И еще раз об авторских правах в Сети
Гульмира Кужукеева, юрист Представительства Internews Network в Казахстане, о проблемах в области авторского права в контексте развития электронных библиотек.
Разговор об авторских правах поднимался в одном из недавних наших материалов.
Сегодня мы решили продолжить тему и получить более подробные и развернутые ответы на два важных вопроса:
1. Имеются ли проблемы в области авторского права в контексте развития электронных библиотек в kz?
2. Какие методы защиты авторских прав сейчас существуют в интернете?
На них любезно согласилась ответить Гульмира Кужукеева, юрист Представительства Internews Network в Казахстане.
Начну с того, что в рамках правительственной Программы снижения информационного неравенства в Республике Казахстан на
В целях реализации вышеупомянутой программы библиотеки Казахстана активно начали процесс оцифровывания своих фондов с целью формирования Электронного государственного библиотечного фонда.
Например, Казахстанская национальная электронная библиотека (КАЗНЭБ) на базе Национальной академической библиотеки РК ведет работу по объединению библиотек Казахстана в единую компьютерную сеть. И столкнулась с большими сложностями, связанными с соблюдением закона об авторском праве и смежных правах.
А, именно, случаи свободного использования произведений (т.е. без согласия авторов и без выплаты авторского вознаграждения) для библиотек, архивов и организаций образования
В настоящий момент Национальная академическая библиотека, которая находится в Астане, чтобы не нарушать закон об авторском праве и смежных правах, размещает в интернете следующие произведения:
— произведения, которые могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения (например, произведения народного творчества или произведения, перешедшие в общественное достояние в связи с истечением срока действия авторского права на произведение);
— произведения, с авторами которых у библиотеки есть авторский договор, согласно которым авторы разрешают бесплатное размещение их произведений в интернете.
Таких произведений оказалось всего 299. Это мизерное количество для цифровой библиотеки, учитывая тот, факт, что в целях реализации Программы снижения информационного неравенства необходимо оцифровать все книги, хранящиеся в библиотечном фонде страны, а их около 300 миллионов. Причем более 80% библиотечного фонда РК составляют произведения, которые относятся к охраняемым произведениям, т.е. для их оцифровывания и распространения через интернет библиотекам необходимо получить согласие у автора (или его наследников) каждого такого произведения и заключить с ним договор. Даже просто перевод произведения из бумажной формы в цифровую требует согласия автора, хотя это делается сейчас библиотеками в первую очередь с целью сохранения таких произведений. Если не будут приняты изменения в законодательстве, позволяющие сохранить эти книги, то повторится ситуация, которая произошла в 1991 г., когда большинство библиотек было закрыто и страна потеряла почти 20 миллионов книг, так как никто не отвечал за их сохранность. Нужно сейчас задуматься, что мы передадим следующему поколению.
По второму вопросу могу сказать следующее:
В отношении вопросов охраны авторских и смежных прав в интернете имеются различные и часто радикальные точки зрения, среди них можно выделить следующие:
I. Охрана авторских и смежных прав в цифровой среде не нужна ни в каком виде, и ее распространение будет иметь больше негативных, чем позитивных последствий в виду самой специфики и исторической особенности развития электронной сферы, с апелляцией к принципу свободного доступа к информации. Девиз этой позиции — «Регулирование интернета без правительств!»;
II. Охрана авторских и смежных прав традиционными силами правовой охраны невозможна, но осуществлять защиту авторских и смежных прав на основе новых норм и подходов, отличающихся от традиционных, необходимо для достижения баланса между интересами создателей и правообладателей таких объектов и интересами пользователей. В этой связи особое внимание уделяется, возможности технического контроля и управления правами на объекты авторского и смежного права в цифровой среде.
Например, путем добавления электронных кодов на объекты авторских прав, которые позволяют идентифицировать автора. Так, уже практикуется такой способ защиты как — метки водяными знаками в электронных копиях фотографий и изображений. Для их нанесения необходимо специальное программное обеспечение, которое наносит скрытый код определенного формата в файлы. Потом можно доказать, что файлы содержат дополнительную информацию, указывающую на лицо, ее записавшую. Водяные знаки устойчивы к сжатию, изменению размеров и формата. В некоторых системах, при нелегальном взломе или копировании такого защищенного объекта, он саморазрушается.
Однако использование только технических средств защиты малоэффективно, так как любая даже самая совершенная система защиты может быть рано или поздно взломана, поэтому наряду с техническими способами защиты необходимы и правовые способы, среди которых установление ответственности за снятие ограничений использования объектов авторского права.
III. Охрана авторских и смежных прав традиционными силами правовой охраны необходима и возможна путем последовательного внесения изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты. О возможности и тенденции такого решения свидетельствует практика введения рассматриваемых вопросов в национальные правовые системы, поиск адекватных решений судами и действия по совершенствованию охраны авторского и смежных прав на международном уровне, в том числе посредством организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе (например, Международная конфедерация авторов и композиторов СИЗАК).
Основными проблемами в сфере защиты авторских прав в интернете являются присвоение авторства на размещенные в интернете произведения, то есть плагиат, и проблема доказательства факта нарушения авторских прав в интернете.
В последние годы плагиат приобрел массовый характер. Электронные документы копируются, часто модифицируются без согласия автора, иногда их выдают за собственное творчество. Доказать авторство в интернете гораздо сложнее. Международным интернет-сообществом и практикующими юристами разработаны отдельные методы, помогающие идентифицировать автора в интернете, но все они пока еще не совершенны, и не могут рассматриваться как стопроцентный способ доказательства авторства.
В России, например, используется такой способ как нотариальное удостоверение распечатанного произведения (хотя и он не доказывает факт авторства, а лишь то, что нотариус видел этот документ в данный день и час), депонирование произведения в авторском обществе, в иностранных реестрах и т.д. Так, для того, чтобы исключить споры об авторстве в будущем и тем самым обезопасить себя, можно на диск записать информацию со страниц сайтов и разместить на депонент в специализированный архив для объектов интеллектуальной собственности, представленных в электронном виде —
Для чего необходимо подать заявление с указанием на произведение и дать его описание. При этом оформляется свидетельство о принятии произведения с зафиксированной датой приема, свидетельство хранится у заявителя. Но, естественно, есть риск того, что правонарушитель может скопировать чужой сайт в сети и недобросовестно депонировать его на
Вторая, не менее глобальная проблема — это проблема доказательства факта нарушения авторских прав в интернете. Так, специфика нарушений авторского права в онлайне, заключается в возможности нарушителя нажатием нескольких клавиш устранить все свидетельства о том, что несанкционированное использование произведения имело место. На практике, для доказывания факта нарушения необходимо незамедлительно распечатать страницу сайта, на котором размещен контрафактный материал, а еще лучше тут же ее нотариально заверить.
Когда речь идет об уголовном правонарушении, следует выполнить все обязательные процедуры, предусмотренные в уголовно-процессуальном кодексе, при сборе доказательств по уголовному делу (наличие постановления органа следствия, присутствие понятых и т.д.).
Комментарии