Нынешние расценки на услуги кабельного ТВ некоторые участники рынка называют искусственно заниженными — они объясняют демпинг «нездоровой» конкуренцией между операторами.
Нынешние расценки на услуги кабельного ТВ некоторые участники рынка называют искусственно заниженными. Они объясняют демпинг «нездоровой» конкуренцией между операторами.
По словам директора карагандинского оператора кабельного телевидения «Ювис» Юрия Сецеховского, в каждом городе присутствуют 2–3 маленькие компании, которые предлагают пиратские пакеты и оказывают услуги по гораздо более низкой цене, чем запатентованные операторы.
«Наши абоненты ориентируются на их цены. То есть, если в каком-то городском районе появляется оператор с низкой ценой, естественно, все остальные операторы вынуждены подстраиваться под их цену. А если снижать абонплату в одном районе, соответственно, приходится это делать и по всей сети», — сказал гендиректор ТОО «Секател» Эмиль Байков. По его словам, за прошлый год только в Астане понижение платы с одного абонента составило 150 тенге.
Для того чтобы оператор работал не в убыток себе, пакет из сорока каналов должен стоить около 900 тенге в месяц, а из 65 каналов — около 1500, говорит г-н Байков. «Те, кто продает услуги за 600 тенге, абсолютно точно не платят за контент», — утверждает он.
По мнению собеседника, если цены останутся на нынешнем уровне до конца года, то операторы могут потерять 25–30 млн. тенге. А это, говорит г-н Байков, приведет к долгам по зарплате, по выплате налогов и по расчетам с программодателями. Кроме того, отмечает собеседник, потери в доходах не позволят расширять пакет программных предложений и заставят отказаться от текущего ремонта оборудования.
По словам гендиректора российского телеканала «Эксперт» Михаила Нелюбина, по таким параметрам, как количество абонентов и качество услуг, среди стран СНГ рынок кабельного телевидения наиболее развит в России, Казахстане и на Украине. «На российском рынке 40–47% занимают кабельные сети, 17–20% — спутниковые сети, все остальное — эфирное вещание. Подобная картина складывается и в Казахстане», — делится своими наблюдениями г-н Нелюбин.
Точное количество игроков на рынке кабельного телевидения в Казахстане неизвестно. По словам представителя крупного оператора, пожелавшего остаться неназванным, в республике действуют около 30–40 кабельных операторов. «Я называю такую достаточно неопределенную цифру, потому что некоторые компании назвать операторами в полном смысле этого слова нельзя. Есть фирмы, которые работают официально, легально, есть такие, которые делают бизнес неправильно — укрываются от уплаты авторских вознаграждений, налогов и т.д. Конкурентные войны у нас ведутся на старом уровне — минимум маркетинга, максимум ценовой дискриминации», — рассказывает аноним.
Непростая ситуация и в отношениях между нашими операторами и российскими поставщиками контента. «За каждого абонента оператор должен заплатить программодателю определенную сумму — примерно 300–400 тенге. Кабельные операторы, чтобы платить меньше, занижают количество своих абонентов», — рассказывает г-н Нелюбин. Долю скрытых абонентов он оценивает в пределах 30–40%.
А Ирина Ильина, менеджер по продажам и маркетингу компании Universal (поставщик программ Fashion TV, MGM — фильмы, MCM, детские каналы), считает, что казахстанские кабельные операторы прячут около 50% абонентов. Соответственно, не доплачивают программодателям половину суммы, которую должны. По ее словам, методов борьбы с подобными фактами пока нет, потому что, если программодатель начнет выдвигать жесткие условия, оператор всегда может уйти к другому поставщику контента.
На взгляд отечественных операторов, недопонимание со стороны программодателей возникает из-за структуры рынка. «У оператора, который вещает в одном городе, и у которого один пакет продуктов, абонентская база абсолютно четкая и понятная. Есть операторы, которые предлагают несколько пакетов в нескольких городах — в каждом направлении разное количество абонентов. Таким образом, один программодатель видит одну цифру, другой — другую. Спрашивается: почему они разные?», — задает риторический вопрос анонимный собеседник. По его мнению, скрытые абоненты не являются той проблемой, которая способна подорвать отношения с поставщиками программ. «Если нет доверия, единственный выход — переходить к фиксированным ставкам оплаты. Эта ситуация устроит всех», — говорит аноним.
Представители компаний-программодателей заявляют, что в прозрачности есть и выгоды для отечественных операторов. По словам г-на Нелюбина, чем больше база абонентов, тем меньше ставка с каждого клиента, которую оператор должен заплатить поставщику программ. «Эффективнее все-таки конкурировать контентом, а не ценой», — заключил собеседник.
Комментарии