Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    Электронная коммерция в Казахстане: настоящий бум?

    Несомненно, 2012 год в Казахстане можно охарактеризовать как «бум коммерческого онлайн-сервиса в Казахстане». И этому есть множественные косвенные подтверждения

    31 октября 2012 15:27, Computerworld.kz
    Рубрики: Казахстан

    Вспомните, уважаемые читатели, кто из ваших знакомых, друзей, кардинально поменял свою стезю, с головой окунувшись в мир виртуального бизнеса. Я, например, проанализировав, с удивлением обнаружил, что впору констатировать о массовой миграции моего ближайшего окружения в мир онлайн-бизнеса. Безусловно, в основе такого положения дел – расширяющийся спрос на подобный сервис. Идет ли речь о заказе и покупки авиабилетов в онлайн, или об Интернет-магазине для домашних питомцев, или об онлайн-бизнесе по доставке пиццы, можно говорить уверенно, спрос для таких сервисов есть. И он растет.

    В качестве основы для каких-либо расчетов в области перспектив роста электронной коммерции в Казахстане, применяют прогнозы, высказанные в 2011 году Аскаром Жумагалиевым. По его словам, в 2014 году этот рынок вырастет до 1,2 млрд. долларов США. «Наши ожидания на 2014 год объем рынка электронной коммерции достигнет порядка $1,2 млрд, а интернет-реклама вырастет практически вдвое», - сказал Жумагалиев в ходе международной конференции Digital Communications Kazakhstan 2011. В тоже время, на момент данного интервью, по оценке Жумагалиева, оборот электронной коммерции в Казахстане составлял порядка 300 млн. долларов США, объем интернет-рекламы - порядка 6 млн. долларов США. Т.е. речь идет о росте примерно в 4 раза за 2-3 года.

    В тоже время, более оптимистичные прогнозы дает глава компании Processing.kz Константин Горожанкин. По его словам, к 2015 году рынок электронной коммерции в Казахстане увеличится в девять раз. В настоящий момент рынок e-коммерции, отмечает он, в Казахстане занимает около 0,45 процента от общего рынка. Оценки роста таковы: в 2013 году на долю е-коммерции будет приходиться 1,8 процента, в 2014 - 2,7%, а в 2015 году показатель достигнет отметки в четыре процента, к этому времени рынок e-коммерции составит 3,6 миллиарда долларов США. Есть общепринятые оценки, статистически выверенные, так вот, они говорят, что пороговое значение для аудитории Интернета составляет 20%. Именно с этой цифры начинается рост спроса на онлайн-услуги. Казахстан этого показателя уже достиг, а в мегаполисах кардинально превышает эту отметку. Бум же электронной коммерции Константин ожидает в 2012-2013 году. Мы сейчас как раз находимся на этом временном отрезке, а некоторые данные говорят о том, прогноз обретает реалии.

    Менее оптимистичен вице-министр транспорта и коммуникаций РК Сакен Сарсенов. В частности, в начале октября этого года на общественных слушаниях программы «Информационный Казахстан-2020» он отметил, что по его оценкам рынок электронной коммерции в Казахстане достигнет 4 млрд. долларов лишь в 2020 году. Не исключаю, что в его оценке учитываются риски, которые нависли над мировой экономики в виде опасности «второго пришествия» кризиса, угрожающего по своим масштабам затмить последний.

    В тоже время есть и другие, еще более скромные оценки существующих реалий. В частности, по результатам опроса, проведенного аналитическим центром исследований «Chocolife.me», весь рынок электронной коммерции в Казахстане за 2011 г. составил свыше 133 млн. долларов. В основном, его формирует «AirAstana»и др. компании по продаже авиа и ж/д билетов, отмечают в компании. Касательно способов оплаты, то в данном случае 78,36% покупателей рассчитываются банковскими картами, 18,31% наличными и 3,33% оплачивают услуги при помощи терминалов. Лидирующие позиции по выручке заняли следующие Интернет-магазины: «Disti» - 5,7 млн. долл., «Sulpak» -3,7 млн, долл., «Alser» - 3,6 млн.долл.

    Я не зря привел эти данные, они, как видите, существенно отличаются от тех, которые приведены ранее (300 млн. и 133 млн.). Поэтому, вопрос метрики, методологии и инструментов оценки рынка – это ключевой вопрос всей статистики электронной коммерции в Казахстане. К сожалению, сейчас мы говорим только об оценках рынка, часто субъективных, строящихся на косвенных данных.

    Немаловажный фактор, который нельзя игнорировать – это влияние нашего северного соседа. С электронной коммерцией там дела обстоят намного лучше. Как в силу объективных факторов, так и в силу субъективных. В России раньше провели либерализацию телекома, рынок северного соседа несоизмеримо больше, Россия – родина гигантов поискового рынка и т.д. и т.п. С точки зрения цифр тут положение такое: по оценке компании Bay.Ru, объем российского рынка электронной коммерции в 2011 году составил около 12-13 миллиардов долларов. В 2012 году его объем превысит отметку в 15 миллиардов долларов. Эта же компания прогнозирует, что к 2015 году вырастет почти в 2,5 раза по сравнению с 2011 годом и достигнет 29-32 миллиардов долларов.

    А что же в США? Часто цифры, которые приводятся в разрезе этого бизнеса в Соединенных Штатах, являются своего рода эталонными. В целом, они отражают несколько интересных условных параметров. Так вот, в 2011 году объем американского рынка электронной коммерции составил около 210-230 миллиардов долларов США, а к 2015 году он вырастет до 330-350 миллиардов долларов.

    Если взять простейшую корреляцию к населению, то мы увидим, что в 2015 году на 1 жителя США, включая стариков и детей, будет приходиться покупок в онлайн на сумму 1125 долларов США в год. В Казахстане сейчас эта цифра находится на уровне 19 долларов, а в России на уровне 90 долларов США. Выводы напрашиваются самые оптимистичные.

    Рынок решил проблему платежей сам

    Пионером в области квазиинструментария для оплаты в онлайн стала компания Nursat. Известный телекоммуникационный оператор выпустил карточки iCard, которые первоначально служили способом пополнения баланса предоплаченных коммуникационных сервисов (доступ в Интернет по коммутируемым каналам и IP-телефония). Позже компания пыталась развить потенциал, организовав онлайн-площадку для бизнеса. Идея не стала слишком успешной, ведь в то время уровень проникновения Интернета даже в Алматы составлял чуть больше 10%. Дебаты об инструментах оплаты для Казнета велись долгие годы. Предлагались самые разнообразные методы, от предоплаченных карт для микроплатежей и разнообразных «электронных кошельков», до мировых практик – кредитных и дебетных карт, эмитированных банками Казахстана, в т.ч. созданных только для онлайн-транзакций. Несмотря на кажущуюся простоту, тема настолько обширна, что требует отдельного материала. Отмечу лишь, что в законодательной базе Казахстана имеются все предпосылки для е-денег, в частности, посредством закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам электронных денег”.

    На практике же малый бизнес, который работает в этом сегменте, часто использует непрямые способы оплаты, что выражается в такой распространенной практике: сделал заказ на сайте – оплатил по факту доставки. Именно поэтому, статистическая база для любого анализа рынка электронной коммерции в Казахстане (да и не только) искажается. А раз нет достоверной базы, значит, нет надежных инструментов для анализа этого рынка.

    Несомненно, качество статистики будет меняться. И не только способом совершенствования контроля и анализа транзакций. Вероятно, следует изменить саму методологию классификации субъектов бизнеса в государственном статистическом анализе. Хотя, это тема для отдельного разговора.

    Светлое будущее?

    Электронная коммерция обладает невероятной притягательностью. Если для малого бизнеса – это порой реальный и единственный способ войти в мир торговли, минуя ужасающие расходы на организацию реальной торговой точки, то для крупных сетей, это само собой разумеющееся дополнение к традиционной деятельности. И все-таки, несоизмеримые перспективы электронной коммерции, на мой взгляд, наблюдаются именно в малом бизнесе. Так называемый «бизнес с малой маржой», т.е. бизнес, который характеризуется небольшой торговой надбавкой, в большинстве случаев, характерен именно для онлайн.

    Уверен, мы находимся только в первой волне бума электронной коммерции в Казахстане, мы должны достичь как минимум уровня расходов в онлайн-сервисах (с учетом корреляции средних зарплат в России и Казахстане) до уровня 60-70 долларов на 1 жителя в ближайшие годы. А это примерно 11 млрд. долларов США.

    Перспектива очень заманчивая, правда, для нашего малого бизнеса риски все-таки есть. И исходят они как ни странно, от России. Не нужно недооценивать экспансию российских компаний, имеющих много больше опыта, отработавших на рынке «фактор ошибки» и готовые к «походу» на региональные рынки. Единственное, что сдерживает лидеров рынка северного соседа от желания сделать это «прямо и сейчас» - нереализованные перспективы на российском рынке. Но час, когда потенциал будет исчерпан, наступит и тогда на казахстанском рынке обострится конкуренция и начнется неминуемый процесс вытеснения, слияния и поглощения.