Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Грядут интересные времена для телекома

    Большие Данные для телекома, точки роста и как жить мобильным операторам в условиях низкой маржинальности. Об этом мы говорим с Главным директором по стратегии Beeline Казахстан Олегом Алдошиным.

    27 мая 2016 08:42, Computerworld.kz
    Рубрики: Интервью
    Большие Данные для телекома, точки роста и как жить мобильным операторам в условиях низкой маржинальности. Об этом Computerworld.kz говорит с Главным директором по стратегии Beeline Казахстан Олегом Алдошиным.

    Олег, каким образом в Beeline Казахстан решен вопрос аналитики в реальном времени? Где, в каких точках вы получаете трафик?
    Большие Данные есть у любой компании, особенно телекоммуникационной. Вопрос в том, как мы умеем с этими данными работать. Если еще точнее, данные-то есть, но вот инструментов, которые работают с неструктурированными данными в режиме реального времени – нет. Что у нас есть? Есть BI-системы (Business intelligence), которые имеют доступ к биллингу, к CRM-системе, к неким сетевым платформам. Для нас эти системы выполняют роль «дашбордов», благодаря которым, мы видим, что у нас происходит с выручкой, что с абонентами, с продажами, какая ситуация с регионами, география и т.д. Собственно, эта система позволяет нам принимать правильные управленческие решения. И конечно, это не Биг Дата, потому, что есть понятные четкие запросы и соответствующие ответы от системы.

    Как выражен экономический эффект от BI?
    Для меня в текущем виде BI в компании – это наши глаза и уши. Мы в принципе не сможем развиваться, предлагать правильные тарифы и услуги, понимать, что происходит с конкурентами без BI. Это некие базовые вещи. Здесь даже не возникает вопросов в целесообразности по аналогии с аквалангистом на глубине и его аквалангом – он обязателен.

    BI, конечно, хорошо, но это уже «про вчера»…
    Действительно, сейчас операторы и вендоры стали задумываться о том, как использовать этот неимоверный массив данных. По сути, я тут вижу несколько моментов. Первое – усиление BI за счет более широкого охвата данных, полезных для анализа бизнеса. Это то, что нужно для внутренней «кухни» компании. Вторая вещь – это то, что связано с персонификацией и продажами услуг абонентам. Тренд сейчас в телекоме такой – абоненты хотят персонального подхода к себе – к тарифам, услугам, да и еще в реальном времени. Вот для этих нужд мы в прошлом году установили платформу iCLM (individual Customer Lifecycle Management – прим. редакции) – систему, которая позволяет делать таргетированное и персонализированное предложение клиентам. И это уже сформированное ядро нашей будущей системы по работе с Большими Данными, к нему можно подключать новые блоки, масштабируя систему, например, биллинг, сеть, геолокация и т.д. Вот пример: вы в роуминге, система это видит и предлагает персонализированные тариф. Это направление будет активно расти.

    Олег, еще до того, как я включил диктофон, вы сказали, что запустили пилотные персонализированные проекты, которые находятся на стыке с Биг Дата…
    Да, в конце прошлого года мы в первый раз запустили программу персональных предложений для наших клиентов. Эти предложения как-раз и формирует система iCLM, основываясь на информации об абоненте – его расходах, текущем тарифе и т.д. Получили неплохой отклик и стали зарабатывать первые деньги. Разумеется, мы будем и дальше развивать этот интересный кейс.

    Какую именно платформу вы используете. Какая модель взаимодействия с вендором?
    Готовых кейсов нет, процесс творческий. Сама идея Биг Дата подразумевает партнерство. Иными словами, мы не знаем, где «выстрелят» эти данные. Поставщик нашего решения – Pontis, у компании есть ряд реализованных кейсов. Модель, по которой мы работаем с Pontis – разделение прибыли. Она позволяет нам не инвестировать огромные средства в платформу и бизнес-модель, вендор же получает часть нашего дохода от проекта. Понятно, что если бы у нас не было платформы, то не было бы и дохода, которые она позволяет генерировать. Так что тут все вполне справедливо. Мне кажется, что такие истории, будут все более и более популярны в телекоме.

    Такие проекты, своего рода стартапы…
    Совершенно верно, стартапы. Повторю, никто не будет инвестировать большие деньги в проект, брать единоличную ответственность за него, если нет 100% уверенности в прибыли. Здесь же инвестиции и риски делят между собой оператор и поставщик.

    Вернемся к Большим данным. В каких направлениях вы будете развиваться в этом ключе?
    Есть три направления, в которых мы будем развивать Биг Дата. Первое – это таргетированные, персонализированные предложение. Причем, каналы для подключения данной услуги будут не только по SMS или USSD, но и через мобильное приложение, а также через терминалы оплаты. Второе – повышение точности и качество прогнозирование. Об этом мы говорили выше – это, что мы относим к BI. И, наконец, третья большая вещь, о которой мы еще не говорили – это управление качеством как для абонентов, так и для нашей собственной сети.

    Например.
    Есть гипотетическая базовая станция, количество абонентов, есть некий трафик, который идет через эту базовую станцию. Это, в общем-то, все, что мы сейчас имеем с точки зрения информации в режиме реального времени. Мы считаем, что нужно идти дальше, нам нужно понимать, не только сколько абонентов в конкретный момент времени, но и какими сервисами они пользуются. Ну, например, вы смотрите YouTube, а второй абонент, который подключен к этой же базовой станции, пользуется WhatsUp. Первому нужен трафик, а второму – почти нет. Идея в том, чтобы управлять качеством в режиме реального времени, выделить ресурсов для абонента столько, сколько требует конкретный сервис, которым он пользуется. Делать это нужно по двум причинам. Первая – качество сервиса. Данный подход позволит радикальное поменять представление о качестве сервиса. Второе – оптимизация наших затрат. Сейчас мы строим станции, грубо говоря, везде, а будем строить там, где будет реальная потребность. И в этом нам поможет массив данных Биг Дата.

    Насколько понимаю, у вас что-то подобное уже реализовывалось.
    Да, мы первые в группе «Вымпелком» провели пилот системы SON (self-optimized network) – «самонастраивающаяся сеть» и получили очень хороший кейс. Например, мы знаем, что в грядущее воскресенье будет футбольный матч, сеть, соответственно, настраивается под конкретную ситуацию.

    В обществе не ослабевает дискуссия о Больших Данных. В частности, наиболее острая риторика сложилась вокруг продажи данных третьей стороне. В ряде стран это незаконно. Как можно в этих условиях получить некие бенефиты от этого массива, которые собирается в том же телекоме.
    Вы правы, продавать данные нельзя. Поэтому, мы говорим о некоей синергии, B2B. Вот утрированный пример. У вас есть ресторан, а у оператора есть группа клиентов, которая согласилась с тем, что их личные данные могли быть переданы данному ресторану. Соответственно, используя геолокацию, оператор мог бы предлагать специальные предложения этого ресторана клиентам, которые, повторю, не возражают против использования своих личных данные в данном проекте. Это такой «win-win» (прим. редакции – выигрышная стратегия для обеих сторон). Но в целом, с персональными данными нужно быть очень осторожными и действовать исключительно в рамках закона.

    Как измениться ваша бизнес-модель в условиях, когда Биг Дата станут непосредственными участниками бизнес-процессов?
    Телеком, как вы знаете, теряет прибыльность, нам нужно повышать эффективность бизнеса – это вопрос выживания. И здесь следует отметить, что для телекома наступили времена, когда бизнес требует радикальных шагов. Наш фокус будет направлен именно на такие, радикальные методы. Мы будем все больше и больше делать ставку на таргетированные предложения для абонента, предлагать синергию с бизнесом на примере, который я привел дальше. Ну, и информационные технологии. Наш фокус – на инвестиции в ИТ. Инвестиции в сеть как наиболее затратную часть, будут осуществляться точечно – именно там, где это нужно.

    А что есть у конкурентов в вопросе нашей беседы?
    У меня нет достоверной информации о том, что происходит у конкурентов, но я уверен, что все операторы в Казахстане думают и работают над этим. Победит тот, кто первым выстроит правильную стратегию и реализует ее.

    А если посмотреть на телеком в целом? Какие вы тут видите тренды?
    Телеком, как я уже говорил, становится низкоприбыльным бизнесом. Угол зрения в отрасли смещается на банковские сервисы, Интернет вещей и т.д. А вообще, мы стоим перед очень важным этапом развития телекоммуникационной отрасли: появляются более высокие скорости, софт, устройства. Грядут интересные времена…

    Спасибо за беседу.