Артем Кожухов: Опыт Казахстана полезен для «электронного правительства» России
Интервью с Артемом Кожуховым, начальником отдела анализа и проектирования бизнес-процессов компании «Ай-Теко», о ходе работ по созданию «электронного правительства», отличиях проекта в Казахстане и о возможностях применения этого опыта в России.
Уже более трех лет в России ведутся работы по созданию «электронного правительства». Аналогично и в Республике Казахстан в настоящее время реализуется проект по созданию единой информационной системы для предоставления гражданам доступа к услугам государственных органов. О ходе работ, отличиях проекта в Казахстане и о возможностях применения этого опыта в России рассказал Артем Кожухов, начальник отдела анализа и проектирования бизнес-процессов компании
— Какой проект в рамках «Электронного правительства» в Республике Казахстан реализует ваша компания?
—
Сейчас в ЦОН установлены разрозненные информационные системы, кроме того, остаются и неавтоматизированные ЦОН. После приемки первой очереди работ по проекту планируется, что основой работы всех центров обслуживания населения станет Интегрированная информационная система (ИИС ЦОН), разработанная компанией
Граждане смогут обращаться в центры обслуживания с вопросами по правилам оказания государственных услуг не только лично, но и по телефону, электронной почте, по факсу, посредством интернет-портала или информационного киоска, установленного в ЦОН. Таким образом, физическим и юридическим лицам обеспечивается максимально удобный и быстрый доступ к услугам государственных органов, например, по вопросам регистрации права собственности на недвижимое имущество, получения различных справок, выдачи документов и проч.
— А что сейчас реализовано в системе?
— На сегодняшний день в рамках прототипа системы автоматизировано предоставление четырех государственных услуг. «Боевая» система сейчас проходит испытания с учетом функциональных требований Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи. Далее на разработанную систему будут «нанизываться» процессы — их создание зависит больше от состояния услуг в Казахстане. Поясню: сейчас в министерствах и ведомствах серьезно пересматривают порядок оказания услуг, в том числе и
— Сколько услуг сейчас предоставляется в ЦОН?
— Сейчас в ЦОН предоставляется около 60 услуг. Но, как я уже говорил, эти услуги не во всех ЦОН оказываются в автоматизированном режиме. В тех центрах обслуживания населения, где уже пытались автоматизировать предоставление сервисов (в основном, это ЦОН, расположенные в крупных городах и областных центрах), сейчас используются несколько не связанных друг с другом
— Идет ли речь о сокращении издержек в рамках проекта в связи с экономическим кризисом?
— Вопрос о сокращении издержек, безусловно, важен, но поскольку компания
— Каким образом обеспечивается безопасность данных в системе?
— Безопасности данных в рамках нашего проекта придается особое значение. Могу сейчас лишь на примере продемонстрировать серьезность предпринимаемых в этом направлении шагов: данные о гражданах и организациях не будут выгружаться в ИИС ЦОН. Сейчас как раз проходит тестирование механизма, позволяющего получать данные о гражданине (или организации) только непосредственно по факту его обращения в ЦОН.
— На сколько лет рассчитан проект?
— По расчетам Агентства по информатизации и связи Республики Казахстан, реализация проекта займет три года. В дальнейшем мы интегрируем ИИС ЦОН с другими национальными и ведомственными информационными системами страны. Но точно назвать дату окончания проекта я не возьмусь — за три года, я уверен, может поменяться очень многое, в том числе и оказываемые услуги. Часть услуг потеряет свою актуальность или перейдет в полностью автоматический режим, например, справки определенного образца уже не будут нужны, так как учреждение, запрашивающее их, сможет самостоятельно проверить данные через ведомственную систему. Но возникнут новые услуги, которые надо будет включать в проект.
— А в чем, на ваш взгляд, заключается основное отличие от проектов в России?
— Проекты очень трудно сравнивать между собой, так как каждый из них ориентирован на получение уникального результата. Но я вижу отличие в подходе: в Казахстане проект один на всю страну, подчеркиваю — один! Там все начиналось с оказания услуг Министерства юстиции по принципу «единого окна», затем к этому же проекту стали подключаться другие министерства и ведомства. Такой путь обеспечивает значительное сокращение издержек на создание системы и на ее поддержку, решает вопрос с унификацией оказания услуг, позволяет использовать единую сеть ЦОН для оказания всех услуг. И наконец, благодаря этому гражданам не надо задумываться, какое ведомство или государственный орган выдает ту или иную справку, а в любом случае сразу следует обращаться в ЦОН. Хотя стоит отметить, что в России применить такой подход значительно труднее, учитывая масштабы территории и численности населения.
— Насколько подобная практика может быть полезна для России?
— Успешный опыт
Сейчас для России очень актуальны вопросы противодействия коррупции, особенно в свете мер, предпринимаемых государственной властью для борьбы со злоупотреблениями чиновников. В этом отношении наш опыт по внедрению ИИС ЦОН в Казахстане является ценным примером реализации функций контроля над процессом обслуживания граждан. Система позволяет отследить все действия государственных служащих по каждому обращению заявителей. В случае если документы гражданина необоснованно задерживаются на каком-либо этапе подготовки, легко выявить, кто именно их тормозит, а затем и выяснить, почему это произошло. Благодаря такой прозрачности всего процесса работы ИИС ЦОН стала удобным и эффективным инструментом для борьбы с коррупцией.
Практика эксплуатации системы ИИС ЦОН наглядно показывает, насколько эффективен этот механизм взаимодействия с населением. Поэтому у нас есть все основания надеяться, что подобная технология поддержки процесса оказания гражданам государственных услуг найдет свое применение и в России.
Комментарии