Жесткие условия «мягкого» рынка
Питомцы дорогостоящего казахстанского IT-инкубатора вряд ли смогут совершить прорыв на зарубежные рынки.
Открытый в поселке Алатау под Алматы парк информационных технологий можно действительно назвать инкубатором успешных
«Примерно пятьдесят процентов продукта отечественные софтверные компании поставляют государственным структурам, государственным компаниям и институтам. Приблизительно тридцать процентов приходится на крупные компании и банки. Оставшееся делят малый и средний бизнес. Причем на долю малого бизнеса приходится процента два, — рассказывает директор ТОО Softdeco Сергей Алабугин. — В основном заказывают обеспечение по автоматизации бизнес-процессов либо по ведению корпоративных баз данных».
«Казахстанских разработок практически незаметно даже на внутреннем рынке. Это понятно — чтобы продукт окупился, он должен разойтись достаточно большим тиражом. Такого тиража наш рынок обеспечить по объективным причинам не может, — объясняет главный редактор журнала Computer Club Александр Васильев. — Поэтому удел отечественных производителей — не так называемые коробочные решения, а заказы у крупных компаний, которым в силу
Новосибирские ученые, пытающиеся у себя созданием технопарка вдохнуть новую жизнь в стареющий Академгородок, столкнулись с тем, что даже в такой державе, как Россия, рынок
«С зарубежными заказами тоже все складывается не совсем благополучно. Нашим компаниям либо отдают небольшие и незначительные кусочки работы, которые не дают возможности быть полноценно причастными к полному циклу создания программного обеспечения, либо нашим программистам достаются задачи по локализации уже готового зарубежного продукта, что тоже никак нельзя назвать полноценным производством», — считает Сергей Алабугин.
По словам сотрудников одной из софтверных фирм, работающей в основном на зарубежный рынок, иностранные покупатели приобретают продукт made in Kazakhstan только при условии доступа к исходному коду. Исходный код позволяет модернизировать и переписывать созданную программу. У Microsoft он всегда засекречен — «закрыт», говорят специалисты. Это значит, что приложение к Windows, к примеру, нельзя создать любому пользователю. Свое же требование «раскрыться» (open source) пользователи казахстанских программ объясняют так: вы — компания из развивающейся страны третьего мира. Сколько ваша фирма просуществует — никто не знает. А что мы будем делать с вашими программами после ликвидации вашего предприятия?
«Исходный код требует и подавляющее большинство отечественных заказчиков, — уточняет Сергей Алабугин. — По опыту общения с клиентами я знаю, что open source им обычно нужен, так как до этого у них были прецеденты, когда компании не справлялись с задачами или просили за дальнейшую техническую поддержку баснословные суммы. Последним часто «грешили» российские компании. Когда софтверная индустрия Казахстана была слаба и не могла выполнять задачи, которые требовал от нее рынок, приходилось заказывать продукты в России. Прошло восемь-десять лет, программное обеспечение устарело, его нужно модернизировать. Запрашивают компанию-разработчика — предоставьте нам исходный код. Там отвечают: «исходники» мы вам не дадим, можем предоставить поддержку. Но по такой цене! Нескольким крупным учреждениям пришлось отказаться от купленного
Утешительным моментом в положении дел на казахстанском рынке
«Мы показываем очень хорошие темпы развития, но конечная емкость рынка все равно очень мала, — говорит Александр Васильев. — Да, иностранные компании очень довольны — штат их представительств здесь постоянно растет. Но по объемам продаж мы не можем конкурировать даже с Украиной. Что уж говорить про соседний Китай — огромный, емкий рынок и источник дешевых трудовых ресурсов. Как нам за ним угнаться? В кулуарах во время открытия парка информационных технологий многие задавались вопросом — пригодится ли он нам? Зачем все это было сделано?»
Комментарии