Стоимость интернета может вырасти
Стоимость интернета в Казахстане в ближайшее время может увеличиться — такие выводы сделали аналитики после проведения исследования «о влиянии законопроекта на рынок казахстанского сегмента интернета».
Стоимость интернета в Казахстане в ближайшее время может увеличиться. Этому способствуют внесение и дополнения в некоторые законодательные акты страны по вопросам информационно-коммуникационных сетей. Такие выводы сделали аналитики после проведения исследования «о влиянии законопроекта на рынок казахстанского сегмента интернета». В ходе изучения было опрошено 64 респондента: менеджеры 20 компаний, оказывающих услуги по предоставлению доступа в интернет, менеджеры 44 самых посещаемых сайтов на основе рейтинга CountZero.
Законопроект предполагает внесение изменений в Закон о связи, чтобы интернет-провайдеры хранили все данные об абонентах (адреса обращения к интернет-ресурсам, идентификаторы интернет-ресурса) в течение двух лет. По мнению участников рынка, такие изменения приведут к увеличению расходов интернет-провайдеров.
По словам провайдеров, необходимость хранения информации в течение двух лет приведет к удорожанию себестоимости их работ. 16 респондентов предполагают, что их расходы увеличатся более чем на 10%, 4 считают, что их расходы не превысят 10% от сегодняшних значений.
«Данные опроса показывают: с вводом новых механизмов регулирования взаимоотношений между субъектами интернета вероятность удорожания услуг по предоставлению доступа в интернет для конечных потребителей значительно возрастает. Если учитывать тот фактор, что стоимость услуг интернета в Казахстане одна из самых высоких в странах СНГ, то рост цен на услуги передачи данных сократит динамику роста проникновения интернета в Казахстане. Принятый законопроект ставит под удар такие стратегические направления экономики, как информатизация общества», — считает Павел Грудницкий, независимый аналитик.
«Полное соответствие вообще невозможно без изменения сути интернет-ресурсов в Казахстане. Почему бы следующим шагом не признать всех граждан республики СМИ. И не заставить их купить диктофоны, и хранить все, ими сказанное, в течение 2 лет?», — иронизирует владелец интернет-ресурса.
Сегодня в казахстанском сегменте интернета насчитывается более 6 тысяч активно работающих сайтов. Из них 90%, по оценкам различных экспертов, являются убыточными. Закрепление личной ответственности за любую размещенную информацию на интернет-ресурсе приведет к снижению рентабельности проектов в Казнете, полагают аналитики. Многим владельцам сайтов придется расширять штат модераторов, или сокращать возможности для интерактивного общения. Высока доля вероятности того, что часть сайтов просто не сможет соответствовать новым требованиям, к примеру, такие площадки как форумы и блоги с вводом законопроекта в силу начнут исчезать из казахстанского сегмента интернета. «Однозначно можно говорить о том, что предложенный механизм регулирования отношений между субъектами интернета спровоцирует процесс качественного обеднения Казнета. В первую очередь будут сокращаться интерактивные интернет-ресурсы. А их доля среди зарегистрированных сайтов в доменной зоне KZ превышает 50%. К примеру, из 10 самых посещаемых сайтов Казнета, по версии рейтинга CountZero, 6 сайтов имеют модули для интерактивного общения. В итоге законопроект может привести к спаду рынка предоставления доступа к интернету. В Казнете уже сейчас работает около 20000 человек. И законопроект по ним может очень сильно ударить», — считает
В результате исследования выяснилось, что профессиональные участники Казнета не участвовали ни на уровне разработки законопроекта, ни на уровне его обсуждения. Несмотря на то, что у разработчиков законопроекта — Агентства РК по информатизации и связи (АИС) и депутатов Парламента РК было достаточно времени для тестирования в профессиональной среде предложенных поправок.
Как показало исследования, представители госсектора при работе над законопроектом проигнорировали позицию профессионального сообщества о несогласии приравнивать интернет-ресурсы к средствам массовой информации. «Первый момент, который нам удалось выяснить, — у свыше 90% профучастников рынка при создании законопроекта мнение не было спрошено. На вопрос, был ли проявлен интерес со стороны госсектора к вашему мнению, чаще всего мы услышали однозначное «нет». И у провайдеров, и у интернет-ресурсов только одна компания ответила, что был
«Технологическая часть регулирования отношений между субъектами Казнета, которая во многом зависит от технологической оснащенности интернет-провайдеров, разработчиками законопроекта не рассматривалась. По крайней мере, официальные представители АИС не давали комментариев о том, как повлияет законопроект на рынок предоставления доступа в интернет. На сегодняшний день в Казахстане насчитывается свыше 400 интернет-провайдеров, большая часть из них относится к субъектам малого предпринимательства. Резкие изменения технических правил игры со стороны госорганов могут нанести непоправимый удар по бизнесу небольших интернет-провайдеров», — считают эксперты.
«Я неоднократно участвовал в «круглых столах» и обсуждениях законопроекта с представителями АИС. Стоит отметить, что профессиональных юристов к обсуждению законопроекта представители общественности стали привлекать довольно поздно, уже после того, как он в декабре был внесен в Мажилис на обсуждение, когда делать
Из 20 опрошенных интернет-провайдеров 16 выступили против того, чтобы интернет-ресурсы приравнивать к СМИ. Среди владельцев сайтов также подавляющее большинство против — 34 респондента. 8 опрошенных выразили согласие, двое затруднились ответить.
«Согласно законопроекту, все источники информации в сети должны нести ту же правовую ответственность, что и СМИ, будь то чат, блог, социальная сеть или
Авторы исследования считают, что законопроект противоречит концепции, принятой правительством, по развитию единого пространства Казнета. «Фактически АИС создало прецедент, который дает основание оценивать казахстанский сектор интернета как рынок с высокой степенью политических рисков. Регулятор рынка в течение года дважды меняет правила игры в одностороннем порядке. В апреле 2008 года была принята концепция развития Казнета, а уже в декабре разрабатывается законопроект, противоречащий этой концепции. Данный законопроект переводит интернет-технологии и рынок Казнета в целом в высокорисковый сектор. Фактически мы создаем прецедент для политических рисков. И я думаю, что инвесторы просто будут отворачиваться от нашего интернет-рынка», — резюмировал
Аналитики считают, что законопроект не соответствует реалиям рынка, не учитывает интересов его участников и общества, не отвечает международным правовым стандартам и противоречит национальной концепции развития Казнета. Они настаивают на соблюдении тех подходов, которые определены документом «О концепции формирования и развития единого информационного пространства казахстанского сегмента сети интернет (Казнета) на
«Данный законопроект находится у президента, он уже прошел все правовые стадии. По сути, сейчас есть только три варианта развития событий — либо президент его подписывает, либо налагает вето, либо отправляет законопроект на экспертизу в Конституционный совет. Мы очень надеемся, что данные этого исследования тоже в
Комментарии