Судя по прогнозам аналитиков, глобальные экономические проблемы отразятся и на рынке информационно-коммуникационных технологий — затронут ли тенденции, характерные для отрасли в целом, казахстанский рынок IT?
Тема финансового кризиса и его последствий постепенно занимает все более важное место в выпусках телевизионных новостей и в материалах печатных СМИ, и с течением времени даже отчаянным оптимистам пришлось признать, что его последствия затронут как все мировые рынки, так и ключевые отрасли экономики. Судя по прогнозам аналитиков, глобальные экономические проблемы отразятся и на рынке информационно-коммуникационных технологий. Затронут ли тенденции, характерные для отрасли в целом, отечественный рынок IT?
Сегодня в мире
Согласно данным компании INSIGHT, опубликованным на сайте Национального инновационного фонда (НИФ), в 2008 году объем мирового рынка телекоммуникаций составил $1,7 трлн. Прогнозируется, что в 2013 году объем рынка превысит $2,7 трлн., а темпы его роста составят 10,3% в год. Впрочем, данный показатель будет заметно варьироваться в зависимости от региона. Так, в регионе ЕМЕА, включающем страны Европы, Ближнего Востока и Африки, отмечается наименьший прирост рынка — на уровне 5,2% в год. По мере насыщения рынка мобильной связи доходы IT-сферы в этих странах будут расти главным образом за счет развития 3G-сетей и широкополосного доступа к интернету. В Северной Америке рост достаточно сильно развитого рынка будет связан, скорее, с запуском новых услуг в области телекоммуникаций, чем с увеличением числа абонентов.
Наиболее динамичное поступательное движение вверх рынок IT демонстрирует в странах Латинской Америки, Карибского бассейна, Азии и Океании — в двух последних регионах зафиксированы рекордные темпы роста в 15,5% в год. В Латинской Америке и государствах Карибского бассейна данный показатель составляет 12%. По прогнозам аналитиков, сообщают эксперты INSIGHT, в 2009 году Азиатский регион станет самым крупным по объему доходов IT-индустрии; этому будут способствовать высокие темпы роста ВВП Китая и Индии, огромный потенциал этих стран в том, что касается расширения абонентской базы, а также высокий уровень технологического развития в Японии, Южной Корее и Тайване, давно занимающих лидирующие позиции в мировой IT-индустрии.
Что касается отдельных сегментов, то на мировом рынке по-прежнему наблюдается увеличение числа абонентов мобильной связи. Если в 2002 году их насчитывалось 1,2 млрд., то к 2006 году это число удвоилось и достигло 2,5 млрд.; аналитики прогнозируют, что к 2012 году показатель станет вдвое больше, около 4,7 млрд. человек. На протяжении нескольких лет повышение доходов в сегменте мобильной связи происходило главным образом за счет голосовых услуг, однако по мере того, как все большее распространение получал интернет, картина менялась. Стирались различия между компьютерами и мобильными телефонами, и практически все ведущие производители «мобильников» оснащают последние поколения своих устройств операционными системами, клиентскими приложениями, голосовыми модулями. Как отмечают эксперты INSIGHT, в последние два года мобильные операторы все более активно внедряют технологию 3G: в 2007 году услуги в этом стандарте предоставляли 24,2% мобильных операторов, 38,1% работали с 2,5G, а 38,7% — с 2G. В перспективе услуги широкополосного доступа в сетях 3G будут наиболее широко востребованы в странах Европы, Ближнего Востока, Латинской Америки, Африки, Карибского бассейна.
В то время как сегмент мобильной связи демонстрирует устойчивый и динамичный рост, ситуация в сегменте фиксированной связи выглядит не столь однозначной. В «продвинутых», с точки зрения внедрения информационных технологий, странах данный вид сдает свои позиции, однако в развивающихся государствах наблюдается рост количества абонентов. В 2002 году в США впервые уменьшилось число фиксированных линий — старые домохозяйства начали отключать вторую линию, используемую для подключения коммутируемого доступа к интернету, а новые перестали первым делом подключать фиксированную линию. Снижение количества фиксированных линий происходит и в Европе, и в Латинской Америке, а вот в Азии в 2006 году в данном сегменте зарегистрирован довольно высокий рост рынка, 4,8% в год, и число абонентов достигло 580 млн. Доля данного региона в количестве фиксированных линий на сегодняшний день составляет 45,6%, а в 2011 году увеличится до 49,1%, при этом основной рост придется на Китай, Пакистан, Индонезию и Вьетнам.
Неравномерно происходит и развитие мирового рынка широкополосного доступа к сети интернет. Например, в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, с незначительной широкополосной фиксированной инфраструктурой, уровень проникновения не так давно составлял всего 5,7%, тогда как в Европе — 25%. По данным INSIGHT, в настоящий момент, благодаря раннему внедрению технологии DSL, высокий процент проникновения услуг широкополосного доступа к сети интернет наблюдается в Северной Америке и Канаде. В Европе уровень проникновения данного вида услуг пока ниже.
Бурное развитие услуг широкополосного доступа, по данным Международного союза электросвязи (ITU), происходит на Ближнем Востоке и в странах Африки, однако в абсолютном выражении количество линий все еще низкое (примерно 1 абонент на 100 человек и 1 абонент на 1000 человек соответственно). В данном регионе прогнозируется рост доходов на уровне 3% — с $31,5 млрд. в 2008 году до $36,6 млрд. в 2013. Объем рынка услуг широкополосного доступа в странах Азии и Океании возрастет в 2008–2013 гг. с $34,4 млрд. до $51,1 млрд., темп роста составит в среднем 8,2% в год.
По данным компании eMarketer, проникновение услуг широкополосного доступа в Китае и Индии в 2007 году составило 14,8% и 1,7% соответственно. Данные рынки представляют большой интерес для телекоммуникационных компаний. Как отмечают аналитики, в настоящее время рост доходов на рынке широкополосного доступа к сети интернет происходит главным образом за счет новых подключений, однако в перспективе динамика развития данного сегмента будет определяться возможностью предоставления услуг с добавленной стоимостью (VAS).
По мнению экспертов компании Hot Telecom, примерно 10 из 20 ведущих мировых телекоммуникационных компаний к концу 2011 года будут предоставлять услуги, лишь минимально связанные с традиционными телекоммуникационными. Чтобы обеспечить рост доходов, операторы должны будут предоставлять дополнительные виды услуг: инфоразвлечения, IP TV, видео-по-запросу, игры, услуги электронной почты, хостинга, хранения данных, контент-услуги. В противном случае абоненты начнут пользоваться услугами более расторопных провайдеров. Важной статьей доходов для операторов может стать и предоставление рекламных услуг, однако в настоящее время это направление только начинает развиваться, и пока этот вид услуг востребован главным образом среди молодых пользователей. Развитие высокоскоростных сетей и терминалов для конечных клиентов потребует времени, а потому, полагают в Hot Telecom, активное развитие рекламы в мобильных сетях придется на 2010–2012 годы.
В последнее время серьезными конкурентами для телекоммуникационных операторов становятся IT-компании, все более настойчиво осваивающие рынок телекоммуникаций, в частности Google, eBay, Yahoo, Joost. Так, Google предприняла попытку выхода на телекоммуникационный рынок в качестве оператора, приняв участие в начале прошлого года в проходившем в Северной Америке конкурсе на диапазон частот 700 МГц. В числе других примеров можно вспомнить Skype от компании eBay с оцениваемым активным количеством пользователей в 15–25 млн. человек. Говоря о других сегментах мирового рынка телекоммуникаций, аналитики отмечают рост популярности IP-телефонии: по оценкам INSIGHT, к 2011 году объем рынка международной телефонии по технологии IP составит $96 млрд., или 22% от всего объема международного трафика. IP-телефония станет более востребованной, чем традиционная связь, из-за более низких затрат на транспорт, сигнализацию, управление сетью.
По пути расширения спектра предоставляемых услуг пойдут и операторы мультисистемных сетей. Уже сегодня наряду с услугами кабельного телевидения они предоставляют услуги телефонии, высокоскоростного доступа к интернету, видео в цифровом стандарте. Во всем мире растет популярность технологии Wi-Fi. По мнению экспертов, пользователи оценили возможность подсоединения ноутбуков к интернету, и сегодня точки подключения Wi-Fi в значительной степени используются для маркетинговых целей — привлечения посетителей в отели, кафе, рестораны. Происходит развертывание Wi-Fi-сетей в городском масштабе, а в сетях растет популярность использования голосовых IP-услуг.
Таким образом, полагают аналитики, основные тенденции мирового телекоммуникационного рынка в ближайшей перспективе будут связаны со снижением числа абонентов фиксированной связи, насыщением рынка мобильной связи и интернет-рынка в Западной Европе, Северной Америке и Азии, а также с ростом данных сегментов в странах Латинской Америки, Среднего Востока и Африки.
Мобильный Казахстан
Не секрет, что в последние годы и в Казахстане телекоммуникационная отрасль снискала репутацию одного из наиболее динамично развивающихся сегментов экономики. Изначально не слишком высокий уровень проникновения «продвинутых» технологий, компьютеров и прочих современных устройств, с одной стороны, и наблюдавшийся на протяжении ряда лет рост доходов населения — с другой стимулировали рост активности, направленной на сокращение отставания отечественного IT-рынка от рынка мирового.
Согласно данным Агентства РК по информатизации и связи, в 2008 году общий объем рынка телекоммуникаций в Казахстане составил 379 млрд. тенге, или в среднем 3% от ВВП. Плотность абонентов фиксированной связи по итогам прошлого года равнялась 23 на 100 жителей; в планах АИС в нынешнем году довести этот показатель до 24, а в 2010 и 2011 годах — до 25 и 27 соответственно. В сельской местности агентство планирует увеличить плотность абонентов фиксированной связи к 2012 году до 16 на 100 человек. Кроме того, оно намерено довести уровень цифровизации местных сетей телекоммуникаций в 2009 году с нынешних 86% до 88% (в сельской местности — до 78%), в 2010 году — до 92% (до 82%) и в 2011 году — до 95% (до 85% соответственно).
По-прежнему одним из наиболее активно развивающихся сегментов рынка, во многом определяющим динамику его развития, остается мобильная связь. По данным АИС, количество абонентов сотовой связи в республике составило 15,9 млн., уровень проникновения достиг 98 на 100 жителей, однако эти данные опираются на число проданных SIM-карт. По оценкам компании iKS-Consulting, суммарная база активных абонентов, то есть тех, кто воспользовался хотя бы одной платной услугой в течение трех последних месяцев, к концу прошлого года составила 13,3 млн. человек, тогда как на 1 января 2008 года данный показатель равнялся 10,2 млн. человек; соответственно, реальный уровень проникновения вырос с 66% до 86%. По прогнозам АИС, к 2012 году плотность абонентов сотовой связи составит 120 на 100 жителей.
Как свидетельствуют представленные НИФ результаты исследования компании ICT-Marketing, позиции данного сектора в структуре телекоммуникационного рынка укрепляются: если в 2004 году доля мобильной связи в общем объеме рынка составляла лишь 35%, то по итогам 9 месяцев прошлого года — 52,7%. Тем не менее, отмечают аналитики, за последний год произошло заметное замедление темпов роста доходов от данного вида связи: в 2006 году рынок вырос на 50%, в 2007 году — на 28%, а по итогам 9 месяцев 2008 года — на 19,4%. Эксперты связывают замедление повышения доходов с постепенным насыщением рынка и замедлением прироста количества абонентов, а также с постепенным снижением цен. Ожидается, что расширение абонентской базы сотовых операторов Казахстана будет замедляться и далее, и в 2011 году уровень ежегодного прироста составит всего 6%, при этом общее число абонентов (по количеству проданных SIM-карт) достигнет 16,9 млн. человек. Замедление темпов роста абонентской базы заставит операторов более активно искать новые источники доходов, в связи с чем основная ставка будет сделана не на увеличение доходов от голосовой связи, а на неголосовые услуги. Среди последних наиболее востребованной все еще остается отправка SMS-сообщений; впрочем, свидетельствует АИС, последний год был отмечен повышением спроса на услуги мобильного интернета, хотя в абсолютных цифрах число пользователей данного сервиса не так велико: их в активе ведущих операторов насчитывается 1,5 млн.
Говоря об основных игроках сегмента мобильной связи, следует отметить, что более 90% рынка по-прежнему принадлежит двум компаниям — «GSM-Казахстан» и «КаР-Тел». Оба оператора в 2008 году продолжили работу, направленную как на расширение абонентской базы, так и на увеличение покрытия. «GSM-Казахстан», в частности, увеличила абонентскую базу более чем до 4 млн. 798 тыс. пользователей, сигнал сети покрывает все населенные пункты, в которых проживают свыше 2 тыс. человек, а к концу 2012 года планируется обеспечить связью все населенные пункты, в которых проживает свыше тысячи человек. В 2007 году компания установила на территории республики более 960 базовых станций, а в 2008 году — еще 600. В прошлом году «GSM-Казахстан» инвестировала в развитие инфраструктуры $200 млн., однако главный коммерческий директор компании Нурлан Саргаскаев полагает, что в связи с достижением высокого уровня покрытия в последующие годы инвестиции в развитие инфраструктуры будут не столь масштабными, если только не будет принято решение о внедрении стандарта 3G.
Высокие темпы развития и модернизации сети продемонстрировала компания «КаР-Тел» с торговой маркой Beeline. В течение четвертого квартала было построено 272 новые базовые станции, а всего в прошлом году — 780, соответственно, увеличилась зона покрытия сети. За год оператор запустил в работу 30 новых контроллеров, в том числе в последнем квартале произвел замену четырех контроллеров в Алматы, а также в Актобе и на Байконуре. «КаР-Тел» продолжил работу по созданию сети оптоволоконных линий связи (за три последних месяца 2008 года было проложено 95 км городских ВОЛС), благодаря чему оператор получил возможность улучшить качество связи и отказаться от аренды каналов у сторонних провайдеров, снизив таким образом расходы.
Несмотря на то, что лидерство вышеназванных операторов не вызывает сомнений, в расстановке сил между ведущими игроками наметились изменения. Благодаря росту в четвертом квартале доля рынка ТОО «КаР-Тел» по числу активных абонентов к концу 2008 года достигла 47%, тогда как у «GSM-Казахстан» этот показатель составил 44%. Тем не менее, свидетельствуют данные iKS-Consulting, за последней компанией сохранилось лидерство по доходам — на ее долю приходится 52% от общего объема рынка, а на долю основного конкурента — 42%. Другие мобильные операторы «Алтел» и «Мобайл Телеком Сервис» практически сравнялись между собой по числу активных абонентов — и тот, и другой удерживают долю примерно в 5%. Однако по доходам «Алтел» практически вдвое опережает МТС — 4% против 2%. Как полагают эксперты, такой зримый разрыв является следствием тарифной политики МТС, предлагающей большое количество бесплатных внутрисетевых сервисов. iKS-Consulting прогнозирует, что ожидаемое в ближайшие год-два развертывание сетей 3G наряду с развитием рынка интернет-доступа обеспечит потенциал для развития сегмента передачи данных. Однако успешное продвижение новых услуг будет зависеть не только от того, насколько успешно сотовым операторам удастся обеспечить качество соединения, но и от контентного наполнения сетей, а также от тарифной политики. Кроме того, эксперты предсказывают возможное усиление наметившейся в 2008 году тенденции развития сотовыми операторами сегмента дальней связи и предоставления интересных ценовых предложений на звонки в дальнее и ближнее зарубежье: МТС с торговой маркой NЕО, например, в конце прошлого года предложила своим абонентам в дополнение к уже существующим направлениям роуминг в Султанате Оман, Иордане, Бенине и Литве.
Интернет не для всех
За последние четыре года в общей структуре телекоммуникационного рынка довольно заметно, с 3,6% до 5,1%, выросла доля услуг интернета, хотя говорить о том, что данный сегмент определяет развитие рынка, пожалуй, пока преждевременно. Тем не менее, согласно данным ICT-Marketing, после того, как в 2007 году наметилось снижение темпов роста рынка мобильной связи, рынок интернета растет достаточно активно, уступая по динамике развития лишь рынку платного телевидения. В 2008 году он увеличился по сравнению с предыдущим годом более чем на 50%, тогда как в 2007 показатель был скромнее — 36%. По мнению аналитиков, падение темпов роста рынка, имевшее место в 2007 году, было обусловлено снижением цен на услуги интернета, предпринятым АО «Казахтелеком» — основным провайдером.
В то же время рост рынка, наметившийся в 2008 году, не в последнюю очередь можно связать с распространением широкополосного ADSL-интернета в сегменте физических лиц. Согласно данным исследования, проведенного в октябре прошлого года в городах с населением свыше 70 тыс. человек, продуктом «Мегалайн» от АО «Казахтелеком», обеспечивающим доступ к широкополосному интернету, пользовались 64 из 100 домохозяйств, имеющих выход во Всемирную сеть. Для сравнения следует отметить, что еще в декабре 2006 года доступ к широкополосному интернету имели лишь 6 пользователей из 100. Данная тенденция дает экспертам основание предполагать, что спустя год-два именно рынок интернет-услуг возьмет на себя роль локомотива отрасли связи и будет удерживать данную позицию на протяжении 5–7 лет. Впрочем, пока в абсолютных цифрах динамика проникновения интернета выглядит не столь оптимистично, как, скажем, мобильной связи. По данным АИС, к концу 2008 года плотность абонентов, имеющих доступ в интернет, составляла 14 пользователей на 100 жителей. Согласно прогнозам того же ведомства, к концу нынешнего года данный показатель может увеличиться до 21 в среднем по республике и до 5 — в сельской местности. В 2010 и 2011 годах средний уровень проникновения должен составить соответственно 23 и 27 пользователей на 100 жителей, а в сельской местности — 10 и 15.
«Казахтелеком» в настоящий момент обслуживает около половины казахстанских пользователей интернета, при этом 80% абонентов национального оператора связи являются физическими лицами. Деятельность остальных операторов, отмечают эксперты ICT-Marketing, в большей степени связана с корпоративными клиентами, и размер абонентской базы каждого из них значительно ниже, чем у «Казахтелекома». Последний удерживает лидерство не только по объему абонентской базы, но и по уровню доходов.
Рынок ПК: рост приостановился
Одним из залогов дальнейшего успешного развития интернета в Казахстане является уровень компьютеризации. По данным за 10 месяцев прошлого года, компьютер имели 48% семей, проживающих в городах с населением 70 тыс. человек и более, в то время как немногим менее двух лет назад таковых насчитывалось лишь 28%. Специалисты констатируют не просто рост компьютеризации как таковой, но и увеличение количества семей, предпочитающих традиционным настольным ПК ноутбуки. Если в декабре 2006 года 1,6% домохозяйств городов с населением 70 тыс. человек и более имели возможность приобрести ноутбук, то к осени прошлого года число таких стало 3,9%. В течение 2009 года приобретение ноутбука внесли в свои планы еще 1,3% домохозяйств всех крупных городов Казахстана. О том, что в сегменте ноутбуков в период кризиса ситуация будет складываться более оптимистично, чем в других сферах рынка ПК, говорили и аналитики IDC, отмечавшие, что по итогам первого квартала прошлого года лишь этот сегмент продемонстрировал рост, хотя и не столь активный, как годом ранее.
И все же для большинства казахстанских семей, в условиях кризиса столкнувшихся с необходимостью сократить расходы, покупка ноутбука от ведущих мировых производителей наверняка окажется слишком дорогим удовольствием. Далеко не в самые тяжелые времена в общем объеме продаж ПК 60% составляли компьютеры, выпущенные у нас в стране, которые при сопоставимых характеристиках стоили примерно на 20% дешевле импортных. Следует отметить, что к концу года и казахстанские компании, прежде не испытывавшие недостатка в клиентах, представили весьма привлекательные для потенциальных покупателей ПК предложения. Так, «Алси», в свое время одной из первых приступившая к выпуску ПК с предустановленным лицензионным программным обеспечением Windows, с ноября прошлого года предлагала не только программы, необходимые для работы, но и ряд таких популярных продуктов, как QIP, Skype, Google Earth, AIMP2.
Оценивая ситуацию на рынке IT, представители «Алси», не отрицая влияния кризиса на отрасль в целом, отметили, что он затронул в первую очередь сегмент розничных продаж. Коммерческий директор компании Кайрат Токишев напомнил, что 2007 год прошел под знаком своеобразного ритейлового ажиотажа, когда ряд компаний открыли множество магазинов по продаже компьютерного оборудования. «Мы думали пойти по такому пути, но следование маркетинговой стратегии позволило нам остановиться в правильный момент. Сегодня мы работаем в основном на корпоративном рынке и потому смогли удержаться в условиях кризиса», — отметил г-н Токишев. Говоря о структуре заказчиков, представители компании отметили, что за последние годы почти вдвое, с 70% до 35%, уменьшилась доля клиентов из госсектора, причем произошло это не за счет уменьшения числа проектов, реализуемых совместно с госструктурами, а ввиду активизации корпоративных клиентов. К концу прошлого года на долю финансовых институтов приходился 21% от общего числа всех заказчиков, сотрудничающих с компанией, на долю телекоммуникационных и нефтяных структур — соответственно 22% и 8%, на долю производственного сектора — 11%.
В качестве альтернативы импортным ПК и тем отечественным, сборка которых осуществлялась стапельным методом, то есть практически вручную, в прошлом году состоялся официальный запуск конвейерной линии по сборке компьютеров марки Tecata на производственной базе компании Glotur Production. Инвестором проекта является казахстанский венчурный фонд Glotur Technology Fund, созданный НИФ и Glotur. До конца года предприятие планировало направить в торговую сеть как минимум 20000 системных блоков, однако, признают инициаторы проекта, возникла необходимость считаться с влиянием кризиса. «С момента запуска сборочной линии прошло не так много времени, всего 10 месяцев. К сожалению, в полном объеме намеченные планы выполнить не удалось, последние события на рынке внесли свои коррективы, отразившиеся в первую очередь на розничных сетях, которые и являются нашими основными заказчиками. Вместе с тем нам удалось договориться на предмет поставки и реализации ПК Tecata с рядом IT-компаний Западного Казахстана, имеющих свою розничную сеть в регионе. Кроме того, в 2009 году мы планируем охватить госсектор, а в общем и в целом до конца года увеличить продажи втрое», — отметил исполнительный директор Glotur Production Ануар Масангалиев.
Прочие сегменты
Говоря о других сегментах телекоммуникационного рынка, авторы исследований отмечают незначительный, с 1% до 2% от общего объема рынка, рост доходов от услуг IP-телефонии, причем он был обеспечен как за счет повышения средних расходов на одного пользователя, так и благодаря увеличению доли пользователей на рынке физических лиц. Тем не менее спрос на данную услугу, несмотря на ее привлекательность и возможность снижения расходов на связь, остается не слишком высоким. В сегменте физических лиц число клиентов, прибегающих к услугам IP-телефонии, вдвое меньше количества тех, кто использует традиционную фиксированную связь с домашнего телефона. Эксперты ICT-Marketing полагают, что в значительной степени распространение данной услуги ограничивают такие факторы, как неудобство использования, наличие альтернативных дешевых способов связи с международными абонентами, не всегда приемлемое качество связи.
Не превышает 4% в общем объеме доходов рынка телекоммуникаций доля платного ТВ. В 2007 году данный сегмент рынка демонстрировал очень высокие темпы прироста, однако в прошлом году наметилось сокращение доходов, связанное с обострением конкуренции и с замедлением темпов расширения абонентской базы: ведь крупные города, где проживает большая часть платежеспособного населения, уже охвачены операторами платного телевидения, а строительство сетей в небольших населенных пунктах не всегда целесообразно. Крупнейшим игроком в данном сегменте остается «Алма ТВ», однако с ростом конкуренции данный оператор постепенно сдает свои позиции: если в 2007 году компания обслуживала 50% всех казахстанских абонентов платного ТВ, то в 2008 году — 41%.
Недостаточно высокими остаются темпы развития рынка web-хостинга, хотя, по данным АИС, в 2008 году количество зарегистрированных в зоне .kz доменов превысило 20000, тогда как в 2005 году их было вдвое меньше. Однако, отмечают в ICT-Marketing, большинство доменов регистрируется либо «про запас», либо для дальнейшей перепродажи, а реальное количество сайтов, действующих в зоне Казнета, немногим превышает 6000. Тем не менее, нельзя исключать, что на 2009 год придется значительный рост числа казахстанских сайтов, чему могут способствовать увеличение количества интернет-пользователей, повышение компьютерной грамотности, снижение тарифов на услуги доступа в интернет, более широкое представление государственного сектора в интернете, создание дата-центров, развитие интернет-торговли.
Хотя за последние годы число хостинговых компаний в Казахстане возросло, аналитики отмечают отсутствие на рынке крупных игроков, основной причиной чего является низкая доходность бизнеса. Телекоммуникационные операторы, предоставляющие услуги интернет-доступа и потенциально имеющие возможность занять хорошие позиции на рынке web-хостинга, не рассматривают этот бизнес как привлекательный, а услугу — как основную. У большинства казахстанских хостеров серверы располагаются за границей, и лишь несколько компаний арендуют их в Казахстане — это Neolab's, Hoster.kz и «Прогрессивные решения». Доля клиентов компании Neolab's составляет 13% от общего объема рынка, «Прогрессивных решений» — 3,3%, доли других игроков не превышают 1,5%.
Осторожные прогнозы
Однозначно на вопрос, что ждет IT-рынок в кризисный период, ответить не просто. «Сегодня достаточно сложно делать прогнозы, какие сегменты IT-бизнеса понесут потери. В той или иной мере убытки уже есть, все-таки мы имеем дело с кризисом финансовым, а не технологическим. Вероятно, в ближайшее время будем наблюдать медленное развитие всех сегментов IT-рынка ввиду отсутствия «подъемных» кредитов для реализации проектов. Не стоит забывать и о пересмотренных бюджетах: многие компании в целях экономии отодвинули IT-проекты на второй план. Из-за колебания курсов валют, возможно, потери начнут нести ритейлеры и дистрибьюторы», — прокомментировал сложившуюся ситуацию Тлеубек Кузенбаев, инвестиционный менеджер департамента проектного финансирования АО «Национальный инновационный фонд».
Между тем тот же НИФ по-прежнему намерен поддерживать инициативы в сфере ИКТ. Так, при поддержке фонда прошлой весной ТОО «Аспан Телеком» запустило в Алматы в коммерческую эксплуатацию первую общегородскую беспроводную широкополосную сеть передачи данных, использующую технологию Wi-Max стандарта IEEE 802.16 (a/d). ТОО «Бизнес-Телеком Лтд.» обеспечивает предоставление мультисервисных услуг на базе волоконно-оптической сети в Астане; в ходе реализации проекта планируется построить волоконно-оптическую сеть по принципу FTTx («волокно в каждый дом»). Внесены корректировки в проект по строительству завода по выпуску LCD-дисплеев и плазменных панелей на территории Alatau IT City, привлечены дополнительные средства, и представители НИФ надеются, что продукция увидит свет уже в нынешнем году. От реализации своих проектов не намерены отказываться и венчурные фонды: так, фонд «Адвант» по-прежнему намерен предоставлять услуги кабельного телевидения в Павлодаре и осваивать рынки Актюбинска, Караганды, Усть-Каменогорска (на эти цели привлечен заем в БРК), на оказание услуг в области IT-образования с применением методики индийской NIIT ориентирована реализация проекта Futurtech.
«Мы на собственном опыте ощущаем, что высокие технологии глубже проникают в нашу жизнь и требуют более серьезных знаний. В бизнес-среде созрело понимание, что инвестиции в сферу высоких технологий стали необходимостью, и если предприятия не вкладывают средства в IT-развитие, они за короткий срок теряют завоеванные позиции. Соответственно, компания, вложившая средства в модернизацию IT-инфраструктуры, не только сумеет удержать наработанные позиции, но существенно уменьшит собственные потери, а в период кризиса это немаловажно», — считает генеральный директор компании «Алси» Талгат Баймагамбетов. Возможные успехи и поражения основных игроков рынка IT, как и других сфер экономики, в значительной степени будут определяться профессионализмом в ведении бизнеса, умением проанализировать, просчитать наперед основные тренды и способностью вести работу в соответствии с требованиями времени.
Комментарии