Курсом информатизации
Предварительные итоги реализации Программы снижения информационного неравенства в Республике Казахстан на 2007–2009 годы.
Наше государство держит курс на устойчивый экономический рост, достижимый посредством повсеместного внедрения информационных технологий. Высокий уровень компьютерной грамотности населения позволит как госучреждениям, так и предпринимательским структурам значительно повысить эффективность своей деятельности. Ведь ни одну сферу сегодня невозможно представить без компьютерной техники: именно она обеспечивает доступ к надежным источникам информации, избавляет людей от рутинной работы, ускоряет процесс принятия оптимальных решений. Таким образом, повышению «технической» квалификации сотрудников на современном этапе нужно уделять первостепенное внимание — это одно из конкурентных преимуществ любого предприятия. Пока же информационное неравенство между регионами налицо. В крупных городах сконцентрирован научно-образовательный потенциал, что значительно отличает возможности их жителей по доступу к такому образованию от сельчан. Для исправления ситуации была разработана Программа снижения информационного неравенства в Республике Казахстан на
Принятие государственной программы в сфере информатизации — один из действенных шагов на пути строительства современного общества. К примеру, в 2006 году уровень компьютерной грамотности взрослого населения в таких экономически развитых странах, как Швеция и Дания, составлял 90 процентов, в Литве, Португалии, Венгрии и Италии — 47, 46, 43 и 42 процента соответственно, в Греции — 35. Казахстан же к началу реализации информационных планов значительно отставал от обозначенных планок с пятью процентами из ста возможных…
Цель госпрограммы — достигнуть уровня компьютерной грамотности населения и отечественных пользователей интернета в 20 процентов. Чтобы ее воплотить, разработчики обозначили несколько задач: создать благоприятные условия для эффективного использования в быту Всемирной сети, повысить социальную и экономическую значимость информационных ресурсов в повседневной жизни населения Казахстана.
Во всех регионах страны были организованы 2512 компьютерных классов, в которых граждане республики могут пройти бесплатное обучение компьютерной грамотности в течение трех лет. За этот срок планируется обучить два миллиона 363937 человек (15,7 процента населения) с раскладом по годам: 2007 — 655663 (4,4 процента), 2008 — 854410 (5,7), 2009 — 853856 (5,6). Координация работ и контроль над осуществлением планов возложен на Агентство по информатизации и связи.
Уже на исходе второй год реализации программы. Итоги 2007 впечатляют: посещали занятия и получили соответствующие сертификаты 780295 граждан республики. По данным на первое октября года текущего, количество выпускников классов составляет 338418 человек.
Ситуация на отечественном информационном рынке требует тщательного мониторинга государственных учреждений, национальных компаний, холдинговых и других организаций, обучающих свой персонал в рамках программы. Дабы оценить ее результативность, в рамках Программы были разработаны методика обработки статистической информации по определению уровня компьютерной грамотности и обеспеченности населения услугами интернет.
Итоги статистического исследования по данной методике за 2007 год гласят: по сравнению с 2006, применение информационных технологий увеличилось более чем на 26 процентов, использование персональных компьютеров — на 38,5, доступность Всемирной сети возросла на 46,9. Так, из общего количества имеющихся PC к интернету подключены 67,2 процента. За полтора года с начала реализации программы компьютерная грамотность у мужчин увеличилась на 13,6 процента, у женщин — на 16,6. И можно утверждать, что подобная тенденция сохранится в течение последующих трех-пяти лет!
Тем не менее компьютерная квалификация в возрастных группах разнится. Среди экономически активного населения в возрасте от 18 до 25 лет грамотность составляет 80,4 процента. В последующих группах доля лиц, умеющих работать на компьютере, снижается с возрастом: 49 процентов — у
Аналогичная картина наблюдается и в отношении отдельных классов компьютерной квалификации. Так, 51,4 процента мужчин и 56,1 процента женщин назвали себя обычными пользователями, а лишь 12,9 процента мужчин и 13,1 процента женщин — опытными пользователями.
Таким образом, в Казахстане компьютерную грамотность следует рассматривать в качестве некоторой функции от возраста, формулируемой так: чем младше респондент, тем с большей вероятностью можно утверждать, что он обладает хотя бы минимальными навыками работы на компьютере.
Наиболее представительные в социальном составе взрослого населения крупных городов Казахстана — рабочие и специалисты, на которых приходится 38,4 процента взрослых жителей. Благодаря активному росту отечественной экономики существенно сократился удельный вес безработных, а также временно не работающих по своему желанию. В структуре населения эта группа составляет 7,3 процента. Группа, объединяющая домохозяек и молодых мам, занимает восемь процентов. В то время как суммарная доля руководителей и предпринимателей — 11,7, удельный вес служащих и специалистов — 17,7. Доля самой молодой группы (средний возраст 19,4 года) — студентов и учащихся — достигает 9,6 процента. На военнослужащих, полицейских приходится 1,3. Пенсионеры и инвалиды (60,1 лет) составляют 12 процентов совершеннолетнего населения Казахстана.
Для того чтобы заинтересовать граждан в освоении информационно-коммуникационных технологий, в рамках программы разработаны шесть информационно-познавательных
Неотъемлемая часть повышения компьютерной грамотности — обеспечение условий для подключения к открытым информационным ресурсам всех категорий граждан, независимо от места их проживания и уровня благосостояния. Нужно стимулировать и создавать условия для повсеместного внедрения интернета и электронных услуг. Ускоренное формирование казахстанского сегмента, контента на государственном языке, обеспечит востребованность Всемирной сети в Казахстане.
Развитие человеческого капитала — ключевой фактор в снижении информационного неравенства, но отнюдь не единственный. Для преодоления цифрового неравенства и построения информационного общества надо не останавливаться на достигнутом. Необходимо максимально инвестировать средства, как государства, так и частного сектора, «в электронное вовлечение населения». Выработка системы стимулов для использования электронных услуг, их качественное наполнение позволят преломить психологию граждан и воспитать активных пользователей. Эти направления развития цифровых возможностей будут реализованы в дальнейшем.
Комментарии