Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Программный кризис

    Финансовый кризис, иностранные конкуренты и пиратский софт практически не оставляют шансов развитию казахстанского программного обеспечения.

    13 июля 2009 10:07, Василий Калабин, Эксперт Казахстан
    Рубрики: Рынок, Софт

    Финансовый кризис, иностранные конкуренты и пиратский софт практически не оставляют шансов развитию отечественного программного обеспечения.

    Производители казахстанского программного обеспечения (ПО) всегда страдали от высокой конкуренции на рынке со стороны иностранных компаний. Теперь, в период кризиса, конкуренция обострилась и положение казахстанского софта стало хуже — перспектив для его развития практически нет.

    Последние несколько лет рынок лицензионного ПО рос, по словам компаний, примерно на 140–150% в год. В 2007 году объем IT-рынка в целом составил около 850 млн. долларов, на коробочное ПО сейчас приходится примерно 8% этого рынка (68 млн. долларов). Но, по словам главы представительства консалтинговой компании IDC в Казахстане Андрея Беклемишева, в прошлом году начался спад. Объем рынка коробочного ПО ужался примерно до 64 млн. долларов, а в этом, по прогнозам экспертов, объемы продаж окажутся ниже, чем в 2005 году (тогда объем рынка составил 41,6 млн. долларов). Возвращение на уровень 2007 года ожидается не раньше, чем в 2011 году.

    Одновременно изменится структура рынка. Сейчас около четверти объема продаж контролируется казахстанскими компаниями, остальное — иностранными участниками. Крупные компании и госструктуры обеспечивают примерно 70% спроса на лицензионное ПО. При этом коммерческие структуры предпочитают сильные зарубежные брэнды, и казахстанские IT-компании развиваются прежде всего за счет госзаказов. Казахстанские разработчики ПО в основном концентрируются в таких сегментах, как программы для бухучета и аудита, защита электронной информации, создание баз данных и различных прикладных программ. При этом многие казахстанские продукты не идут в тираж из-за отсутствия достаточного спроса, и часто разработчики просто не могут выйти на точку безубыточности.

    «Главная проблема казахстанских компаний — отсутствие достаточного объема рынка и серьезная конкуренция со стороны зарубежных разработчиков, — говорит директор ТОО «Kazakh Soft» Камчыбек Мамбеталиев. — Имеется место недоверию потребителей к отечественным разработкам. Если есть выбор — заказчики выберут российскую продукцию, несмотря на то, что она дороже и нет активной поддержки со стороны разработчика». Продолжается сильное давление со стороны «пиратов». По данным консалтинговой компании BSA-IDC, в Казахстане потери IT-отрасли от пиратской деятельности в 2008 году составили 125 млн. долларов (на 15 млн. долларов больше, чем в 2007). Доля нелегального программного обеспечения на рынке составила 78% (несмотря на борьбу с пиратством, она сократилась лишь на 1%).

    Стоп, машина

    На казахстанском рынке ПО сегодня работают около 200 компаний. Основными игроками являются дистрибьюторы, такие как Softline Kazakhstan & Central Asia, «1 С-Казахстан», «MONT Казахстан» и «Корпорация Компьютерные Системы», большинство из них пришли к нам из России. Чаще всего они предлагают продукты разных производителей; исключение составляет «1 С-Казахстан», которая чаще всего продает продукты под своим брэндом «1 С». Некоторые дистрибьюторы работают с конечными клиентами и занимаются разработкой отдельных программ. Корпоративный сегмент занимает около 70% продаж этих компаний. С розничным рынком, как правило, работают дилеры, такие как Logycom, Alser, Imanali, Pulser. Основные продажи приходятся на продукцию компании Microsoft и антивирусы.

    Среди компаний, занимающихся продажами крупных информационных систем (от Oracle, SAP и др.), наиболее заметны ABS Soft Development, Asia-Soft, IT-Engineering и НАТ Казахстан. Они занимаются не только продажей, но и внедрением, техподдержкой и пр. Часто продукт для клиента создается на основе какой-то базовой платформы с учетом отраслевой спецификации, размеров компании и т.д.  Именно эти компании внедряют ERP- и CRM-системы и т.п.

    Небольшие коробочные продукты для малого бизнеса стоят 50–500 долларов, более сложные интегрированные системы — уже 10–80 тыс. долларов и требуют работ по внедрению. Системы комплексного управления предприятием стоят 100–500 тыс. долларов.

    Последние два года большинство дистрибьюторов и поставщиков софта отмечают спад продаж или замедление роста. Например, продажи Microsoft в Казахстане в 2008 финансовом году выросли на 20% (такой же рост ожидается и в нынешнем), притом что за 2007 год продажи увеличились на 76%. Продажи OEM-версий ПО (предназначенных исключительно для сборщиков и производителей персональных компьютеров и серверов) у большинства игроков упали в 2008 на 20%, а годом ранее рост продаж составил 119%.

    В казахстанском представительстве компании ABS Soft Development отмечают, что кризис оказал ощутимое влияние на рынок, потенциальные клиенты сократили свой бюджет, а то и вовсе отложили приобретение программного обеспечения до лучших времен. Уровень продаж в этом году уменьшился примерно на 30%. А, например, в «1 С Казахстан„ говорят, что после небольшого снижения в начале года сейчас продажи идут относительно стабильно, и по некоторым продуктам даже заметен рост.

    Понаехали тут

    Как отмечает главный консультант департамента консалтинга «Азия-Софт» Алексей Оразаев: «В последние два года за счет сокращения объема рынка конкуренция возросла. При этом заказчики более тщательно подходят к процессу выбора поставщика услуг». В таких условиях присутствие зарубежных игроков становится все более ощутимым.

    Так, в конце апреля в нашей стране открыла представительство компания ESET, занимающая второе место в России по обороту среди антивирусных вендеров. Причем если раньше продукцию ESET предлагала только компания «MONT дистрибуция», то теперь это и «1 С Казахстан», и RRC Kazakhstan. «Казахский рынок ПО имеет огромный потенциал роста как в корпоративном сегменте, так и в ретейле, — отметил во время открытия глава представительства ESET в России Андрей Албитов. — Открытие регионального офиса позволит нам более оперативно взаимодействовать с партнерами, расширит объем маркетинговой и технической поддержки, а также существенно усилит позиции компании в ключевом для нас регионе».

    Иностранные компании готовы разрабатывать продукты специально для РК. В мае текущего года ABBYY презентовала программу, содержащую русско-казахские и казахско-русские словари и бизнес-разговорники. За год компания намерена продать 60–70 тыс. лицензий на нее. А в сентябре прошлого года представительство Microsoft в Казахстане и Центральной Азии официально объявило о выходе казахских версий своих продуктов — Microsoft Office 2007, Office Online, Microsoft SharePoint Server 2007 и Windows Vista (LIP). В компании заверили, что в дальнейшем количество локализованных программных решений Microsoft в Казахстане будет только увеличиваться.

    Черный флаг

    Экспансия иностранных игроков на рынке локальных продуктов сужает поле деятельности для отечественных компаний. Еще сильнее их теснят пираты.

    С одной стороны, в последние годы растет спрос именно на лицензионное ПО. Покупателей привлекают высокая надежность такого софта, возможности техподдержки и т.д.  К тому же покупатели не хотят иметь проблем с законом, платить штрафы (от 5,8 тыс. тенге для физлиц до 116,8 тыс. тенге для юрлиц). Но при этом, по словам руководителя представительства фирмы «1 С» в Казахстане Дмитрия Годуна, пиратство остается одной из основных проблем рынка. «Сейчас оно еще более актуально в связи с существовавшим до недавнего времени ограничением на проверки деятельности субъектов предпринимательства, сокращением предприятиями различного уровня затрат, в том числе и на использование лицензионного программного обеспечения», — отмечает он.

    В основном тенденция к росту использования лицензионного ПО характерна для крупных компаний и госучреждений, малый бизнес все же предпочитает «пиратов», так же как и физические лица.

    Компании в нашей стране пытаются по-разному бороться с пиратством. Так, например, Microsoft проводит разъяснительные работы и образовательные мероприятия, вводит акции со скидками, выявляет продавцов контрафакта, занимается предустановкой лицензионного ПО и др. Поскольку главная причина использования пиратского софта — это низкие цены, некоторые производители и дистрибьюторы пытаются использовать ценовой рычаг. Например, Dr.Web продает свои продукты в Казахстане на 30–40% ниже, чем в России, где они производятся.

    В кризис покупка лицензионного ПО для покупателей стала еще менее предпочтительной. Многие казахстанские пользователи не понимают, зачем покупать программы, если их можно бесплатно или за очень низкую цену скачать в интернете.

    Все — в коробку!

    Пиратство и экспансия иностранцев приводят к тому, что рынок для расширения казахстанских компаний слишком мал, и пока добиться сколько-нибудь заметного развития сегмента казахстанского софта не удалось, есть только предположения относительно того, как это можно сделать. К примеру, в казахстанской ассоциации софтверных компаний считают, что для развития казахстанского IT-сектора нужна господдержка (льготное налогообложение, субсидирование, создание институтов и т.д.).

    Также в Казахстане часто обсуждается возможность использования открытого ПО как средства для развития казахстанского софта. Сектор Open Source в нашей стране представлен крайне слабо, в основном разрозненными мелкими разработчиками. По мнению участников рынка, чтобы выходить на внешние рынки (вместо того чтобы работать на местном узком рынке), нужны качественные разработки, и легче всего их создавать на базе Open Source-продуктов. Развитие этого сектора может стать стимулом для создания сильных отечественных софтверных компаний. В частности, Open Source позволяет частично снизить издержки на старте проекта.

    Потенциал для развития казахстанского софта существует. Некоторые дистрибьюторы заявили нам, что намерены в ближайшем будущем начать торговлю отечественными разработками. Однако очевидно, что без кардинальных перемен (например, за счет госполитики) казахстанские компании в ближайшие несколько лет будут иметь лишь небольшую долю на рынке программного обеспечения. Но они продолжают искать выгодные для себя сегменты рынка. Вероятно, чтобы остаться на рынке, им придется сменить формат работы — с госзаказов и конкретных потребителей переориентироваться на готовые «коробочные» продукты. По мнению Камчыбека Мамбеталиева, именно они будут востребованы на рынке, а производство ПО под конкретного заказчика будет приносить все меньше прибыли.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии