Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    IT-проблемы Казахстана

    Дефицит кадров мешает развитию ИТ-отрасли в Казахстане.

    12 октября 2006 21:09, Санжар Амирханов, Курсивъ
    Рубрики: Образование

    Сегодня в Казахстане происходит бурное развитие отрасли информационных технологий (IT). Рост отрасли вызван, прежде всего, стабильным ростом экономики республики на протяжении нескольких лет. Помимо этого, правительство Казахстана уделяет все большее внимание информационным технологиям в своей деятельности, являясь в настоящий момент самым крупным заказчиком IT-услуг в республике. Программа создания «электронного правительства» стала катализатором роста отрасли, позволила достичь увеличения объемов IT-рынка до 20% в год. Если причины, вызывающие рост отрасли, ясны, то причины, мешающие росту, не так очевидны.

    По мнению Владимира Кондюрина, исполнительного директора АО «New Age Technologies» (управление Караганды), наиболее существенными факторами, затрудняющими темпы роста, на настоящий момент времени являются:
    — до сих пор сохранившаяся низкая компьютеризация государственных органов и населения и небольшое количество интернет-пользователей;
    — низкая заинтересованность чиновников низшего и среднего звена в результатах внедрения автоматизированных систем в государственных органах;
    — недостаток квалифицированных кадров в IT-отрасли.

    Недостаток компьютеров в государственных учреждениях и у населения, как считает Владимир Кондюрин, приводит к неэффективности использования уже разработанных информационных систем, снижению рентабельности разработки новых систем из-за малого охвата сотрудников либо населения электронными услугами и сервисом.

    Совсем недавно приобретение компьютера было непозволительной роскошью для большинства населения республики. Только в последние несколько лет в связи с ростом доходов населения ситуация стала улучшаться. Но потребуется еще не один год, чтобы вслед за увеличением количества компьютеров значительно улучшилась компьютерная грамотность населения. Эта проблема широко освещается в государственной программе «Электронное правительство», намечены конкретные шаги для ее решения. Будем надеяться, что в ближайшее время она перестанет существовать.

    Как отмечает Владимир Кондюрин, старое правило внедренца гласит, что одна из самых важных задач при внедрении информационных систем — это заинтересовать в ее использовании высшее руководство и рядовых пользователей. Это и понятно: высшее руководство дает ресурсы и поддержку в виде «воли к победе», а руками рядовых пользователей осуществляется вся работа в системе.

    «С высшим руководством проблем обычно не бывает. Оно, как правило, как раз и заказывает информационные системы и понимает, какие преимущества дает их использование. Однако для рядовых чиновников плюсы системы не ясны, когда им приходится, как правило, на этапе внедрения параллельно вести работу в новой системе и по старинке, перестраивать сложившиеся годами бизнес-процессы. Да вдобавок повышается прозрачность их деятельности, а значит, появляется возможность проверить, обоснованно наказать или вообще сократить за ненадобностью», — отмечает Владимир Кондюрин.

    Разработчики большинства разработанных для государственных учреждений информационных систем сталкиваются с сопротивлением работников. Для некоторых систем это становится камнем преткновения, из-за которого они лежат без использования. Для решения этой проблемы нужна, с одной стороны, жесткая позиция руководства организаций, непосредственное участие первых руководителей в процессе создания и внедрения информационных систем, с другой стороны — постоянная разъяснительная работа среди сотрудников, создание у них мотивации, направленной на использование информационных систем. «Я считаю необходимой задачей, которой сейчас уделяется мало внимания, создание в государственных учреждениях сильных IT-подразделений, способных перебороть сопротивление при внедрении информационных систем и оперативно решать возникающие технические и организационные сложности», — говорит Владимир Кондюрин.

    Что касается недостатка квалифицированных кадров, то это, по мнению Владимира Кондюрина, является самой острой проблемой развития IT-отрасли.

    «Известно, что чем технологичнее и более наукоемка отрасль, тем большее влияние на успех дела оказывает персонал. Это утверждение как никогда верно для IT-отрасли. Правильная поставленная работа с персоналом влияет на успех компании гораздо больше, чем четко отлаженные бизнес-процессы. Ведь в конечном итоге именно руками и мозгами сотрудников делаются бизнес-процессы и позже воплощаются в жизнь. Корень большинства неудач или, наоборот, успехов IT-проектов кроется в неправильно или правильно подобранном персонале, а также в продуманной кадровой политике. Соответственно наиболее действенным методом увеличения вероятности реализации IT-проектов служит наличие квалифицированных специалистов в компании. Не секрет, что в настоящее время сильного развития данной отрасли в Казахстане проблему недостаточного количества квалифицированных кадров остро ощущают все отечественные IT-компании», — считает Владимир Кондюрин.

    В последние года рост IT-отрасли составляет 10–20% в год. Потребность в автоматизации в государстве растет, и на ближайшие годы, согласно государственным программам, будет только увеличиваться. Отрасль не поспевает за потребностями растущей экономики. Можно констатировать факт, что в настоящее время потребность в IT-услугах больше, чем отечественные компании могут предложить.

    Законы рынка как никогда четко действуют на рынке информационных технологий. Следствием увеличения спроса на IT-услуги, по мнению Владимира Кондюрина, явилось увеличение количества компаний, работающих в IT-сфере, нацеленных на удовлетворение нужд экономики и государства в автоматизации. Все это привело к большому спросу на специалистов этой отрасли, и в соответствии с законами рынка взвинтило уровень зарплат в отрасли. Несмотря на большой ежегодный выпуск специалистов вузами, дефицит квалифицированных кадров в отрасли весьма заметен. (О качестве выпускников вузов отдельный разговор). Особенно сильно это ощущается в Астане, где до момента переноса столицы не было школ подготовки IT-специалистов. Проблема нехватки кадров в столичном регионе вынудила ведущие отечественные софтверные компании открывать свои филиалы в более «благополучных» регионах, вынося в них значительную часть задач создания информационных систем. Однако и этого уже недостаточно, чтобы удовлетворить потребности рынка.

    Если провести анализ кадрового состава отечественных компаний, можно увидеть типичную ситуацию, когда большую часть штата компании составляют молодые специалисты, едва закончившие вуз, практически не имеющие опыта работы. Во всех крупных IT-компаниях широко используется труд студентов последних курсов, непонятно как совмещающих учебу и работу. Возникает резонный вопрос: «Куда делось более старшее поколение специалистов в области автоматизации?» К сожалению, наша страна практически потеряла поколение IT-специалистов, работавших в 70-80-х  годах прошлого века. Годы коллапса экономики заставили их либо уехать из страны, пополнив IT-потенциал Германии, Израиля, Канады и США, либо перейти в другие отрасли, потеряв при этом квалификацию в области IT. Сейчас только небольшое количество специалистов того поколения стоит у истоков казахстанских IT-компаний.

    В настоящее время сложилась ситуация, когда практически все крупные отечественные IT-компании не испытывают недостатка в заказах. Скорее наоборот, сформировав портфель работ на год, сознательно пропускают некоторые потенциально возможные проекты из-за высоких рисков их не реализации, отсутствия необходимых кадровых ресурсов. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что основным сдерживающим фактором роста автоматизации экономики в Казахстане является недостаток квалифицированных IT-специалистов.

    «Казалось бы, напрашивается старый вариант решения проблемы: «Заграница нам поможет». Но привлечение иностранных компаний также не всегда помогает решить поставленные задачи автоматизации из-за большого различия нашего менталитета и западного, особенностей экономического и политического строя, кое-где сохранившихся еще советских порядков. Да и к чему отдавать значительные средства и бесценный опыт создания информационных систем государственного масштаба за пределы республики, а также закладывать потенциальный отток «мозгов» за рубеж», — отмечает Владимир Кондюрин.

    Для будущего отрасли и в целом для государства важно, чтобы национальные IT-проекты делались отечественными компаниями. Это не только вопрос безопасности и престижа, это уникальная возможность вырастить большое количество высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт создания крупных информационных систем. Эти специалисты позже станут основой отрасли — одной из самых важных отраслей будущего, определяющей положение и статус нашей республики в мире.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии