Поучение паутины
Казахстанские власти нашли способ борьбы с возможной политической нестабильностью — распространить цензуру на интернет.
Дуга нестабильности, нарисованная много лет назад Збигневом Бжезинским, «заглянула» в последнюю пятилетку лишь в три постсоветских государства — Украину, Грузию и Кыргызстан. Но казахстанские политиканы всерьез опасаются, что «зараза» может перекинуться и на нашу страну. И потому нашли очередной способ борьбы с ней — распространить цензуру на интернет.
Поправки в законодательство по вопросам информационно-коммуникационных сетей — один из немногих, в последнее время бурно дискутируемых законопроектов. Причем, по традиции последних лет, дискутирует электорат, но никак не народные избранники, показывающие удивительное единодушие с правящей партией — разработчиком документа, посадившей их в депутатские кресла. Вот и на сей раз: пара месяцев работы, всего 6 заседаний рабочих групп — и законопроект одобрен в первом чтении. И это несмотря на многочисленные протесты медиа-сообщества, правозащитников и международных организаций.
Самыми спорными в законопроекте являются две нормы. Одна приравнивает к средствам массовой информации все интернет-ресурсы, включая блоги, чаты, форумы. «Интернет-ресурсы являются источником массового распространения информации… — заявил глава АИС Куанышбек Есекеев. — То есть на самом деле это средство, обладающее формой периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации».
Вторая наделяет генерального прокурора правом приостанавливать распространение какого-либо СМИ в случае, если информация, содержащаяся в нем, идет вразрез с требованиями законодательства. Причем эта информация лишь постфактум будет признаваться судом противозаконной — в течение трех суток после блокирования сайтов. То есть, по сути, первая поправка нужна лишь для того, чтобы прокурор мог безнаказанно закрывать все показавшиеся ему подозрительными сайты.
В Агентстве по информатизации и связи это назвали красивым термином — «фильтрация контента». Но глава АИС так и не смог объяснить, кто же и почему отфильтровал уже несколько месяцев назад ресурс LiveJournal и массу казахстанских сайтов. Мол, АИС занимается закрытием сайтов, но к «живому журналу» они не прикасались. А причину его недоступности до сих пор выясняют.
Напомню: в декабре прошлого года премьер-министр Казахстана Карим Масимов, выступая на российской радиостанции «Эхо Москвы», был, казалось, искренне удивлен фактом недоступности казахстанцам ЖЖ: «Это не совсем корректная информация… Я сам интернетчик, я сам блогер. По крайней мере, я захожу. Именно в LiveJournal, да… Ну, я еще раз, приеду домой, посмотрю». Но, видимо, в его кабинете особая линия стоит.
Кстати, в АИС считают, что закрывать СМИ, в том числе и фильтровать интернет-ресурсы, можно лишь по ряду статей: при размещении информации порнографического характера, информации, которая касается расизма и изменения госстроя. Но депутаты искренне считают интернет разлагателем нравов. «Потому что у нас наступает порой такая свобода слова в интернете, что слов кое у кого не хватает и переходят на ненормативную лексику. Конечно, писать можно все, что думаешь, но думать надо, безусловно, крепко», — заявил Владимир Нехорошев. «Вы почитайте, что пишут в комментах. Иной раз такое напишут, что волосы дыбом встают», — возмущался Мухтар Тиникеев. Рамазан Сарпеков вообще дифференцировал все интернет-проблемы по степени вредоносности на несколько групп. Интернет, по его классификации, стимулирует рост правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, способствует распространению контрафактной продукции. С помощью Всемирной паутины вымогают деньги. Но главное, что озаботило большинство депутатов, — это угроза деловой репутации.
«Вот посмотришь — что только и на кого только не пишут. И обвиняют в таких грехах: и во взятках, и в совершении преступлений. В конце концов, к ним не применяются никакие меры», — заявил Тито Сыздыков. И был поддержан Тиникеевым, возмущенным «разгулом вседозволенности в интернете».
По мнению депутатов, СМИ не только надо закрывать, но и выяснять имена тех, кто позволяет себе «неполиткорректные» высказывания в комментариях или на блогах. «Пишут потому, что знают, что безнаказанными останутся, — считает Тиникеев. — И что плохого в том, что хозяин сайта будет знать авторов, тех, кто пишет
Кстати, глава Российской Федерации Дмитрий Медведев оказался более лояльным к интернету (или менее испуганным его влиянием на умы электората). В одном из интервью он заявил, что интернет является лучшей площадкой для дискуссий, поскольку ничего более общественно значимого для прямых коммуникаций не придумано: «Интернет ни в коем случае нельзя рассматривать как
Но заместитель генерального прокурора Асхат Даулбаев решительно не согласен с мнением российского президента. Ибо СМИ, судя по его словам, уже заранее во всем виновны: и в том, что в «Норд-Осте» погибли люди, и в том, что были пострадавшие в Буденовске, и в том, что разглашаются государственные секреты, тоже, оказывается, повинно медиа-пространство, а не собственно «сливающие» в СМИ эту информацию. А потому, считают в прокуратуре, надо «нажать рубильник и выключить эти СМИ». «Потом в суде мы будем доказывать, почему это сделали. И мы готовы нести прямую ответственность за то, что такие действия приняли».
Но самая главная причина столь драконовского отношения к интернету, оказывается, кроется в недавних событиях в ряде стран. «Такие благополучные страны, как Франция, Латвия, Литва, Исландия, столкнулись с потрясениями, когда происходили массовые беспорядки. Недавние события в Молдове вы помните? Разгром органов государственной власти и управления, погромы магазинов, банков, массовые беспорядки с уничтожением автомобилей и частной собственности. И если к этому процессу подключатся СМИ и в них будут опубликованы призывы всем выйти на вооруженную борьбу или еще
P.S. Кстати, по законопроекту, ответственность за информацию, размещаемую на
Комментарии