КИ.
Раздел 2. Факторы угроз для информации в организации и их классификация
- Ненадлежащая политика руководства организации.
- Нарушители правил из числа персонала организации.
- Деятельность хакеров. Социальный состав хакеров.
- Неправомерная деятельность отдельных представителей государственных органов.
- Несчастные случаи и стихийные бедствия.
Раздел 3. Основные предпосылки для возникновения КИ
- "Однобокая" или неправильно сбалансированная служба безопасности (СБ).
- Проблемы в работе с персоналом.
- Уязвимости в программном обеспечении (ПО).
- Беспечность ответственных сотрудников.
Раздел 4. Основные меры по минимизации нанесенного КИ ущерба
- Комплексная система безопасности на предприятии.
- Адекватная политика информационной безопасности.
Раздел 5. Юридические предпосылки для минимизации нанесенного КИ ущерба
- Законодательство.
- Криптографические средства.
- Правовая защита информации в организации.
- Организация взаимодействия с правоохранительными органами.
Раздел 6. Технические предпосылки для минимизации нанесенного КИ ущерба
- Средства протоколирования.
- Перекрытие технических каналов снятия информации.
- Обеспечение резервного копирования данных.
- Доказательственное значение файлов протоколов в случае официального и частного расследования.
- Дистанционная работа сотрудников как средство обеспечения безопасности информации.
Раздел 7. Практические методы контроля коммуникаций в организации
- Контроль рабочих мест сотрудников.
- Контроль активности сотрудников.
- Контроль трафика электронной почты и обращения к Web-сайтам.
- Контроль телефонных переговоров сотрудников.
- Использование результатов контрольных мероприятий.
Раздел 8. Действия в случае возникновения КИ
- Неотложные действия.
- Взаимодействие с государственными и негосударственными органами.
- Выявление и устранение предпосылок, способствовавших возникновению КИ.
- Восстановление работоспособности системы после КИ.
- Специфика реагирования при возникновении КИ вследствие неправомерных действий отдельных представителей государственных органов.
Раздел 9. Действия после обращения в государственные органы
- Взаимодействие с правоохранительными органами в ходе расследования.
- Выявление злоумышленника.
- Сбор доказательств преступной деятельности злоумышленника.
- Устранение причин, способствовавших возникновению КИ.
Раздел 10. Изъятие и исследование компьютерной техники и носителей информации
- Правовые основы для изъятия и исследования компьютерной техники.
- Методика изъятия компьютерной техники и носителей информации.
- Методика исследования компьютерной техники.
Раздел 11. Практическая работа - расследование реального инцидента
- Постановка задачи.
- Планирование расследования.
- Пошаговое расследование инцидента.
Необходимая подготовка
Базовые знания о современных информационных технологиях и распределенных автоматизированных системах.