Пациент скорее мертв?
Положение Казнета на сегодняшний день.
Все то время, пока в обществе шли острые дискуссии вокруг принятия поправок в законодательство Казахстана по вопросу о регулировании деятельности интернета, внимание к нему в нашей стране был весьма значительно. Однако огромный общественный интерес не отменял главной проблемы всего Казнета (казахстанского сегмента Всемирной сети), безотносительно его общественно-политической составляющей, — «клиент» находится на той стадии, когда он скорее жив, чем мертв.
Развитие казахстанского сегмента интернета в целом проходит в режиме вялотекущей стагнации. И вопрос не только в количестве имеющихся сайтов. Так, по данным интересующегося казахстанским интернетом специалиста Александра Ляхова, их количество в стране превышает чуть более семи тысяч, и за прошедшие с 2003 года шесть лет увеличилось лишь вдвое. Для сравнения отметим, что в России зарегистрировано более миллиона сайтов. И это, несмотря на то, что интернет стал гораздо доступнее и гораздо важнее в жизни каждого, технологии создания сайтов проще, а стоимость хранения информации на серверах дешевле. Вопрос в качестве, как дизайна, так и содержания (контента) сайтов. Интернет в Казахстане, по большому счету, не является бизнесом, он не интересует предпринимателей и зачастую является кустарным промыслом.
Сегодня бизнес очень мало использует интернет — ни для рекламы, ни для осуществления предпринимательской деятельности. Например, интернет-торговля находится в зачаточном состоянии. Здесь и проблема с формами оплаты, с доставкой, с предложением, практически со всем. Хотя надо отметить компанию Air Astana, которая сегодня в покупке билетов и предварительном бронировании мест на самолете ничем не уступает западным аналогам.
Кроме того, информационная пустота Казнета сравнима лишь с состоянием нашего книжного рынка, который является продолжением российского. Даже оппозиционные сайты не могут похвастаться слишком большой посещаемостью. Существует мнение, что наличие Рунета делает Казнет ненужным, ведь все, что необходимо казахстанцу, он может найти на российских ресурсах. Считается, что главная проблема заключается в том, что только 10 процентов казахстанцев имеет доступ к интернету, но это все же почти 1,5 млн. активных граждан и пользователей.
Со своей стороны государство пытается способствовать развитию данной отрасли. Так, в Концепции развития Казнета на
По словам председателя Агентства РК по информатизации и связи Куанышбека Есекеева, на создание этого проекта, который начал работу 14 февраля этого года, было потрачено около 16 млн. тенге, выделенных национальной компанией «Национальные информационные технологии». А вот уже к 1 сентября запланировано изменение дизайна и концепции сайта. Блоггер Adam-kesher по этому поводу писал, что если сайт спустя несколько месяцев после открытия меняет концепцию и внешнюю оболочку, то это значит — более 130 тысяч долларов по недевальвированному курсу были истрачены впустую. И таких примеров неэффективных финансовых вливаний со стороны государства можно привести довольно много. В результате деньги выделяются на невостребованные проекты, тогда как ресурсы, в которых граждане действительно нуждаются, остаются без внимания. Например, серьезная проблема обстоит с сайтами госорганов, многие из которых были созданы по принципу «чтобы были». Эти и другие противоречия лишь усугубляют аморфность Казнета, а также ставят под вопрос развитие бизнеса, связанного с интернет-технологиями.
Хотя в последнее время в Казахстане появилось довольно много объявлений по созданию сайтов. Это привлекло наше внимание, потому что теоретически рост предложений должен отражать рост спроса на новые интернет-ресурсы. Однако первое объяснение данного феномена, с которым нам пришлось столкнуться, было связано с тем, что мы имеем дело с повышенной активностью студентов, которые пытаются в кризисные годы обеспечить себе дополнительный заработок.
Тем не менее, мы обратились в одну компанию, которая является представительством российской фирмы. На вопрос, какую долю бизнеса в нашей стране занимает создание сайтов, руководитель проекта, пожелавший не называть себя, ответил: «Ноль». И при этом он пояснил, почему так происходит. Дело в том, что казахстанский рынок интернета не интересен российским игрокам, так как он еще не готов стать площадкой для ведения серьезного бизнеса. «В первую очередь в Казахстане нет понимания, что такое сайт, — продолжает наш собеседник. — Знаете, в
Консервативность казахстанских компаний по отношению к интернет-маркетингу порой доходят до абсурда. Рассказывает директор студии Neat Web Solution Руслан Мурзин: «В современных условиях существует значительный спрос на получение бизнес-информации в интернете. Этот факт очевиден, но между тем до сих пор существуют компании, которые этот аспект не рассматривают. Многие фирмы, куда мы обращались со своим предложением, наотрез отказывались от наших услуг, уверяя, что сайт им не нужен». Руслан отметил, что чаще всего потребность в наличии «представительства» в интернете испытывают фирмы, занимающиеся продажами и дистрибуцией.
Другим серьезным препятствием при решении о создании сайта является цена. Не каждая компания готова отдать за создание приличного
Отметим, что вопрос конкуренции вообще не может стоять там, где нет как такового развитого бизнеса с соответствующей инфраструктурой. Причем в нашем случае как нет соперничества между казахстанскими студиями, так нет и конкуренции с российскими разработчиками сайтов. Очень редко отечественные фирмы обращаются за подобными услугами к россиянам. По мнению Руслана Мурзина, на то есть несколько причин.
Между тем мнение, что создание сайтов — очень выгодное дело, является не до конца верным. На первый взгляд, никаких особых затрат нет — ни на сырье, ни на оборудование. Но, как оказалось, не все так просто. Создавать сайты достаточно прибыльно, если ты работаешь в одиночку и, выполняя всю работу, получаешь все деньги клиента полностью. Но если созданием сайтов занимается студия, то основные расходы идут на оплату персонала: архитектор сайта, дизайнер, программист и верстальщик. Плюс аренда помещения и затраты на некоторое лицензионное программное обеспечение. Один из наших собеседников навскидку оценил, что с сайта стоимостью 10 тысяч долларов прибыль может составить всего около 30 процентов. А Алексей Ли отметил, что и эта цифра кажется ему несколько завышенной. «Пока что в Казахстане создание сайтов — это не способ заработка денег. Такие компании чаще держатся на энтузиазме», — добавил
К подобным заявлениям представителей бизнеса следует относиться скептически. Ведь если бы денег эта работа не приносила, компании на этом рынке долго не задерживались. Вообще, по оценкам специалистов,
Но даже если все существующие профессиональные компании будут работать на высоком уровне, Казнет все равно будет оцениваться на «два с плюсом», поскольку подавляющая часть сайтов так или иначе будет сделана кустарным способом. Среди растущего числа предложений создания сайта по низкой цене очень редко можно встретить стоящие проекты. Зачастую за создание интернет-ресурса берутся молодые люди, освоившие самостоятельно или в вузе основы
В целом, интернет в нашей стране, конечно, жив и сайты будут продолжать открывать, работа над ними будет вестись как кустарным, так и профессиональным образом. Однако найти дорогу к сердцам и кошелькам 1,5 млн. казахстанских пользователей пока у Казнета никак не получается.
Комментарии