Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Максим Сахаров (Softline): Рынок научного ПО в Казахстане составляет около 400 тыс. долларов США. И спрос на него растет

Пытаемся понять, что представляет из себя рынок научного софта в Казахстане в интервью с программным инженером компании Softline Максимом Сахаровым.

23 мая 2016 13:17, Computerworld.kz
Рубрики: Интервью
Пытаемся понять, что представляет из себя рынок научного софта в Казахстане в интервью с программным инженером компании Softline Максимом Сахаровым.

Есть мнение, что научное ПО, точнее спрос на него, – это некая лакмусовая бумажка. Своего рода, опережающий экономический индикатор. Соответствует ли это действительности?
В долгосрочной перспективе, думаю, да. Но я бы сказал иначе: научный софт, спрос на него – это результат того, что компании стремятся как-то оптимизировать свои ресурсы, повысить свою производительность.

Как бы вы оценили спрос на подобные продукты в Казахстане?
В Казахстане, когда только организовался Назарбаев Университет, в него пришли работать люди, которые не понаслышке были знакомы с научным софтом. Собственно, первые запросы на подобное ПО поступили именно из этого университета. С этого момента мы наблюдаем устойчивый рост спроса. То есть, в отличие от России, где мы затратили большие усилия и ресурсы на продвижение этой группы ПО, в Казахстане спрос на него сформировался очень быстро и без особых усилий.

Максим, на какие именно продукты существует спрос в Казахстане?
На первое место я бы поставил статистические пакеты. На второе – математические пакеты. На третьем месте – системы для управления учебными процессами.

И каков этот рынок в деньгах?
По нашим оценкам весь рынок научного софта в Казахстане составляет примерно 400 тыс. долларов США. Он не такой большой, но нужно помнить, что это нишевый рынок, ориентированный на узкие задачи.

На ваш взгляд, какие еще нишевые решения могут вскоре вызвать интерес в Казахстане?
Если идти глубже, то можно увидеть несколько направлений, которые будут интересны компаниям из Казахстана. Первое – это софт для энергетических компаний. Второе – инженерный софт, который будет интересен для производственных компаний.

Максим, сейчас много говорят об Интернете вещей. Существуют ли зрелые продукты для этой концепции в вашем портфеле?
Каждая компания видит концепцию IoT на свой лад, чаще всего примеряясь к своим производственным процессам. Некоторое время назад мы привозили в Казахстан презентацию программного решения для Интернета вещей ThingWorx. Это зрелая платформа, которая позволяет объединить весь стек датчиков, приборов и других аппаратных устройств с корпоративным ПО. И должен признать, что интерес был неподдельный, но до конкретных проектов еще не дошло.  

А какие именно секторы экономики Казахстана проявили интерес к решениям для IoT?
Интерес был проявлен со стороны нефтяного и энергетических секторов. Кроме того, данной платформой интересовались и представители агропромышленного сектора.

Агропромышленный комплекс? Интересно.
АПК – это благодатная почта для таких решений, сектор аккумулирует очень много инноваций.

Каков ваш портфель продуктов, относящихся к классу «научного ПО»? Какова доля продуктов, разработчиками которых являются компании из страны СНГ? Обращались ли к вам компании из Казахстана по вопросу дистрибуции ПО?
На сегодня в нашем портфеле порядка 25 разработчиков. И только 3 являются из СНГ. Более того – все они российские компании.

Какие тренды вы видите на рынке научного ПО?
Пожалуй, самый яркий тренд – это облачные продукты. Здесь нет ничего необычного – рынок научного ПО идет за большим рынком программного обеспечения. Что касается казахстанского рынка, то, пожалуй, отмечу, что в авангарде процесса останется академическая среда. Отчасти и потому, что подобное ПО позволяет существенно оптимизировать множество рутинных процедур, характерных для вузов. Как следствие – рост эффективности учебных процессов, что выражается в осязаемом экономическом эффекте.

Спасибо за ваше время, удачи!