Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Колосс на глиняных ногах

    Финский гигант теряет почву под ногами, и процесс, похоже, превращается в бесконтрольное падение

    12 мая 2016 00:27, Computerworld.kz
    Рубрики: Казахстан
    Финский гигант теряет почву под ногами, и процесс, похоже, превращается в бесконтрольное падение.

    Computerworld.kz

    Nokia – великолепная компания, редкий пример высокотехнологичной компании, которая не носит американскую или тайваньскую прописку, а самую что ни на есть европейскую. Еще несколько лет назад предыдущее предложение было неписанным гимном Nokia, его произносили с гордостью и трепетом. Лет 5 я брал интервью у одного из топ-менеджеров компании, и идеология европейской компании пронизывала его насквозь. И вот, кажется, финская, а значит, и европейская мечта начинает терять яркие краски, мало того, над Nokia нависла реальная угроза существенного снижения доли на рынке. Сначала кадровая лихорадка, теперь и того хуже – платформенная, грозят спровоцировать бесконтрольное падение компании на всех рынках. По данным IDC, в 2010 году Nokia потеряла 5,9% доли на растущем мировом рынке смартфонов (при этом, общий объем продаж смартфонов вырос на 74,4%). Любой эксперт, разбирающийся в ИТ непременно найдет патологию в сочетании «падать на растущем рынке», в то время, как лидеры предпочитают «расти быстрее, чем рынок». Безусловно, Nokia еще остается лидером рынка смартфонов с долей 17%, но не исключено, что уже в первом-втором кварталах 2011 года ситуация для Nokia на рынке смартфонов изменится еще более драматически. И для этого есть очень веские основания.

    Известно, что платформа Symbian, на которую Nokia долгие годы делала главную ставку, инвестировав миллиарды в ее разработку, на современном временном промежутке оказалась абсолютно неконкурентоспособной. Даже с тем же Адроидом, который будет упоминаться еще не раз. Достаточно сказать, что расходы компании на R&D составляют около 4 млрд. евро в год, трудно сказать, какую долю в этом вопросе занимает операционная система, но думаю, что немалую. Если же суммировать затраты на Symbian за долгие годы ее разработки и развития, то станет ясно, что речь может идти о миллиардах евро (известно, что над Symbian трудится около 8000 сотрудников). Как я говорил, бросить этот чемодан, набитый оплаченными чеками за Symbian будет нелегко. И, видимо, в компании до последнего пытались сделать хорошую мину при плохой игре, т.е. не замечать Андроид как явление. Андроид же за пару лет продемонстрировал потрясающую динамику. В 2009 году доля Андроид-устройств составляла 4,7%, а в 2010 уже 33%. На фоне этих цифр как-то очень надрывно выглядят успехи N8, которых продали что-то около 5 млн. единиц, при том, что почти весь маркетинговый ресурс Nokia был направлен именно на продвижение именно этой модели. И вот развязка данной ситуации: Symbian отыгрывает последние аккорды, а на сцену выходит, как бы вы думали кто? Microsoft с Windows Phone! О Microsoft мы поговорим отдельно, хотя забегая вперед, скажу, что хотя и дела у софтверного гиганта идут получше, она вполне может вскорости занять место колосса на глиняных ногах: на пятки неудачному инвестору, коим прослыл Microsoft, вплотную наступает вездесущий web, у которого ярко выраженная аллергия на OS MS, установленную на хард-диске. Хотя, об этом предлагаю говорить позже и в отдельном материале. Что из этого следует? А довольно много интересного. Во-первых, Nokia теряет свою экосистему, отдаваясь во власть того, что уже существует вокруг Windows Phone. Судя по рыночной доле около 7% - это не так уж и мало, но и не сказать, что слишком много. Получая экосистему Microsoft, Nokia бросает свою, попадая в полную зависимость от «того дяди». Такая «капитуляция» не является почетной для компании, которая долгие годы не просто диктовала моду, она устанавливала правила игры на рынке. Таким образом, Nokia превращается из компании «тонкого тюнинга» в аутсорсера, где продукт от третьего производителя «притирается» на девайсах, спроектированных в Nokia. С одной стороны, тут нет ничего страшного, ведь многие производители использую Андроид, но при этом растут. Тот же «великий» HTC поначалу строил благополучие на WM, правда, облагородив скупой и аскетичный графический интерфейс удобоваримой надстройкой. С другой стороны, то что вполне подходяще для вполне рядовой в общем-то HTC, не совсем гоже для лидера рынка, хотя и катастрофически теряющего долю. Иными словами, аллегорично это звучит так: для «Атоса это слишком много, а вот для графа де ля Фер слишком мало». Но, глядя на такой несправедливый расклад (ведь Nokia придется покупать лицензии WP как и всем другим), я понимаю, что настоящее положение гиганта, принявшего такое решение, видимо, еще хуже, чем нам сообщается… В то время, как Microsoft, видимо, остается в плюсах. 

    Итак, подобьем фишки. Подписание соглашения с Microsoft не означает, что немедленно на рынок поступят продукты на Windows Phone. Есть мнение, что на процесс миграции уйдет до года. А тем временем, рынок будет вкушать продукты на Symbian^3, а Nokia продолжать терять долю рынка. Выход продуктов на WP – это тоже кот в мешке. Как отнесется к новой платформе пользователь, который даже в страшных снах никогда не соединял Microsoft и Nokia, я представляю слабо. Да и с лояльностью не совсем понятно. Где она будет, когда пользователь будет разглядывать классический дизайн от Nokia с платформой от Microsoft? Таким образом, неизвестных в данном уравнении больше, чем постоянных факторов, а посему решить его до появления результатов оценки рыночной ситуации после часа «Ч», очень сложно.

    Несомненно, сейчас для Nokia настал момент истины, ей припомнят все: «странный» маркетинг, влюбленный в гламур и глянец, обещания, который так и не были выполнены, слабый модельный ряд, особенно в верхнем сегменте, падение конкурентоспособности из квартала в квартал и т.д. Фактически, Nokia осталась одна на один со шквалом критики, который толком ни она, ни кто-нибудь из ее партнеров не могут парировать, на худой конец, раскрыть стратегию, снизойдя с Олимпа. Вот такая сказка о великой компании, последний вагон которой может вот-вот скрыться в тоннеле истории…