Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Forrester: 70% частных облаков вовсе не облака

    Со­гласно новому отчету, опубликованному компанией Forrester Research, до 70% частных облаков, относимых к этой категории администраторами ИТ-систем, на самом деле таковыми не являются

    12 марта 2013 13:30, Computerworld.kz
    Рубрики: Мир

    Объединение корпоративного ЦОД, имеющего ярко выраженную виртуализован­ную среду, веб-портала, который служит для обработки запросов бизнес-пользо­вателей и предоставления им доступа к виртуальным машинам, а также средств контроля за характером использования имеющихся вычислительных ресурсов – еще не частное облако.

    Если у компании имеется достаточно мощностей, для того чтобы снабжать своих сотрудников фактически любым количеством необходимых им вычисли­тельных ресурсов, есть возможность динамически увеличивать и уменьшать этот пул, но выделение системных ресурсов осуществляется силами ИТ-специа­листов – это тоже не частное облако.

    Граница между виртуализацией и частным облаком неясна и расплывчата. Со­гласно новому отчету, опубликованному компанией Forrester Research, до 70% частных облаков, относимых к этой категории администраторами ИТ-систем, на самом деле таковыми не являются. «Мы столкнулись с серьезной проблемой, – подчеркнул эксперт Forrester по облачным технологиям Джеймс Стейтен. – Речь идет о размывании облака».

    Почему же проблема эта так серьезна? По словам Стейтена, если развитую вир­туализованную среду называют облаком, но при этом она не обладает одной или несколькими ключевыми чертами частного облака, ИТ-подразделение фор­мирует у пользователей нереалистичные ожидания. Поняв, что среда не поддер­живает возможности самообслуживания, а пул ее ресурсов не обладает необхо­димой эластичностью, пользователи оказываются разочарованы. И куда они об­ратятся в следующий раз, когда им оперативно понадобится виртуальная маши­на? К частному псевдооблаку или к сервисам Amazon Web Services, где выделе­ние ИТ-ресурсов происходит без участия человека?

    Большинство экспертов по облачным технологиям придерживаются общеприня­того определения облака – неважно, общедоступного или частного. В определе­нии, которое было дано американским Национальным институтом стандартов и технологий (National Institute of Standards and Technology, NIST), фигурируют пять ключевых характеристик:

    - самообслуживание пользователей по запросу;

    - широкополосный сетевой доступ;

    - объединение ресурсов в совместно используемый пул;

    - эластичная масштабируемость ресурсов;

    - возможность измерения характеристик обслуживания.

    Без этих пяти пунктов с технической точки зрения мы имеем дело не с облаком. Вопреки распространенному в определенных кругах мнению, виртуализация не является синонимом частного облака. Это важная составляющая, поддерживаю­щая облака, но одной лишь виртуализации для создания облака недостаточно. По словам менеджера компании VMware по маркетингу Майка Адамса, частное облако включает в себя более сложные средства управления, развернутые по­верх виртуальной среды. Эти средства как раз и придают облаку те качества, ко­торые отражены в определении NIST.

    Вице-президент компании CA Technologies по стратегическим решениям Энди Манн, признанный специалист в сфере облачных технологий, решил немного смягчить развернувшийся спор: «Не упомянув всех пяти характеристик, мы ввя­зываемся в некую семантическую дискуссию. На самом же деле речь идет не о том, что претенденты на право носить звание облака должны проходить провер­ку на строгое соответствие всем пяти правилам, а о том, что предлагаемое ИТ-решение должно обслуживать клиентов правильным образом. В определенных ситуациях 80% облаков достаточно хороши. Что в действительности можно ска­зать о предоставлении бизнес-сервисов? И кого, собственно, волнует, как вы это назовете? Важно лишь, чтобы ваши клиенты, ваши бизнес-пользователи своевре­менно получали все необходимые им ресурсы».

    Иногда предприятию не нужна эластичная масштабируемость, поскольку его ра­бочая нагрузка статична. При этом его сотрудники могут воспользоваться всеми прочими преимуществами облака – самообслуживанием, возвратными платежа­ми, широкополосным сетевым доступом и совместно используемым пулом ре­сурсов. Но с технической точки зрения определению NIST это не соответствует. «Поэтому, если мы хотим придерживаться технически грамотных формулировок, нужно называть все как есть: высокоэффективная виртуальная среда», – реко­мендует Манн.

    Откуда же пошли разговоры о размывании облака? По мнению Стейтена, ИТ-ад­министраторы, по существу, боятся облаков. Эксперты по виртуализации при­выкли быть хозяевами положения. Когда ощущалась потребность в ресурсах, они выделяли необходимый их объем. Облако же ставит такую модель под угро­зу, предоставляя пользователям возможность самообслуживания и динамическо­го регулирования своих потребностей в ресурсах. Что оставалось делать экспер­там по виртуализации?

    Впрочем, зацикливаться на этом не стоит. На долю ИТ-администратора остает­ся еще достаточно работы: следить за тем, чтобы в облаке присутствовал ката­лог параметров, доступных пользователям, поддерживались протоколы безопас­ности, обеспечивалась готовность ресурсов и компонентов виртуализации. Ад­министраторы должны принять эту философию. В противном случае пользовате­ли все равно найдут требуемые им ресурсы, обратившись к «теневым ИТ», кото­рых все так боятся.