Ромашка Казнета
Из первых 25 сайтов Казнета, сайты - производители контента являются убыточными
Интернет-сообщество вместе с депутатом 6 октября в Клубе Института политических решений (КИПР) «гадали» за «круглым столом» на круге Казнета: замкнут ли он, разомкнут ли? Круг, который обрисовал модератор Е. Смайлов, директор по развитию организационных проектов КИПР, заключается в следующем. Нет инвестиций, потому что нет денег. Инвестор не приходит, потому что не видит, каким образом это можно капитализировать, монетизировать и заработать, потому что нет рекламодателей. Рекламодатель говорит, потому что нет массового потребителя. Потребителя нет, потому что нет интересного контента. Контента нет, потому что нет денег. Соответственно, круг замкнулся.
С таким определением на «круглом столе» был согласен руководитель Vox Populi А. Еликбаев. Как представитель производителя контента в Казнете, который занимает узкую нишу локальной фото-платформы, он считает, что и рекламодатели, и производители авторского контента в интернет-сфере не образованы. Оба вынуждены обращаться в рекламные интернет-агентства, которые работают с теми, кто платит больше, а до контента им и дела нет.
Несогласны с модератором были вице-президент «Интернет Ассоциации Казахстана» (ИАК) Ш. Сабиров и руководитель namba.kz К. Касымбеков. «Если был бы круг, то мы бы за последние 2-3 года не сделали качественный рывок с namba.kz, yvision.kz и другими ресурсами», - сказал первый из них. Дальнейший путь развития он видит в объяснении рекламодателям о том, что сегодня выгодно давать рекламу в Казнете. Руководитель namba.kz ратует за то, чтобы все проекты в Казнете представляли собой клоны популярных российских и западных ресурсов по функциональности, а контент чтобы наполняли сами пользователи.
Дискуссия по-поводу клонов заняла львиную долю деловой встречи. За своих «Одноклассников», за свои дубликаты был и Ш. Сабиров. «Это какое-то недомыслие говорить о том, что не нужны клоны», - также считает блогер А. Нурмаков. По его мнению как раз такие проекты, локализованные в Казнете, очень успешные. Ничего страшного в клонах не видит и М. Томанов, директор департамента по инновациям и науке МУИТ. Он приводил в пример японские сайты, долгое время копировавшие американские ресурсы. Похоже, не успела затихнуть первая волна против пиратства в Казнете, а мы опять наступаем на те же грабли – посягаем на чужую интеллектуальную собственность.
Оппоненты клонирования оказались в меньшинстве. Так, спикер М. Мусабетов, управляющий партнер ICC Business Advisors, сказал: «Нужно создавать те вещи, которые закрывают потребности резидентов Казахстана, вместо того, чтобы создавать двойники международных ресурсов. Мы не можем переписать весь мир по своему видению!». Его позиция заключается в том, что не нужно создавать идентичные ресурсы по наполнению. «Затраты на конкуренцию с российскими ресурсами бессмысленны в принципе», - добавил он. Директор «Национальной интернет-премии Award.kz» К. Горожанкин считает, что «надо не конкурировать с российскими ресурсами, а занимать те ниши, которые еще не заняты».
Обратимся к нишам Казнета. «Можно идти по сценарию: читать российские сайты, в Казнете развивать ниши», – предложил модератор. Исследование ICC, озвученное на «круглом столе», показало, что в Казнете растет интерес к сегменту блогосферы, и участники деловой встречи также склонились к мысли, что это наша ниша. Но, по мнению генерального директора SoftDeСo С. Алабугина, блог-платформы все одинаковые, новые пользователи кочуют с одной платформы на другую. «Кажется совокупно много, а в итоге это одна и та же группка людей, которая сидит везде в Интернете. По сути, эта аудитория не растет!», - сказал он. «На определенных нишах мы уже опоздали…здесь не будет никаких революций, а будет идти эволюция», - считает К. Горожанкин. Например, телевещание, поисковые системы, соцсети. Так, на mail.ru из Казахстана заходит ежесекундно 1 млн человек, тогда как Казнету такие космические цифры только снятся.
Большие надежды участники встречи возлагали на сегмент электронной коммерции. По их мнению, бизнесменам эту нишу надо быстрее занимать однозначно, которая будет, чуть ли не золотой жилой Казнета.
А вот с сегментом казахоязычной аудитории мнения снова разделились. Одни говорили, что казахская диаспора пойдет из-за рубежа при создании ей благоприятных условий, что ближайшие 5 лет пройдут под знаком казахского контента. Другие, например, М. Мусабетов, считает, «уходить в казахский язык смысла нет, т.к. проблему надо было решать с 1991 года». По мнению модератора массовое паломничество производства казахского контента начнется тогда, когда язык будет унифицирован. Стремление заузить контент разочаровывает и PR-менеджер Tele2 Казахстан Н. Халыкбергена, который ратует за продукт на английском языке с выходом на международный уровень. Не согласен и К.Касымбеков с тем, что «казахский язык – генерация трафика для всего мира». «Засилие казахского языка – это попытка испарить океан», - считает он. А мнение генерального директора MediaArt Д. Зимина гласит, что факторы языка несколько преувеличены и что на Западе это не помогло. Однако депутат Мажилиса Парламента РК М. Абенов заверил участников, что государство приложит максимум усилий для развития данного сегмента.
Из факторов, тормозящих развитие Казнета, назывались слабая инфраструктура доступа в Интернет, несоответствующее законодательство, утечка рекламных денег в Россию, замедление роста органического проникновения аудитории. Красной нитью дискуссию пронизывал тезис пиратского контента и воровства. По этому поводу Е. Смайлов сказал: «Пока реальность такова, что убыточны производители, которые работают без пиратского контента и прозрачно».
Неоптимистичный прогноз озвучил на встрече и генеральный директор ЮрИнфо И. Лоскутов: «Сейчас, когда над собственниками интернет-ресурсов висит угроза применения репрессивных мер, говорить о вложении долговременных инвестиций и серьезном развитии бизнеса невозможно». А завершаем «гадание» на ромашковом круге Казнета высказыванием спикера «круглого стола» Д. Зимина: «Государство относится к Интернету не как к индустрии, а как к сфере, где происходит влияние на людей, и получается много кнутов и мало пряников». В этой же тональности сказал и модератор: «Интернет – это часть медиаэкономики. Пока у нас государство относится к Казнету как к СМИ, что присуще печатному СМИ - манипулятору общественного мнения. И это проецируется на Интернет. А это другая среда, другие модели, другая экономика, другие отношения».