Итоги 2016-го: Казнет
С этого материала подводим итоги уходящего года. В списке традиционно ИТ, телеком и электронная коммерция. И начинаем с Казнета. С чем пришел отечественный сегмент Сети на финишную 2016 года? Рассуждаем на языке цифр, сравниваем динамику с 2014/2015 годами.
С этого материала подводим итоги уходящего года. В списке традиционно ИТ, телеком и электронная коммерция. И начинаем с Казнета. С чем пришел отечественный сегмент Сети на финишную 2016 года? Рассуждаем на языке цифр, сравниваем динамику с 2014/2015 годами.
Александр Галиев, Computerworld.kz
Казнет начал 2016 год на отметке 122 986 доменов (121 901 в зоне KZ и 1085 – в зоне ҚАЗ). По итогам ноября 2016-го количество доменов в зоне KZ достигло 126 127 единиц, а в зоне ҚАЗ – 1029. Таким образом, общее количество доменов в обеих зонах достигло 127 156 единиц, то есть, с начала года Казнет вырос на 3,4%. А в абсолютных цифрах – на 4170 доменов. Динамика разнородная – домен KZ оказался в плюсе, домен ҚАЗ – в минусе. Почти никто не заметил 22-летие Казнета. Лишь Константин Горожанкин (АКИБ) поправил меня, и сообщил, что АКИБ приурочил KazNetDay именно к этой дате.
Сделаю краткую ретроспективу прошлых лет.
До сих пор сильны яркие впечатления, когда вспоминаю Казнет-стахановца образца 2014-го. Тогда, за год он вырос на 20% – по состоянию на конец декабря национальная доменная емкость оценивалась в 122 408 единиц.
2015 год Казнет провел в спячке, и завершил его на отметке 121 900 доменных имен в зоне KZ и 1083 доменных имени в зоне ҚАЗ. Таким образом, общая емкость Казнета составила около 123 тысяч доменов.
Пытался посмотреть в 2016 году на Казнет и с других ракурсов. Например, с точки зрения плотности доменов на душу населения. Выяснилось, отстаем от России и от мира. В Российской Федерации по итогам апреля 2016 года (именно на тот момент делал это исследование, не думаю, что с тех пор ситуация сильно изменилась) было зарегистрировано 6,2 млн. доменов в зонах RU, РФ и SU. Активных, разумеется, меньше – около 2,6 млн. Получается что-то около 1,18 сайта на 100 россиян. В Казнете плотность активных доменных имен – 0,5 сайта на 100 казахстанцев. Общемировая статистика говорит о том, что в среднем на 100 жителей Земли приходится примерно 14 сайтов. Предположим, что 50% из них активны, таким образом, получим 7 сайтов на 100 жителей голубой планеты. Это в 14 раз больше, чем в Казахстане. Пропасть огромная. Первая мысль – Казнет чудовищно недооценен. Но позже понимаешь, что она не выглядит безупречной.
Анализирую ленту новостей и не вижу ни одного яркого события вокруг отечественного сегмента Сети. Он как бы есть, и его как бы нет. Ну, а что еще может произойти с тем, кто находится в коматозном состоянии? Да и повода выходить из комы нет – 70% всей рекламы в Казнете уходит за бугор. Задавал министру Абаеву вопрос о том, когда, наконец, будут облагать налогом крупных игроков. Сказал, что технически не готовы. Пока. Размышлял, кстати, на эту тему ранее не раз. А что говорят специалисты? С одной стороны, в TNS Central Asia говорят о том, что интерес к размещению рекламы в Казнете растет рекордными темпами. Но с другой стороны, по словам Ильмурада Джумаева, генерального директора Video International Kazakhstan, он с точки зрения рекламы находится в зачаточном состоянии. Татьяна Старцева из TNS Central Asia добавляет, что в компании не до конца понимают то, что происходит в Казнете этой с точки зрения. Кстати, она же сообщает, что уровень проникновения Интернета в Казахстане достиг почти 100%. Осталась лишь старшая возрастная группа. Вот за счет нее и будет расти аудитория казнетчиков в 2017 году. Кстати, в мае написал материал, где констатировал снижение интереса к Казнету. Во многом он спорный, но кому сейчас нужен бесспорный? И еще один момент. В 2016 году произошло очень важное событие – мобильные устройства стали доминировать в Казнете. То, что это произойдет, никто не сомневался, поэтому просто констатирую факт.
Скандал года в Казнете – это дело Nur.kz, который счастливым образом «выкрутился» из очень непростой ситуации. Говорили об этом много, в том числе и с Шавкатом Сабировым (ИАК).
Казнет, конечно же, «падал» в 2016 году. Не весь, конечно, фрагментировано – по одному кейсу материал есть. Читать здесь.
И последнее. Почти весь год перманентно вспыхивала дискуссия о необходимости запретить детям доступ в Интернет без согласия родителей. Я писал об этом много, выражая свою солидарность. Не буду повторяться, кто изъявит желание – прочитает здесь и здесь.
Заметки на полях
Казнет замер в летаргическом сне, динамика, конечно, формально положительная, но уж больно вялая – ни жив, ни мертв. Почти никак отечественный сегмент Сети не коррелируется и с развитием электронной коммерции в Казахстане. Делать прогнозы в этих условиях – неблагодарно. Но все-таки в пользу того, что Казнет, наконец, расправит плечи, есть доводы. И главный среди них – на горизонте появились первые признаки отступающего кризиса. Измученная ИТ-отрасль, находящаяся в свободном падении уже как 3 года, если уж и не улетит в «космос», то, по крайней мере, может обрести долгожданную стабилизацию. А с ней и у Казнета появятся драйверы для роста.
Источник изображения: Mobilofon.com