У компьютерного рынка в Казахстане огромный потенциал роста
Интервью с региональным директором Intel в Казахстане и странах Средней Азии и Закавказья Дмитрием Кисель о том, чем помог кризис корпорации в Среднеазиатском регионе, почему компания делает основную ставку на внедрение образовательных программ.
Кризис уменьшил рост рынков, в том числе и компьютерного. Однако Intel, являясь крупнейшим игроком, продолжает завоевывать сегмент высоких технологий. О том, чем помог кризис корпорации в Среднеазиатском регионе, почему компания делает основную ставку на внедрение образовательных программ, и какие
— Сейчас доля компании на рынке составляет 80%. Какие меры вы принимаете, чтобы удержать лидерство?
— Действительно, доля Intel на рынке микропроцессоров для ПК колеблется на уровне 80%. При этом наша корпорация борется за здоровую конкуренцию, при которой потребитель сам для себя определяет качество продукции и голосует за нее своим кошельком. Нам остается лишь «поддерживать планку».
Если посмотреть на динамику последних нескольких лет, а также на отчеты аналитиков, видно, что доля Intel медленно повышается. Например, во втором квартале этого года на мировом рынке она составляла уже 82%. Не так давно этот показатель был менее 80%, но вот уже несколько лет он стабильно движется вверх.
Мы считаем, что продукция Intel дает покупателям преимущество, оставаясь адекватной по стоимости. Наши коллеги делают все возможное, чтобы вырасти на рынке.
Если же говорить о Средней Азии и Казахстане в частности, то наша доля здесь выше, чем 80%. Достаточно просто зайти в магазин и посмотреть на полки, ведь продается именно то, что выставлено. И если взглянуть на спецификации моделей компьютеров, то станет ясно, что наши процессоры установлены в 80% моделей ПК. Поэтому я не очень озабочен темой конкуренции.
— Но насколько это способствует развитию производства, ведь когда остается лишь один крупный производитель, который не боится конкуренции, то зачастую он может позволить себе «расслабиться», и от этого в итоге пострадают потребители и рынок?
— Я не сказал, что мы не опасаемся конкуренции. И вы правы в том, что она двигает технический прогресс. Наличие конкурента — это то, что заставляет нас развиваться. И тот факт, что наша доля на мировом рынке составляет 80% — еще не признак успокоения, потому что это не 95%, когда мы были бы единственными. Разумеется, конкуренция беспокоит корпорацию Intel, но это не то,
— Что вы имеете в виду?
— Например, тенденции, связанные с изменениями спроса и динамикой рынка. Согласно прогнозам IDC, этот год ознаменуется уменьшением компьютерного рынка на 10%, что связано с кризисом. Несмотря на то, что Intel не может прямо влиять на эту ситуацию, мы заинтересованы в том, чтобы рынок рос, и стремимся предоставлять возможности для развития тем, кто сейчас не имеет доступа к компьютеру по разным причинам.
В этой связи у нас есть программа, которая называется «1 ученик — 1 компьютер». Она предназначена для школьников младших классов
Сегодня корпорация Intel в СНГ располагает примерами других стран и регионов. Например, в Башкотарстане руководство уже приняло решение о приобретении компьютеров для работы по программе «1 ученик — 1 компьютер». В Санкт-Петербурге в начале июня этого года мы подписали соглашение о сотрудничестве с администрацией города. Они в ближайшие три года приобретут 250 тысяч школьных нетбуков, чтобы обеспечить нужды учеников города и области. Это решение было принято по результатам реализации пилотных проектов. Схема везде одинаковая: за свой счет мы устанавливаем компьютеры, создаем компьютерные классы, обучаем учителей и дальше ждем результатов и реакции правительства.
— Согласно данным IDC, доля компании в России, составляющая 81,6%, в этом году уменьшилась. С чем вы связываете это падение?
— Рынки стран СНГ, и России в частности, являются далеко не прозрачными. И независимым агентствам крайне сложно представить, что там происходит. По сложившейся традиции владельцы бизнеса сдают отчеты, которые им кажутся правильными для конкретной ситуации. Поэтому корректную информацию о реальном состоянии рынка можно получить лишь на основании данных нескольких агентств. Если посмотреть на усредненные показатели, то можно увидеть, что доля рынка Intel колеблется на уровне 80%. Поэтому я еще раз повторюсь и отмечу, что этот параметр нас не очень беспокоит, так как корпорации хватает здесь места.
— Возвращаясь к теме конкуренции, хотелось бы спросить о судебном процессе. AMD обвиняет вашу компанию в том, что она спонсирует рекламные акции торговых представителей, способствуя тем самым увеличению продаж. Как вы можете прокомментировать эти события?
— Евросоюз принял решение в мае этого года и оштрафовал Intel за практику, которая якобы нарушает подход к конкуренции. Штраф составил существенную сумму — 1 млрд. евро. Чтобы продемонстрировать ее значимость, отмечу, что наша прибыль во втором квартале была примерно такой же.
Это очень неприятно. Мы считаем, что решение несправедливое, поскольку компания не нарушала антимонопольное законодательство. Более того, мы подали апелляцию и собираемся отстаивать свои интересы в суде. Чтобы было понятнее, объясню простым языком: есть два показателя, демонстрирующие, что обвинения несправедливы. Наши финансовые документы открыты, компания публикует их каждый квартал. В них четко видно, что мы не продаем продукцию в убыток, т.е. ниже себестоимости. С другой стороны, средняя продажная цена за каждую единицу продукции постоянно снижается. То есть, получается, что мы каждый год предлагаем потребителю продукцию технически усовершенствованную, но по меньшей цене. Здравая логика говорит, что если компания является монополистом, она старается удержать цены на прежнем уровне. Но упомянутая практика для нас есть признак того, что мы конкурируем честно и именно по этой причине вынуждены снижать стоимость продукции. Мы считаем наши действия абсолютно справедливыми и будем добиваться правды в суде.
— На чем построены обвинения и кто главный инициатор процесса?
— Обвинения выставлены нашими конкурентами, они же подали соответствующую жалобу в Евросоюз. Там есть комиссия по антимонопольному законодательству, которая решает такие вопросы.
— Какие меры компания приняла в связи с кризисом?
— Наверное, Intel — одна из немногих компаний на
Кризис нам очень помог в Среднеазиатском регионе: мы поняли, что сейчас самое время переходить на новые технологии. Традиционно компании во время кризиса «забиваются в угол», стараясь выжить. Но есть и те, кто смело идет вперед, чтобы выиграть в развитии. Для нас этой областью стала технология беспроводной связи
Всем известен беспроводной доступ
— Вы отметили, что не сокращали штат сотрудников. Это
— Нет, зарплаты мы тоже не уменьшали. Мы вошли в кризис с четкой оптимизированной структурой, постоянно следим за ситуацией на рынке. Более того, в Казахстане мы наняли еще одного сотрудника, поскольку видим здесь большие перспективы.
— Основное производство микроэлектроники приходится на Тайвань, Индию и Китай, но самые современные процессоры Intel производятся в США. С чем это связано?
— Intel — это изначально американская компания, наша штаб-квартира находится в Калифорнии. Но наши разработчики трудятся во многих странах мира. В частности, в России Intel держит штат из 1000 инженеров. Производство тоже разбросано. Полупроводниковые компоненты производятся в США, Ирландии, Израиле. Сборочные и тестовые производства имеются в Египте, Индии, Китае.
— Что вы можете сказать о казахстанском рынке сбыта? Насколько он перспективен, и как растут продажи?
— Говоря о Казахстане, к сожалению, сейчас не могу отметить здесь роста. Рынок в первом полугодии уменьшился на
— За счет чего складывается доход компании в Казахстане?
— У нас есть две основные группы продукции — микропроцессоры для компьютеров и флеш-память. Мы продаем их через дистрибьюторов локальным сборщикам. Есть также и другая модель — ноутбуки, которые привозят сюда уже в собранном виде.
— Какую долю доходов Intel составляет среднеазиатский регион?
— Мне сложно говорить о нынешнем годе, поскольку динамика не совсем понятна. Но в
— Если сравнить казахстанский рынок с другими, какое место он займет по значимости для компании?
— Безусловно, если говорить о Средней Азии, то Казахстан очень важен для нас. Из 10%, ранее озвученных мною, Казахстан занимает практически половину. С нашей точки зрения, тут достаточно сильная экономика. Поэтому наш региональный офис находится именно здесь.
— Что на сегодняшний день мешает развиваться рынку?
— Сегодня это кризис, через который все проходят. Но рано или поздно он закончится. Помимо этого, мне бы очень хотелось, чтобы правительство Казахстана приняло положительное решение по поводу нашего образовательного проекта. Мы отдаем ему очень много. На уровне нашей компании приезд председателя совета директоров — это доказательство того, что мы очень серьезно относимся к Казахстану.
— Какие перспективы сотрудничества с Alatau IT City?
— Буду предельно откровенен: я ничего не знаю об этом парке, поэтому сказать
— Персональные компьютеры становятся все мощнее. Можете ли вы предсказать, какие новые задачи они смогут решать в будущем?
— Если посмотреть, как компьютеры развивались в недалеком прошлом, то можно увидеть тенденции, которые будут просматриваться в будущем. Компьютеры станут более быстрыми, т.е. за одни и те же деньги каждые два года вы сможете покупать ускоренные компьютеры.
Мы делаем микропроцессоры, которые физически становятся меньше и потребляют меньше энергии, что делает компьютеры более компактными, легкими, элегантными и удобными в работе. Мобильные компьютеры будут работать от батареи более длительно и начнут оснащаться новыми элементами интерфейса, все больше адаптированного к естественным действиям человека. Через несколько лет компьютер, очевидно, научится адекватно распознавать речь, но для этого нужны очень мощные процессоры.
— Какие планы ставит перед собой компания на текущий год?
— Основное для нас — внедрение и развитие новой модели образования по программе «1 ученик — 1 компьютер». Мы постараемся объяснить государству, что, инвестируя в образование, мы инвестируем в будущее.
Комментарии