Талгат Исмагамбетов, Казатомпром: развитие нашей инфраструктуры направлено в облака
О том, как информационные технологии влияют на работу одной из крупнейших в мире компаний по добыче урана.
Информатизация крупных компаний — вопрос достаточно сложный и многогранный. Если бизнес не «завязан» на ИТ, внедрение новейших технологий является не первостепенным вопросом, ведь, так или иначе, ИТ — это не самоцель, а подспорье в обеспечении основной деятельности компании. О том, как информационные технологии влияют на работу одной из крупнейших в мире компаний по добыче урана, в интервью Profit.kz рассказал Талгат Исмагамбетов, управляющий директор по ИТ АО «Национальная атомная компания «Казатомпром».
— Талгат, Казатомпром является одной из крупнейших в мире урановых компаний. Как определяется ИТ-стратегия в вашей компании и какова в целом роль ИТ?
— ИТ-стратегия зависит от большого количества факторов. В первую очередь — от общей стратегии компании, от выбранных приоритетов, задач, которые ставит первый руководитель, от конкуренции, от технологических новинок, которых с каждым годом становится все больше и больше.
— Если говорить об инновационно-технологическом развитии Казатомпрома — какие планы стоят перед компанией и перед вашим департаментом?
— В рамках трансформации компании перед нами стоит целый ряд задач по автоматизации бизнес-процессов. Результатом этой работы должно стать повышение экономических показателей компании, в том числе снижение себестоимости продукции.
— Бытует мнение, что без использования инноваций компания может не выдержать конкуренцию на рынке. Насколько, по вашему мнению, верно это утверждение?
— Не уделяя достаточного внимания ИТ сегодня очень сложно быть эффективной конкурентоспособной компанией. Возьмем тот же процесс отчетности. Чтобы вы понимали — у нас ежегодно собирается более 3 тысяч отчетов от различных дочерних организаций. Если ИТ не применять, очень много человеко-часов и даже человеко-лет может быть потрачено на то, чтобы все это собрать и свести. Плюс, не будем забывать про человеческий фактор, то есть возможные ошибки, недостоверность, несвоевременность. И даже если мы соберем этот огромный массив данных, их нужно анализировать, иначе от них будет мало толку. Без помощи ИТ-систем сделать это практически невозможно.
— В компании такого масштаба, как Казатомпром, ИТ-инфраструктура также масштабна. Что представляет собой ИТ-архитектура компании и каков подход к ее построению?
— Развитие нашей инфраструктуры, если можно так сказать, направлено в облака.
— Я так понимаю, что облачные технологии вы не только рассматриваете, но и уже используете. Как у вас развиваются облачные системы?
— Мы работаем с облаками — запускаем различные проекты, тот же документооборот. Уже сейчас у нас работает пилотный проект. Конечно, мы не можем использовать публичные сервисы, поэтому строим свои корпоративные. Все это располагается на базе нашего общего центра обслуживания. Мы стремимся к тому, чтобы сервисы были максимально стандартизированы, чтобы их было ровно столько, сколько нужно, и чтобы все подразделения, которые выполняют основную производственную функцию, не задумывались, каким образом эти сервисы работают. То есть, мы стараемся максимально облегчить использование информационных технологий для всех наших пользователей.
— А какова, на ваш взгляд, ситуация с использованием облачных технологий в Казахстане?
— Казахстан, конечно, к этому идет. Причем, такие инициативы были предприняты уже несколько лет назад. Действительно, это уже не просто модный тренд, а жизненная необходимость, без которой сложно двигаться дальше.
— Вы упомянули о сборе отчетов из различных подразделений. Наверняка, помимо отчетов существует еще целый пласт различных данных. Всю эту информацию необходимо обрабатывать. Как вы работаете с большими данными?
— На сегодня ситуация не соответствует тому идеалу, к которому мы стремимся. Всегда, наверное, так будет — хочется сделать что-то большее. Среди группы наших компаний мы имеем различные информационные системы. К сожалению, эти системы сегодня, хотя и эффективны локально, но пока еще не представляют собой комплекс полностью связанных между собой и интегрированных систем. Как раз одной из задач, которую мы перед собой видим, является связь этих систем в одно целое, чтобы можно было уже дальше двигаться в направлении больших данных и извлекать оттуда различную полезную информацию. С этими данными, с аналитикой, с прогнозированием можно получить ответы на такие вопросы, которые сейчас мы еще даже не смеем себе задавать.
— По вашим оценкам, сколько времени это может занять?
— Первые шаги мы предпринимаем уже сейчас. Это некие подготовительные работы, пилотные проекты, которые, конечно, не дают еще всего эффекта, но, по крайней мере, помогают нам обозначить вектор развития. При дальнейшем тиражировании этих систем и их развитии мы сможем получить те наборы данных, которые нам необходимы. Я планирую, что это займет примерно 3-5 лет. Но это не значит, что все это время мы будем просто сидеть и не получать никакого эффекта. Первоначальный эффект мы уже сейчас получаем за счет того, что начинаем внедряться, собирать исходную информацию. То есть, у нас постоянно будут хоть и небольшие, но результаты.
— Многие ИТ-директора говорят, что при внедрении различных систем, особенно с течением времени, появляется так называемый «зоопарк» оборудования. Как у вас обстоит ситуация с этим?
— На самом деле, в силу исторического развития группы компаний действительно определенная разнородность систем, технологий, оборудования присутствует. Но при этом мы сейчас стоим на пути построения общего центра обслуживания. По базовой инфраструктуре и по базовым сервисам мы идем к централизации, к унификации. Переход в облака этому тоже способствует. Мы, может быть, не отличаемся от других компаний, которые этим «зоопарком» обладают, но, по крайней мере, мы четко знаем, что нужно делать и куда двигаться, чтобы эту ситуацию изменить.
— Работая над различными проектами и сервисами, прибегаете ли вы к услугам сторонних компаний и как в целом смотрите на ИТ-аутсорсинг?
— К аутсорсингу мы относимся очень позитивно. Отдав на аутсорсинг какие-то непрофильные для нас вещи или сервисы, которые являются уже достаточно отработанными, у нас появляется возможность освободить интеллектуальный потенциал наших сотрудников, чтобы они могли работать над дальнейшим развитием и решать более высокоуровневые задачи. Плюс, в силу моей предыдущей сферы деятельности, мы переживаем за развитие ИТ-рынка Казахстана, которому сейчас тем более нужна поддержка. Точный процент я сейчас не назову, но в любом случае к аутсорсингу мы относимся положительно и будем способствовать тому, чтобы и дальше развивалось его использование.
— Еще одна популярная тенденция — использование сотрудниками компании собственных мобильных устройств (BYOD). Как в Казатомпроме обстоит дело с мобильностью и каков ваш подход к использованию мобильных устройств сотрудниками?
— Конечно, есть определенные риски, связанные с безопасностью при использовании личных мобильных устройств. Но здесь мы пытаемся определить ту золотую середину, когда эффективность должна оставаться на необходимом уровне, и люди должны быть мобильными, чтобы больше успевать и более эффективно работать. Я бы сказал так: несмотря на то, что мы с осторожностью относимся и стараемся соблюдать все необходимые регламенты и стандарты, у сотрудников есть доступ через мобильный телефон к корпоративной почте, календарю, расписанию. Те же совещания у нас собираются не обзвоном по телефону, а через электронный календарь.
— Планируете ли вы какие-либо прорывные инновационные проекты внутри компании?
— Вопросы, которые касаются оптимизации и автоматизации производства, в мире они уже хорошо проработаны. При этом, мы тоже имеем пару-тройку проектов, над которыми сейчас работаем и в будущем запустим. Да, они новые, хотя вопрос новизны тут относительный и состоит в скорости запуска определенных решений, в их комбинации, в том эффекте, который они могут привнести. Такие проекты у нас есть и чуть позже мы о них, возможно, расскажем. О таких вещах лучше говорить по факту. Наши проекты мы стараемся строить по принципу быстрых достижений, поэтому я думаю, не так много времени пройдет до того момента, как мы о них расскажем.
— Еще один вопрос, по которому хотелось бы услышать ваше мнение, — ИТ-кадры в Казахстане. Как обстоит дело с выпускниками ВУЗов и их знаниями? Насколько они соответствуют потребностям бизнеса?
— Если несколько лет назад ситуация с ИТ-компаниями в Казахстане была на определенном уровне, то сейчас мы видим, что с каждым годом она улучшается. У нас есть много толковых ребят. Особенно радует, что многие из них хотят принести какую-то пользу стране. Когда приходят молодые ребята, недавние студенты, у которых глаза «горят», действительно приятно. Даже если у них где-то не хватает знаний или опыта, их нужно просто подучить. Все мы начинали с чего-то. Главное, чтобы был потенциал к обучению, к развитию, а все остальное приложится.