IT-кадры, которые решают все...
О ситуации в области ИТ-образования в Казахстане и ожиданиях бизнеса и государства от ИТ-кадров.
Стремительное развитие и проникновение информационных технологий во все сферы жизни не только высвобождает массу времени и других ресурсов — они меняют сами принципы бизнес-процессов и коммуникаций, открывая нам все новые и новые возможности. Однако сами по себе технологии, воплощающиеся в аппаратных и программных комплексах, ничего не значат. За всем этим стоят люди. Одни — изобретают и внедряют технологии, другие — ими пользуются. Поэтому спрос на квалифицированные кадры сегодня растет не только количественно, но и качественно.
Первым в колокол забил
И все же, задачи, стоящие перед бизнесом и государством, несколько разнятся. Бизнесу в первую очередь нужны высококвалифицированные специалисты, настоящие профи. Государство же заинтересовано в наиболее широком распространении базовых навыков «компьютерной грамотности». С другой стороны, бизнес не менее заинтересован в росте количества «продвинутых» пользователей, поскольку это дополнительный рынок сбыта, а государство, в свою очередь, не сможет реализовать свои проекты без профессионалов. Таким образом, проблема общая, но акценты
Государственные инициативы
Главная задача государства — преодоление информационного неравенства. Суть этой проблемы для нашей страны заключается в неравном доступе населения к возможностям, предоставляемым современными информационными технологиями. Это связано как со слабым уровнем развития человеческого потенциала, так и с отсутствием у людей необходимых аппаратных и программных средств, а также доступа к коммуникациям. Другими словами, если мы даже обеспечим каждого жителя Казахстана персональным компьютером с выходом в интернет — этого будет недостаточно. Главное — научить пользоваться этими средствами, объяснить те возможности, которые открывают
Для решения этой задачи Агентством РК по информатизации и связи, совместно с заинтересованными государственными органами, была разработана Программа снижения информационного неравенства на
Такой порог компьютерной грамотности выбран не случайно. Согласно мировой практике после преодоления 20% барьера проникновение IT в массы растет лавинообразно, а сам процесс становится автономным, не требующим вмешательств извне. Напомним, что у нас этот уровень пока не превышает и 5%.
Преодолевать 20% порог наша страна начнет с создания бесплатных информационно-аналитических центров по обучению населения компьютерной грамотности в Атырауской, Актюбинской, Жамбылской, Кызылординской, Карагандинской, Западно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях. В настоящий момент уже ведется обучение в первом таком центре в городе Талдыкоргане.
Прежде всего, обучение в этих центрах пройдут работники государственных учреждений. В течение ближайших трех лет планируется обучить свыше 87,7 тысяч госслужащих, порядка 47,6 тысяч воспитанников детских домов, около 62,5 военнослужащих, а также более 666 тысяч работников бюджетных организаций и безработных. Другие категорий граждан смогут пройти обучение в летнее время в двух тысячах компьютерных классов, которые будут функционировать по всей стране.
Однако в процессе повсеместной компьютеризации важно, чтобы компьютеры, установленные в учебных заведениях, использовались максимально эффективно, а не стояли без дела, а преподавательский состав имел соответствующую квалификацию. Об этом говорилось и на прошедшем
Последнему, вообще, в настоящий момент уделяется повышенное внимание, учитывая значительную удаленность большинства населенных пунктов от региональных образовательных центров Казахстана. Директор департамента высшего и послевузовского профессионального образования Министерства образования и науки РК Марат Нургужин заявил, что в стране практически создана нормативно-правовая база для внедрения дистанционного высшего образования. По его словам, дистанционная технология играет большую роль не только для реализации госпрограммы по развитию системы образования на
Одна из последних государственных инициатив по использованию IT в сфере образования - создание Мультисервисной информационно-коммуникационной образовательной сети (МИОС). Эта система разработана с целью создания единой информационно-образовательной среды и предназначена для внедрения в современный образовательный процесс новых мультимедийных технологий обучения. МИОС состоит из отдельных аппаратно независимых модулей, которые при необходимости могут добавляться по мере развития образовательного учреждения. В комплект поставки входит также набор цифровых образовательных ресурсов. Внедрение данной системы позволит перейти с традиционных на интерактивные методы обучения, что обеспечит непрерывное взаимодействие между школами, преподавателями и учащимися даже на расстоянии.
Бизнес и образование
Если говорить о бизнес-сообществе, то оно тоже не стоит в стороне. Так, ряд
Однако несомненным лидером здесь является компания «Microsoft Казахстан». В рамках инициатив «Безграничные возможности» и «Партнерство в образовании» она уже провела ряд успешных проектов, в ходе которых только в 2006 году было обучено более 5000 человек из незащищенных слоев населения, 19000 учеников школ, 1300 учителей. Впервые в Казахстане Microsoft провел I Республиканскую конференцию инновационных учителей, основной целью которой стал обмен опытом между преподавателями-новаторами, распространение передовых знаний и новых
Где
И все же подобные инициативы — это скорее социальная миссия. В этой связи встает вопрос, а как же «айтишники» утоляют собственный кадровый голод? Бизнесу нужно решать конкретные задачи, а потому и действовать он предпочитает целенаправленно. Как правило, компании для повышения квалификации своих сотрудников отправляют их на авторизованные курсы обучения. Благо, сегодня этот рынок представлен целым рядом учебных центров, среди которых, имеющие российские корни, «Академия АйТи», сетевая академия
Впрочем, услугами перечисленных заведений пользуются и госструктуры. В большинстве учебных центров соотношение между заказчиками распределяется примерно следующим образом: 10% — «частники», 40% — корпоративные клиенты и 50% — государство. Все это говорит о том, что именно государство и крупные казахстанские компании из промышленного, финансового и телекоммуникационного секторов потребляют львиную долю услуг
Однако авторизованные центры не могут обеспечить рынок новыми
Поэтому, как ни крути, а от фундаментального технического образования не уйти. А с ним тоже не все так гладко. Сегодня кадры для информационно-коммуникационной отрасли у нас готовят 37 вузов, лидерами среди которых являются Казахский национальный технический университет им. К. Сатпаева, Алматинский институт энергетики и связи, Карагандинский и Восточно-Казахстанский госуниверситеты, а также Казахстанско-Британский технический университет. В общей сложности они ежегодно выпускают около 20 тыс. специалистов, однако потребность в них, по словам Марата Нургужина, удовлетворена всего на 40%.
С другой стороны, работодатели не довольны уровнем знаний выпускников. «После учебы в вузе всех выпускников приходится отправлять на переподготовку, а это очень дорого», — отметил на заседании круглого стола «Интеграция в мировой рынок: организация
Основная проблема вузов заключается в их косности, медленной перестройке программ под современные реалии и потребности рынка. Большинство преподавательского состава — теоретики, не имеющие практического опыта. Остается лишь надеяться, что вслед за информатизацией системы образования последуют новые инициативы, направленные на адаптацию учебных программ и привлечение к образовательному процессу специалистов-практиков.
Именно так — постоянно обновляя и корректируя учебные материалы — собирается действовать казахстанская компания Futurtech, которая в начале октября 2006 года совместно с одним из мировых лидеров компьютерного образования, индийской компанией NIIT, открыла в Алматы обучающий центр информационных технологий. В планах Futurtech — создание сети таких центров по всей республике. В зависимости от программы обучение в них будет длиться от 3 месяцев до 3 лет.
Хорошую новость
И хотя наша страна делает основной акцент на развитие инноваций, а со стороны
Быть ли светлому будущему?
Итак, встает извечный вопрос «Что делать?». С одной стороны, можно просто положиться на рынок, который сам со временем все расставит по своим местам. Есть спрос на квалифицированных
Проблему, для достижения максимального эффекта, нужно решать сообща. Конечно, сегодня и бизнес-сообщество, и государство решают свои первоочередные задачи. Но следующим этапом должно стать взаимодействие бизнеса и государства. Необходимо увеличивать роль
Эти простые шаги помогут решить острый кадровый вопрос на рынке информационных технологий в нашей стране. Но для их реализации нужен взвешенный системный подход, учитывающий интересы всех сторон. И инициатором этого процесса должно выступить государство.
Комментарии