Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Казнет Инкогнита

    Анализ текущего состояния и развития интернета в Казахстане.

    26 января 2007 17:30, Александр Васильев, Computer Club Magazine
    Рубрики: Интернет

    Без интернета нынче никуда. Пропадает связь — и все, жизнь практически останавливается. Нельзя отправить/получить почту, почитать новости, найти необходимую информацию… К хорошему привыкаешь быстро и степень зависимости лучше всего осознаешь в такие вот «моменты потерь». Однако это все — в общем и целом. Нас же интересует наш «любимый» многострадальный Казнет. Не задавались вопросом — а что, если бы его не было? Много потеряли бы?

    Боюсь, что большинство ответит, что вообще ничего бы не потеряли, не будь Казнета. И даже не потому, что терять нечего — скорее, просто из-за незнания о возможных потерях. Чуть меньше будет ответов вида «потеряем, но, действительно, не много». В самом деле — не так много казахстанских интернетчиков являются пользователями отечественных почтовых серверов (даже несмотря на то, что именно почтовая система OK.kz является лидером рейтинга посещаемости сайтов Казнета CountZero). У большинства (в дополнение к корпоративным ящикам) — в адресе после «собачки» стоит какой-нибудь «мэйл-ру». Который считается более надежным, удобным, функциональным, красивым, чем казахстанские аналоги. Более раскрученным. Ведь свой путь к «надежности», «удобству» и «красоте» он начал гораздо раньше. И рассчитан был на аудиторию совершенно других масштабов. Соответственно, и требования к этим самым «красотам» были, мягко говоря, пожестче. Ведь большая аудитория порождает более активную конкуренцию за себя. Поэтому и новости мы ходим читать в зону «ру», а уж нужную информацию тем более ищем там же. Кто — на «Яндексе», кто — на «Рамблере». Кто как привык. Потому что Казнет действительно беден качественными ресурсами. Он мал и неинтересен. Он неконкурентен.

    В трех соснах

    Тем не менее, казахстанский сегмент интернета, несмотря на свои скромные размеры (подробнее об этом позже), представляет собой загадку. В смысле — неизведан до конца. И чтобы в нем найти необходимую информацию, нужно очень постараться. Вообще, для поиска используется два основных инструмента: собственно какая-либо поисковая система или же некий каталог. Каталог, по идее, удобнее — зашел в нужную рубрику и вот оно все, на блюдечке… Но — это в теории. Будь все так и на практике, никакой «инкогниты» бы тогда не было — а она есть, и еще какая.

    Самым известным каталогом казнетовских интернет-ресурсов является «Весь WWW-Казахстан» (http://catalog.site.kz). Если вы зайдете сюда просто из праздного любопытства, возможно, не заметите многих моментов: на первый взгляд все хорошо структурировано, и кажется, что найти сайт нужной тематики легко и просто. Но стоит поставить перед собой какую-то конкретную цель, как сразу озадачиваешься: а в какой это рубрике?

    Например, ищем издание медицинской тематики. Логика подсказывает раздел «СМИ» (который, для «удобства», как и все остальные разделы, разбит на несколько рубрик, а те, в свою очередь, содержат подрубрики), в нем — «Газеты и журналы». Далее выбираем (из «Алматинская пресса», «Еженедельники», «Журналы» и «Региональная пресса», — занятный список, не находите? — лучше бы тематическую разбивку сделали), например, «Журналы» и получаем список сайтов журналов. Здесь главный критерий визуального поиска нужного сайта — по названию издания, которое вызовет некие ассоциации с медицинской тематикой. Однако здесь на названия ориентироваться сложно — встречаются такие, как «Журнал» (целых два!). Еще зачем-то «Служба знакомств» здесь же. Есть вообще безымянные, а многие ссылки попросту не работают. В других подрубриках то же самое. И ничего на медицинскую тематику. А может, вернуться в основное содержание и раздел «Медицина» глянуть? Да, тут есть «Медицинские издательства, газеты и журналы», — 5 ссылок на тематические сайты.

    В общем, каталог «Весь WWW-Казахстан» очень хорошо развивает дедукцию и индукцию. И интуицию тоже. Кстати, есть в нем интересный раздел «Неопознанное». Нет, в нем не адреса тех сайтов, которые редактор каталога не смог определить ни в один из разделов «с названием» — здесь про астрологию и НЛО. Обычная безграмотность.

    А недавно ко «Всему WWW-Казахстану» появилась еще одна претензия — в его ряды стали проскакивать сайты, не имеющие к Казахстану никакого отношения. Это уже совсем нехорошо.

    Почти год назад на казнетовском горизонте вроде бы замаячила некая альтернатива «Всему WWW…» — каталог «Веб-ресурсы Казахстана» с очень подходящим адресом (http://resurs.kz/). Правда, на момент моего с ним знакомства его база адресов содержала всего около двух с половиной сотен сайтов против почти трех тысяч «Всего WWW-Казахстана». Но — «Москва не сразу строилась». Дай, думаю, подсоблю — зарегистрировал два сайта. Ждал больше двух месяцев, когда они пополнят редкие ряды каталога. Потом отчаялся. И ведь поябедничать некуда — на сайте нет никаких координат. Уже потом случайно увидел в разделе «Реклама» номер мобильника и адрес электронной почты. Но желание отвлекать создателей каталога к тому моменту пропало. Как пользователя этот ресурс меня тоже потерял. Однако при подготовке данного материала все-таки решил глянуть — есть ли подвижки? Есть. Сейчас количество ресурсов в базе — 418.

    Конечно, в Казнете есть и другие каталоги, но ситуация в них не лучше. Поэтому пока остается пользоваться классикой Catalog.site.kz (http://catalog.site.kz). И реальным ее конкурентом, появившемся прошлым летом, — каталогом портала eXtra.kz (http://catalog.extra.kz/). Действительно достойный ресурс, заслуживающий внимания. Других альтернатив нет.

    Что касается поисковиков, то здесь ситуация в Казнете еще хуже чем с каталогами: толковых казахстанских поисковиков не было, нет и вряд ли появятся. Но что самое интересное — и не надо. Потому что «Казнет» — это очень условное понятие. Чем он отличается от «Рунета»? — доменной зоной — во-первых, и некоей казахстанской тематикой — во-вторых. Зато в языковом плане минимум на 95% является подмножеством того же Рунета. Так зачем изобретать велосипед? Тем более, что хорошая поисковая система — удовольствие не из дешевых. И создание отечественной поисковой системы абсолютно нецелесообразно в условиях низкой численности пользователей интернета в Казахстане и малого количества казнетовских ресурсов. И в условиях существования Яndex’а (http://yandex.ru/) и Google (http://google.com/), который тоже очень хорошо осуществляет поиск в зоне «.kz» (и даже на казахском и с казахским интерфейсом — http://google.kz/kk/). А все, кто ратует за создание казахстанского поисковика, либо исходит исключительно из своих корыстных интересов (чаще это простой самопиар), либо не понимает сути вопроса. Исключение — создание имиджевого проекта, но опять же с «интересной» подоплекой.

    Статистика: я знаю, что я ничего…

    Итак, вернемся к скромным размерам. Мы уже поднимали несколько номеров назад тему статистики на казахстанском ИТ-рынке. Так вот, Казнет в плане отсутствия каких-то цифр и показателей особенно преуспел. Толком неизвестно ничего — ни количество сайтов, ни количество пользователей, ни других не менее важных показателей. Видимо, этот сегмент настолько мал, что даже не в состоянии вызвать серьезный исследовательский интерес.

    Что ж, будем считать на пальцах.

    За основную точку отсчета количества сайтов возьмем статистические данные все тех же каталогов и рейтингов. Так, например, на начало января 2007 года в рейтинге CountZero (http://www.zero.kz/) присутствовал 4101 сайт. В каталоге «Всего WWW-Казахстана» на тот же момент — 3344 сайта. При этом в ноябре 2005 года база CountZero содержала 2871 сайт, а во «Всем WWW…» была информация о 2634 сайтах (см. статью А. Ляхова «Казнет: пациент скорее жив, чем мертв» в Computer Club №12, 2005). Если предположить, что разница есть годовой (точнее — за 13 месяцев) прирост (не каждый новый сайт регистрируется в каталогах и рейтингах, а также есть вероятность, что могли зарегистрироваться ранее существовавшие сайты) сайтов, то получим ощутимую количественную прибавку в Казнете: 1230 сайтов, или по 94,6 сайта в месяц, «по версии» CountZero, и 710 сайтов всего, или по 54,6 сайта в месяц, по версии «Всего WWW-Казахстана». Оптимистическая и пессимистическая версии. Впрочем, даже пятьдесят толковых сайтов в месяц — очень неплохо. И наоборот, сто бестолковых не принесут никакой пользы. А теперь идем в замечательный раздел «Новинки каталога» «Весь WWW-Казахстан» и понимаем, что речь по-прежнему идет о количественных, а не качественных показателях.

    Что до общего количества сайтов в Казнете, то год назад Александр Ляхов все в той же статье «Казнет: пациент скорее жив…» дал оценку 4500–5000 сайтов. Думаю, сегодня этот показатель варьируется в пределах 5000–5500: появились новые проекты, а некоторые из старых перестали существовать.

    Другим показателем интереса к Казнету является количество регистрируемых в зоне .kz доменов. Этим вопросом уже больше года занимается компания PROFIT Online, предоставляющая нашему журналу данные для рубрики «Грибница». Правда, это косвенный показатель, особенно учитывая, что есть только информация о поданных заявках. Гораздо показательнее оплаченный интерес, но какой процент заявок оплачивается, самостоятельно проверять несколько утомительно (хотя процедура довольно проста — зная список доменных имен, поданных для регистрации, нужно просто проверить их статус (занято/свободно) через месяц), а KazNIC «справок не дает».

    Тем не менее, и эта информация представляет живой интерес. Интересна как количественная, так и качественная составляющая. Ведь имена регистрируемых доменов могут косвенно рассказать о направлении развития Казнета. Но это отдельная большая тема, возможно, мы к ней вернемся в одном из следующих номеров. Пока же поговорим о количественных показателях.

    Как видно из диаграммы, ситуация в течение года была довольно стабильной, за исключением марта и апреля, когда наблюдался настоящий доменный бум. При этом, что интересно, где-то 70% заявок на регистрацию имен в эти месяцы подавалось преимущественно одними и теми же игроками — их около десяти. В то же время необходимо отметить, что очень большой массив имен так и не был оплачен. Это все можно легко проверить на сайте KazNIC (http://www.nic.kz/).

    Если говорить о доменной активности по регионам Казахстана, то наиболее активны такие города как Алматы, Караганда, Семипалатинск, Петропавловск. Самой высокой популярностью в качестве доменных имен пользуются имена собственные и общеупотребительные слова, наиболее интересные из которых давно заняты. А реальных проектов по этим адресам так и нет. Дело в том, что такие домены берутся либо «про запас», либо с надеждой выгодно «спекульнуть». Предпринимательский дух — он и в интернете предпринимательский дух. Чего греха таить — сам пару удачных доменов прикупил. Для чего? Как повезет.

    Именно поэтому количество заявок на домены так сильно опережает прирост в сайтах. Все ждут светлого интернет-будущего. Но в этой ситуации, несомненно, радует то, что есть вера в это будущее. А это уже немало.

    В последние месяцы регистрируется довольно много доменов для корпоративных сайтов — в качестве имен, как правило, выступают названия компаний и различные аббревиатуры. Т.е.  бизнес наконец-то тоже поворачивается к интернету лицом. А там, глядишь, и кошельком повернется.

    Не помню кто и где, но по-моему прошлой весной была озвучена цифра о количестве доменов в Казнете на начало 2006 года — 12000 имен. За прошедший год оно выросло как минимум еще на 3000.

    Ну, и немного все-таки имеющейся официальной статистики. Предприятиями связи Казахстана в январе-ноябре 2006 года было оказано услуг на сумму 247,1 млрд. тенге, что на 20,2%  больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. В том числе населению за указанный период предоставлено услуг на 89,6 млрд. тенге, что на 27,1%  больше, чем в январе-ноябре 2005 года, сообщили 12 декабря в госагентстве по статистике. В результате из общего объема доходов 36,2%  получено от реализации услуг связи населению.

    В структуре доходов от услуг связи за январь-ноябрь 2006 года мобильная связь занимала 45,5%, междугородная — 19%, местная телефонная — 7,7%, интернет — 5,3%, радиосвязь, радиовещание, телевидение — 3,4%, почтовая — 1,8%. Вместе с тем, по данным статведомства, наиболее динамично развивалась сотовая связь: в январе-ноябре 2006 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем услуг увеличился на 57,9%. Интернет, как видим, существенно отстает. В денежном выражении на него за одиннадцать месяцев 2006 года пришлось 13,1 млрд. тенге (почти 1,2 млрд. в месяц).

    Конкурировали, да невыконкурировали

    Впрочем, одного лишь красивого имени домена не достаточно, чтобы получить популярный ресурс. Здесь на первом месте должно стоять содержание и оформление сайта. Как раз то, чем и берет Рунет, куда уходит почти весь казахстанский трафик. Особенность Казнета в том, что он фактически является частью, подмножеством Рунета, т.к.  на 95% он русскоязычный. Так обстоят дела со многими национальными доменами СНГ. За счет единого языкового пространства границ в интернете не существует. И работают простые законы рынка — спрос выбирает лучшее предложение, т.е.  интернет-ресурсы Рунета (исторически так сложилось, что российский интернет развивался гораздо более стремительно, чем казахстанский, имея большую аудиторию и большие инвестиции, и ушел далеко вперед). Большинство сайтов Казнета не блещут своим содержанием, которое заимствуется с российских ресурсов, при этом оформление оставляет желать лучшего. Понятно, что пользы от такого Казнета никакой.

    Такие ресурсы непопулярны и не приносят никакой коммерческой выгоды владельцам, т.к.  размещение рекламы на них неэффективно. Тем не менее, в Казнете есть около десяти раскрученных и хорошо посещаемых сайтов — это афиша кинотеатров Kino.kz (http://www.Kino.kz/), форум Центр тяжести (http://bb.ct.kz/), интернет-газета Gazeta.kz (http://www.gazeta.kz/), портал «Весь WWW-Казахстан» (http://www.site.kz/), Алматинская информационная система (www.infokz.com), компьютерный портал Alfa.kz (http://www.ALFA.kz/) и др., чья посещаемость составляет порядка двух-трех тысяч пользователей в сутки.

    Но уровень отдачи вложений даже в популярные интернет-ресурсы очень невысок. Как сайт может заработать деньги? Либо организовать платный доступ к своему контенту, либо оставить доступ на сайт бесплатным и зарабатывать размещением рекламы. Но рынок интернет-рекламы в Казахстане только начал формироваться. У многих компаний в рекламном бюджете даже не предусмотрена такая статья как «интернет-реклама». Очень многие ее серьезно не воспринимают, и зарабатывать таким способом сложно. Платный доступ к информации сайта — еще более сомнительный вариант.

    В создание интересных ресурсов никто вкладывать не торопится. Ведь существует много других сфер экономики, где вложенные деньги принесут прибыль и быстрее, и больше, чем от интернет-проектов. Да и большинство существующих популярных сайтов не преследовали коммерческих выгод изначально, создавались на энтузиазме и лишь потом вырастали в нечто серьезное.

    Получается замкнутый круг. С одной стороны, слабый контент не может обеспечить должного трафика. С другой — справедлива и обратная зависимость: низкая посещаемость не вдохновляет на создание качественного содержания. Как быть? Ну, палкой народ в интернет не загонишь. Поэтому вся надежда, как обычно, на энтузиастов. Которые, несмотря ни на что, все-таки будут делать качественные сайты. Качественные и интересные. Потому что для чего создаются сайты, повторяющие содержание рунетовских ресурсов, причем в урезанном и не совсем «удобоваримом» виде, я не понимаю. Все эти странички с «пособиями для веб-мастеров» и «миксы», где в одну кучу свалены и казахстанские новости, и анекдоты, и куча другой разнородной информации. В итоге — каша, и отделить в ней зерна от плевел, как правило, весьма трудно. Я ничего не имею против таких ресурсов, надеюсь, у них есть своя благодарная аудитория. Но мне кажется, изобретать велосипед ни к чему — есть масса качественных российских развлекательных и прочих сайтов общей тематики. Откуда, кстати, наши «сайтостроители» и берут большую часть «ингредиентов» для своих «миксов».

    Но сейчас некогда ждать долгого роста из энтузиастских штанишек. За счет оригинальных ресурсов Казнет обрел бы свое уникальное лицо и был бы интересен не только для своих граждан, но и для пользователей из других стран. Причем оригинальность должна сочетаться с понятностью. На пресс-конференции, посвященной итогам конкурса сайтов Award.kz 2006, было отмечено крайне низкое количество сайтов на казахском языке. Главный директор общественного объединения «Казак Интернеттi» Серикказы Какыбаланов, констатировав тенденцию уменьшения численности казахскоязычных сайтов, отметил, что «дело не в проблемах технического обеспечения, но в нас самих — мы не используем такие сайты, им не хватает рекламы, пользователи не осведомлены об их существовании». В связи с чем, организаторы пообещали в 2007 году сделать особый упор на казахскую версию сайта AWARD.kz (http://www.award.kz/) и поощрение сайтов на казахском языке. Хотя мне и тут все представляется гораздо проще: отсутствует спрос, нет предложения. Тут я полностью согласен с Артемием Лебедевым, для которого «не существует японского интернета» по причине незнания японского языка. Интернет — это интернациональное пространство. И мы должны делать сайты, понятные и интересные как можно более широкой аудитории.

    Поддержим отечественного сайтостроителя госпрограммой

    В то же время сейчас Казнет характеризуется небольшим количеством пользователей и невысокой посещаемостью. Новые сайты нужно делать для кого-то — а пока посещаемость у нас довольно низкая из-за маленькой интернет-аудитории. Среднее проникновение интернета по Казахстану — всего около 4%, в Алматы — около 25%. Многие считают главной причиной неразвитости нашего интернета высокие тарифы на доступ. Цены на интернет можно сделать низкими, но если у потенциального потребителя нет компьютера, то это проблемы не решит. На состояние казахстанского интернета влияет экономическая ситуация в стране в целом. У большинства потребителей есть гораздо более приоритетные задачи, куда потратить деньги, чем интернет. Выстраивается целая цепочка, начиная от уровня жизни населения и заканчивая компьютерной грамотностью.

    Мы привыкли лечить симптомы. И отрадно, что приходит понимание причин. И вместе со снижением тарифов на интернет-доступ начинают делаться гораздо более важные шаги. Так, в рамках реализации «электронного правительства» в Казахстане решается вопрос преодоления информационного неравенства. 11 октября 2006 года премьер-министр Казахстана Даниал Ахметов подписал постановление правительства РК «Об утверждении Программы снижения информационного неравенства в РК на 2007–2009 годы». Ее основные направления — достижение 20% уровня компьютерной грамотности населения Казахстана, 20% уровня пользователей е-услугами и интернетом в республике, а также повышение значимости информационных ресурсов в повседневной жизни граждан. На реализацию программы будет выделено 12 млрд. тенге. А в ходе ее реализации будет организовано 2515 компьютерных классов и обучено 2364054 человека (15,7%). Также в рамках «электронного правительства» в Казахстане предполагается открыть 2000 пунктов общественного доступа к интернету — уже к концу 2007 года будет открыто 726 пунктов.

    Остается только надеяться на положительные результаты этих глобальных инициатив нашего государства — в этом случае подъем ждет не только Казнет, но и всю отечественную отрасль ИТ.

    Заявки на регистрацию доменов в зоне .kz, поданные в 2006 году (общее количество — 9134)
    Январь — 672
    Февраль — 547
    Март — 939
    Апрель — 1195
    Май — 583
    Июнь — 718
    Июль — 696
    Август — 792
    Сентябрь — 818
    Октябрь — 808
    Ноябрь — 721
    Декабрь — 645
    Информация предоставлена компанией PROFIT Online

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии