Станет ли «Кселл» финтех-компанией?
Михаил Евдокимов рассказал о «Больших данных», и том, как компания намерена ворваться в сектор финансовых услуг.
Алексей Воронцов, исполнительный директор «Альфа банк Казахстан», вероятно, высказался как нельзя лучше, говоря о, так называемых, «Больших данных»: «Сейчас данные – это настоящее золото современности». Впрочем, Алексей Воронцов – оптимист Big Data, и свою позицию в этом вопросе ранее он высказывал не раз.
Я не зря привел цитату исполнительного директора «Альфа банк Казахстан» – в концепции «Кселл» Big Data – это ключевой элемент.
Тут следует сказать, что тема «полезности или бесполезности» Big Data почти всегда провокационная. Стоит ей появиться в качестве модератора дискуссии, она немедленно собирает два лагеря оппонентов. Оптимисты считают, что за такими данными будущее, пессимисты ссылаются на то, что они на 90% бесполезны (а бывают и более шокирующие оценки), либо теряют актуальность уже в тот же момент, как только оказываются в ЦОДе. И еще они говорят, что хранить и обрабатывать такие данные очень дорого, проще выбросить их.
Но количество пессимистов существенно снижается, когда речь идет о данных, которые могут предложить мобильные операторы. Тем более, если у этого оператора есть реальные кейсы.
Среди данных, которые уже сейчас собирает «Кселл», Михаил Евдокимов называет время «жизни» номера в сети, международные звонки и страны, мобильную операционную систему, дата активации номера, бренд и модель телефона, объем потребляемого интернет-трафика, звонки в роуминге и страны. Наконец, объем потребляемых услуг (средний чек). «Сегодня среднестатистический банк, конечно, знает профиль своего клиента – семейное положение, долговую нагрузку, имущество. Но это пассивная картина. То, что мы предлагаем – это активная картина», - говорит Михаил. Эти данные, по словам менеджера «Кселл», могут составить основу для, так называемого, предиктивного скоринга, то есть, «предсказательного» скоринга. «Предиктивный скоринг – это будущее, модель, которая позволит выдавать кредиты практически мгновенно», - говорит Михаил.
В списке секторов, к которым примеряется предиктивный скоринг уже сейчас – электронная коммерция, страхование.
Как данные «Кселл» могут быть интегрированы в реальные проекты? Михаил Евдокимов видит несколько направлений. Первый – аналитика. Здесь менеджер «Кселл» рассказал об опыте, который реализован совместно с одним из вендоров мобильных телефонов. «С помощью данных, которые мы получали, у вендора складывалась картина о том, какова доля его устройств на рынке Казахстана, какова активность абонента, каким образом абоненты мигрируют с бренда на бренд», - говорит он. Здесь важно понимать, что речь идет об обезличенных данных, и вендор не получает данных о конкретном абоненте.
В качестве примера того, как «Кселл» может реализовывать маркетинговые проекты, Михаил приводит кейс по «умному» таргетированию с одним из отечественных банков. «У банка есть предложение, которое он реализует совместно с партнером. В нашем случае – как акция, которая подразумевает оплату картой банка на территории партнера», - рассказывает детали Михаил. Банк передал «Кселл» пул номеров клиентов, которым это могло бы быть интересно. «Ну а дальше включилась наша автоматизированная система, которая мониторила список, и как только клиент появлялся в необходимой зоне, ему отправлялось SMS с предложением», - раскрывает механизм менеджер «Кселл». «Результаты нас порадовали, - продолжает Михаил. Эффективность таргетированных SMS с точки зрения реальных транзакций оказалась в 7 раз выше».
И еще один кейс из области маркетинга приводит Михаил. У банка была задача увеличить количество клиентов по новому продукту. Входящие данные – чек не менее 1500 тенге, плюс потребляемый трафик не менее 1 Гб в месяц. «Мы нашли такую аудиторию, провели маркетинг, и 16% из этой аудитории стали клиентами банка по этому предложению. Это очень хороший результат», - подытожил Михаил.
«Альтернативный скоринг только в начале своего пути в Казахстане. Мы встречаемся с банками, мы делаем какие-то тестовые проекты. Мы готовы делиться с банками данными, разумеется, с разрешения абонентов. На практике это оказалось не так сложно – подавляющее большинство абонентов готовы предоставить такое согласие», - говорит Михаил. Здесь следует отметить, что у «Кселл» есть собственный кейс – опыт продажи контрактных телефонов. По словам Михаила, использование традиционных банковских технологий скоринга в симбиозе с собственным ноу-хау, привел к росту эффективности на 30%.
«То, о чем я говорил – это вещи, которые доступны уже сегодня, это уже серийные технологии. Тот, кто начнет первым, тот и получит вишенку с торта», - интригует Михаил.
Собственно, «вишенка» для «Кселл», если так можно выразится, прозвучала из уст Антона Арнаутова, редактора авторитетного портала Банки.Ру, который прокомментировал кейсы Михаила: «У меня недавно была встреча с представителями крупнейшей европейской лендинговой площадки, они используют при скоринге почти 20 тысяч параметров. И большая часть этих параметров – это данные мобильных операторов».
Еще несколько лет назад, автор данной статьи говорил о том, что телекоммуникационные операторы будут трансформироваться, при этом, я рассматривал в качестве модели покупку операторов банками. Со мной был не согласен уже цитируемый ранее Алексей Воронцов, тогда еще исполнительный директор «Альянс Банка»: «На самом деле, я не согласен с этим, напротив, некоторые аналитики предрекают смерть именно банкам. Ведь у мобильных операторов есть почти все: есть структурированная клиентская база, есть сервисы. Абоненты могут с помощью мобильных устройств пользоваться многими финансовыми услугами, пожалуй, кроме кредитования. Банки «проспали» мобильную революцию, они также ортодоксальны в своем бизнесе, как и 200 лет назад, а основные доходы получают от кредитования. Поэтому вопрос о том, кто кого поглотит – не так однозначен».