Итоги телекома в 2016 году: Казахстанские горки
Телеком оказался в эпицентре всеобщего внимания. Куда там скучному Казнету, не менее «кислому» ИТ и совсем непонятному e-commerce. В телекоме было все «по-взрослому», без иллюзий и дешевых трюков с VR.
Телеком оказался в эпицентре всеобщего внимания. Куда там скучному Казнету, не менее «кислому» ИТ и совсем непонятному e-commerce. В телекоме было все «по-взрослому», без иллюзий и дешевых трюков с VR.
Александр Галиев, Computerworld.kz
В то время, как страна находилась в неге после новогодних праздников, в то время, как доедался оливье и казахстанские семьи наслаждались, уже обязательным к просмотру «Властелином колец», в телекоме Казахстана назревала буря. Первые месяцы 2016-го повергли в шок и трепет и игроков рынка, и экспертов: в январе, например, мобильные операторы потеряли почти 2 млрд. тенге доходов только от голосовой связи, в феврале – более одного. Волатильность на рынке зашкаливала и продолжалось вплоть до мая. Ничего подобного ранее с телекомом не случалось. И это не сценарий «телекоммуникационного апокалипсиса» для какой-нибудь голливудской дешевой поделки, а вполне реальный кейс уходящего года.
Ситуацию усугубляла необходимость безотлагательных инвестиций в развитие 4G, я уже не говорю о необходимости оплатить предъявленные многомиллиардные счета за полученные 4G-частоты в казну. Счет шел на сотни миллионов долларов США. В этих условиях операторы приняли соломоново решение. «Теле2 Казахстан», например, объединилась с Altel в виде СП, автоматически получив лицензию на 4G, и избежав расходов на ее приобретение (подобный сценарий рассматривал еще несколько лет назад, с той лишь разницей, что предполагал поглощение «Теле2 Казахстан» со стороны «Казахтелекома»). Первоначально было объявлено, что СП «Теле2 Казахстан» и Altel будет руководить Пиетари Кивикко, но он покинул Казахстан, завершив свою карьеру. Во главе новоиспеченного СП стал Роман Володин, назначенный вместо Пиетари. Кстати, мы пытались узнать, чем займется бывший глава «Теле2 Казахстан», но ответа не получили.
«Кселл» и «Beeline Казахстан» решили пойти по другому пути – строить сеть совместно (иного сценария просто нет). И это доказывает высокий уровень доверия, который сложился между первыми руководителями компаний. И Арти Отс, и Александр Комаров не раз говорили о «коопетишн» - то есть, сотрудничестве конкурентов. Как выяснилось, это не просто громкие слова, а вполне даже работоспособный сценарий.
Но вернемся к цифрам. По итогам мая стало ясно, что доходы телекома встали на путь восстановления. С этого момента вздохнули все – медленно, но верно отрасль наверстывала упущенное, выкарабкиваясь из ямы. На этом графике мы визуализировали доходы от голоса в сетях мобильных операторов за 11 месяцев 2015-го и 2016-го. Чтобы было нагляднее.
Основные выводы здесь таковы: доходы от «голоса» в 2016 году догнали благополучный 2015 год в сентябре. А по итогам ноября даже немного превысили их.
Ситуация с доходами от мобильного Интернета выглядит очень даже позитивненько. Будто бы кризиса не было и вовсе. А в сентябре и вовсе ушли в отрыв.
На нижеследующем графике анализируем весь рынок телекоммуникаций в Казахстане. В него, кроме вышеперечисленных сегментов, мы относим услуги по передаче данных, услуги по распространению программ, услуги стационарной телефонии (в т.ч. междугородную и международную связь). По итогам 11 месяцев 2016-го он составил 514 млрд. тенге. За 11 месяцев 2015 года – 528 млрд. тенге. Таким образом, рынок сокращает разрыв – по итогам ноября он составил 2,8%, октября – менее 3,5%, в сентябре – 3,9%, по итогам августа – 4,7%. В июне разрыв составлял 5,8%, а по итогам мая – 6,7%. Замечу, предваряя вопросы – все остальные сегменты менее волатильны, там, откровенно говоря, и смотреть-то не на что – ни по объему, ни по динамике.
Как мы видим, отрасль пошла в отрыв, набирая скорость. По итогам декабря, возможно, телеком вернется на исходные позиции.
Было бы нечестно обойти стороной «Казахтелеком», которого усиленно готовят на IPO. Есть информация о том, что IPO состоится уже в следующем году. С этим, вероятнее всего, связана и консолидация акций оператора в малоизвестной Sobrio Limited. Подробности по этой ссылке. Наконец, не обошлось и без скандала. Весной этого года экс-директор департамента управления персоналом АО «Казахтелеком» Даляпраз Букетова распространила сообщение, в котором утверждала, что в компании процветает трайбализм.
Заметки на полях
Чем еще запомнился телеком в уходящем году? Тем, что операторы не боялись экспериментировать. «Кселл», например, представил палитру мультимедийных сервисов, и более того, успел осенью сделать еще и их ребрендинг, а «Beeline Казахстан» анонсировал несколько проектов из области мобильных финансов. О доходах операторов мы писали много. В целом они не блещут, поэтому, чтобы не занимать избыточного внимания, отправляю заинтересованных на сайт Computerworl.kz, где подобного материала можно найти в избытке.
Прогнозы
Формально, по многим показателям отрасль достигла потолка. Например, в части уровня проникновения SIM-карт – это почти 180%. Стагнируют и другие классические метрики мобильных операторов. Тем не менее, в краткосрочной перспективе, если не случится «черного лебедя», то телеком в Казахстане, а по большей мере, повторю, это относится к мобильным операторам, ждет интересное время. Экономика на пути восстановления, мобильный Интернет шагает по стране семимильными шагами – уже скоро мы увидим, что доходы от Интернета превысят «голос». Есть интересный прогресс и в доселе нехарактерных для операторов отраслях. Впрочем, говорить о том, что обороты от тех же ОТТ-сервисов скоро будут конкурировать с теми, что есть от традиционной деятельности было бы опрометчиво, но через 5 лет – вполне. С другой стороны, операторам придется продолжить масштабные инвестиции в развитие 4G. Хотя, думаю, что в нынешних условиях это уже не выглядит как зона особого риска.
Ну а мы, коллеги и читатели, будем продолжать следить за отраслью, хотя делать это становится все труднее. Впрочем, это отдельная тема для разговора.