Перспективы и проблемы развития казахстанского рынка ИТ-консалтинга.
На протяжении всей своей истории человечество стремится добиться максимального результата ценой минимальных усилий. Как показывает мировой опыт, успеха достигают те предприятия, которые в своей деятельности в равной степени уделяют внимание производственным, коммерческим и финансовым составляющим бизнеса, не пренебрегая ни одной из них. Перед современными руководителями встали сложные вопросы: как выявить ту грань, где эффективность сочетается с качеством при наименьших издержках, как обеспечить соответствие возможностей ИТ-систем меняющимся требованиям бизнеса?
Роль информационных технологий в деятельности любой организации стала одним из ключевых факторов успеха. Однако еще не все компании понимают, насколько значимыми могут быть преимущества грамотного использования ИТ для бизнеса, если подходить к развитию стратегически. Информационные технологии сегодня способны принести большую выгоду компании, однако нужно знать, как их использовать. Огромное количество продуктов и решений, доступных на рынке, приводят потенциальных потребителей к неизбежности сложного выбора. Содержать же большой штат сотрудников, разбирающихся в тонкостях различных программ и оборудования, не всегда целесообразно. В такой ситуации на помощь могут придти квалифицированные специалисты независимых фирм.
В 90-х годах ХХ века, с развитием информационных технологий, из традиционных консалтинговых услуг — финансового, стратегического, маркетингового — выделилось направление ИТ-консалтинга.
ИТ-консалтинг — это деятельность специалиста или целой фирмы, занимающихся стратегическим планированием проекта, анализом и формализацией требований к информационной системе, созданием системного проекта, иногда проектированием приложений. Результатом такого консалтинга, в зависимости от задач клиента, может являться:
— оптимизация затрат на развитие информационных технологий компании;
— обеспечение экономически обоснованных ИТ-решений;
— решение отдельных задач в области информационных технологий;
— повышение эффективности ключевых бизнес-процессов за счет использования новых технологий;
— рост управляемости и прозрачности деятельности организации в целом за счет создания единого информационного пространства;
— создание конкурентных преимуществ и вывод организации на новый качественный уровень в своем развитии за счет использования современных информационных технологий.
Услуги по консалтингу включают в себя следующие этапы: бизнес-анализ и выработка стратегии развития IT-инфраструктуры; разработка технических и бизнес требований; анализ осуществимости решения, технологический анализ, создание прототипа; проектирование, подготовка детальной технической спецификации; планирование процесса разработки и управление проектом. Сроки исполнения проектов напрямую зависят от поставленных задач. Осуществление различных несложных проектов, призванных облегчить ведение бизнеса и автоматизировать некоторые процессы, занимает от нескольких дней до полугода. Крупные же проекты, где задействованы ERP- или CRM-системы, либо осуществляется внедрение корпоративной информационной системы, могут длиться от 1 года до нескольких лет: работа в этом случае происходит поэтапно, с добавлением новых модулей и надстроек, каждый из которых будет отвечать за определенную задачу.
Фактически, перед консультантами стоит два вида задач. Прежде всего — это элементарное наведение порядка в организации: бизнес-анализ и реструктуризация (реинжиниринг бизнес-процессов). Это направление получило название «бизнес-консалтинг». Каждая организация — это сложный организм, функционирование которого одному человеку понять просто невозможно. Именно деятельность, направленная на то, чтобы разобраться в функционировании таких организмов, выстроить соответствующие модели и на их основе выдвинуть некоторые предложения по поводу улучшения работы различных отделов считается бизнес-консалтингом. Вторая задача — собственно системный анализ и проектирование. Определение и согласование требований заказчика приводит к пониманию того, что же в действительности необходимо сделать. За этим следует проектирование нужной или выбор готовой системы. В конечном итоге она должна как можно в большей степени удовлетворять требованиям заказчика. Отсюда вытекает еще один важный элемент консалтинга — формирование и обучение рабочих групп. Здесь речь идет не только о традиционном обучении, ведь любые проекты и модели должны в итоге кем-то сопровождаться. Поэтому сотрудники организации с самого начала должны участвовать в проекте, частично получать знания технологии. По окончании проекта они уже будут способны анализировать и улучшать бизнес-процессы в рамках собственной отдельно взятой организации. В качестве альтернативы, сопровождение уже осуществленного проекта может взять на себя компания-исполнитель. В этом случае из ИТ-консалтинга вытекает аутсорсинг — абонентское обслуживание ИТ-инфраструктуры. Это позволяет снизить некоторые издержки обслуживания бизнес-процессов.
По мнению многих представителей бизнеса, казахстанский рынок ИТ-консалтинга является развивающимся и имеет большие перспективы. Однако, как и во многих других областях ИТ-бизнеса в Казахстане, не имеет точных данных об объемах и долях участников. Попытаться его оценить можно по аналогии с рынком России, данные по которому имеются в достаточном количестве.
Так, представители казахстанского ИТ-сектора отмечают, что наш рынок составляет примерно 10% от российского, результаты которого в 2007 году следующие. Общий объем выручки от консалтинговых практик 150 крупнейших компаний, вошедших в рейтинг, составленный агентством «Эксперт», достиг 70 млрд. рублей. Около 10% этих доходов приходится на долю компании «Компьюлинк», занявшей второе место в списке. Ее прирост совокупной выручки с 2006 по 2007 гг. составил 220,4%, при том, что прирост выручки компании IBS, находящейся на первом месте, — 64,8%. В «Компьюлинке» такие результаты объясняют, в том числе, ростом заказов на ИТ-консалтинг со стороны телекоммуникационных компаний. В области ИТ-консалтинга доля выручки от оказания услуг составляет почти 60% от всех доходов консалтинговых компаний, 33% приходится на долю разработок и 26% — на управленческий консалтинг.
В Казахстане на начало 2008 года зарегистрировано более 4700 предприятий, оказывающих консалтинговые услуги. Наибольшее их количество находится в Алматы, Атырауской области и Астане. Это связано с экономическим развитием этих регионов. Известны некоторые данные за 2007 год — общий объем консалтинговых услуг составил 838,3 млрд. тенге, увеличившись по сравнению с 2006 годом на 18,1%. С 2002 по 2007 гг. темп роста объема консалтинговых услуг в среднем составил 23%. Отмечу, однако, что эти данные — по всем видам консалтинга, оказываемых у нас: финансовый, юридический, стратегический, оценочная деятельность, маркетинговый консалтинг, управление персоналом, ИТ-консалтинг, производственный консалтинг.
Что касается именно ИТ-консалтинга, по данным различных справочников и каталогов, на казахстанском рынке присутствует более 100 компаний, оказывающих такого рода услуги. Здесь нужно пояснить, что в эту цифру входят не только компании, занимающиеся исключительно ИТ-консалтингом, но и фирмы, продающие программное обеспечение. Многие из них, помимо продажи ПО, обеспечивают его внедрение и сопровождение, что тоже, в какой-то мере, можно отнести к ИТ-консалтингу. «Компании, которые всерьез решили стать крупными игроками на ИТ-рынке, рано или поздно придут к необходимости предоставления услуг консалтинга. Иначе они останутся просто продавцами софта», — говорит Кылыч Куталиев, менеджер по маркетингу Softline International Kazakhstan & Central Asia.
Эту ситуацию можно рассмотреть на примере компании AXOFT, занимающейся продажей ПО только в партнерский канал — она не работает с конечными покупателями. Приоритетом в направлении развития партнерского канала является наращивание компетенции у партнеров, то есть оказания им поддержки в решении возникающих проблем, предоставление техническим специалистам возможности обучения и повышения квалификации. В конечном итоге, клиенты этих партнеров получат более качественное сопровождение приобретенного продукта.
Таким образом, структура казахстанского рынка ИТ-консалтинга представляется следующим образом.
В первую очередь это именно консалтинговые компании, делающие упор на анализ всего предприятия и консультирование по вопросам управления компьютерной инфраструктурой, автоматизации бизнес-процессов, выбора программных, аппаратных платформ и поставщиков оборудования. На нашем рынке присутствуют представительства и филиалы международных и российских фирм. Они осуществляют все этапы консалтинга, от глубокого анализа всех схем работы предприятия, объективной оценки и разработки стратегии, до подготовки персонала. В комплекс их услуг, кроме ИТ-консалтинга, — входит полный цикл работ, начиная с бизнес-диагностики и заканчивая автоматизацией бизнес-процессов. Сюда может входить финансовый менеджмент, стратегическое управление, public relations, управление человеческими ресурсами. Лидеры этого сегмента — четыре крупнейших в мире компании, предоставляющие консалтинговые и аудиторские услуги — PricewaterhouseCoopers, Deloitte Touche Tohmatsu, Ernst &Young, KPMG. Все они работают и в Казахстане. Также здесь можно упомянуть GFA consult, IBS Group, Belief Vera Corporation, Almaty Consulting Group PRO.
Второй сегмент консалтингового рынка Казахстана — системные интеграторы и компании, реализующие сложные решения от сторонних разработчиков. Как правило, проекты, осуществляемые ими, включают системное проектирование и интеграцию, затрагивают всю хозяйственную деятельность предприятия, а также подразумевают глубокий предварительный анализ. Среди решений, предлагаемых такими компаниями, присутствуют продукты SAP, Oracle и др. Также они используют разработки и собственных специалистов. Итогом таких проектов иногда является полная реорганизация структуры компании-заказчика. В этом секторе много крупных игроков, которые делят рынок. Это — ABS, Asia-Soft, «NAT Казахстан», «Инфосистемы Джет», SynConsult, IBC Group.
Причисление системных интеграторов к участникам консалтингового рынка может явиться достаточно спорным моментом. Например, в России эти сегменты четко разграничены. Что касается Казахстана, здесь, на мой взгляд, произошло некоторое смешение этих понятий — системные интеграторы предоставляют услуги ИТ-консалтинга, а собственно консалтинговые компании занимаются не только аудитом и анализом деятельности предприятия, но и предоставляют решения крупных вендоров.
Последний сегмент — компании, осуществляющие проекты на основе софта, который они продают. Как уже отмечалось выше, это фирмы, улучшающие свои услуги и отошедшие от простых продаж ПО. В этом случае их работа состоит в грамотном внедрении продукта, решении возникающих по ходу проблем, консультировании специалистов ИТ-департамента заказчика по уже установленным программам и оборудованию. В некоторых компаниях последующее сопровождение такого ПО предоставляется на бесплатной основе в течение какого-либо определенного срока. В этом сегменте выделяются компании «1 C-САПА», «АЛСИ», LogyCom, Softline International Kazakhstan & Central Asia.
Если говорить о стоимости услуг ИТ-консалтинга, то она рассматривается индивидуально под каждый проект и определяется по итогам аудита предприятия и переговоров сторон. Помимо финансовой составляющей, заказчику придется столкнуться еще с одним видом затрат в ходе проекта. О них рассказал начальник отдела проектов и технических решений компании «АЛСИ» Алексей Гончаров: «Кроме оплаты труда специалистов и стоимости оборудования, затраты могут выражаться в «воле к победе», то есть в желании со стороны заказчика достигнуть конечного результата, который был отражен в техническом задании. Обычно проект намного проще начать, чем довести его до внедрения, и заказчику нужно четко понимать, что проект — это общий труд двух сторон, каждая из которых должна прилагать все усилия для успешного его завершения».
Важно отметить, что потребители услуг ИТ-консалтинга — это всегда корпоративные клиенты и делятся они по принадлежности к тому или иному бизнесу. По числу заказчиков лидируют предприятия торговли и строительства, финансово-банковского сектора, страхового бизнеса. Основные задачи, которые ставят перед консалтингом руководители предприятий — это повышение скорости работы и отказоустойчивости компьютерных систем и снижение общей стоимости владения ими. Возникновение проблем, связанных с управлением персоналом, логистикой, большим перечнем товаров, нестыковка финансовых потоков, потери, источник которых трудно определить, не имея автоматизированной системы бизнес-процессов, — вот факторы, влияющие на решение обратиться к помощи консультантов. Однако необходимо понимать, что время окупаемости ИТ-решений весьма велико. Новая структура должна заработать и пройти период «обкатки». Проекты окупаются за счет того, что заказчик вносит изменения в бизнес-процессы вплоть до того, что изменяется структура компании, перераспределяются сотрудники между отделами и даже сокращаются отдельные подразделения. Довольно часто это происходит с бухгалтерией. А, например, финансовый отдел не всегда сокращается, потому что у него во многих случаях возникают другие функции — аналитические.
Оживление интереса к ИТ-консалтингу наблюдается и в госсекторе. Это связано с программами по внедрению e-правительства и увеличением значимости информационных технологий в жизни Казахстана. «Спрос на ИТ-консалтинг со стороны государственных органов в Казахстане не меньше, чем в бизнес-среде, и постоянно растет, в том числе за счет увеличения внимания к информационной безопасности страны. Вообще, я думаю, ИТ-консалтинг в обозримом будущем будет наиболее востребован именно со стороны государственного сектора. Ведь он наиболее насыщен множеством бизнес-процессов, которые всесторонне связаны как с управлением государством, так и с услугами, которые государство оказывает. И, конечно, ключевым результатом такого консалтинга для Республики Казахстан я вижу упрощение всевозможных налоговых процедур для бизнесменов, процедур получения справок и отчетностей, информации о регионе и многое другое, чем ежедневно пользуется каждый гражданин. Кроме того, ИТ-консалтинг для государственного сектора может решить главную задачу безопасности страны, создания единых баз данных жителей, создание карточек пациентов для медицинских учреждений и многое другое, что в значительной степени повысит общий уровень жизни и безопасности населения. Это глобальная задача и поверьте, она решаема. Вопрос только в том, какой выбрать путь: проб и ошибок или ИТ-консалтинга», — делится своей точкой зрения Григорий Мерисов, директор департамента IT Solutions & Services компании «Siemens Центральная Азия».
В период экономических преобразований, происходящих сейчас в стране, востребованность в консалтинговых услугах возрастает. Однако для предприятий малого и среднего бизнеса Казахстана эти услуги все еще являются дорогостоящими. Именно поэтому важно не ошибиться в выборе консультанта, ведь ни для кого не секрет, что на рынке присутствуют и компании-«однодневки». Фирма, предоставляющая услуги ИТ-консалтинга, должна иметь в штате высококвалифицированных специалистов — консультантов и менеджеров проектов. Это ключевые фигуры при внедрении продукта и реализации новых бизнес-процессов на любом предприятии. Помимо этого, важно наличие опыта в том сегменте рынка, где предлагаются услуги консалтинга.
Еще один важный пункт — сотрудники службы поддержки. И здесь стоит обращать внимание даже не на их количество, а компетентность и квалификацию, участие в масштабных предыдущих проектах. Как правило, сотрудники технической поддержки в крупных консалтинговых компаниях периодически проходят обучение и повышают свои знания на специализированных курсах. Эти тренинги могут быть организованы либо головным офисом ИТ-консультанта, либо его партнерами — зарубежными вендорами. В последнем случае, по прохождении курсов, специалисты сдают обязательные экзамены и получают сертификат. Заказчик, перед заключением соглашения с консалтинговой компанией, может проверить наличие сертифицированных сотрудников — это будет своего рода гарантией, если не качества предоставления услуги в целом, то хотя бы компетентности консультантов.
Основным же фактором надежности и гарантии осуществления консультантом его обязательств является договор между заказчиком и консалтинговой компанией. В нем должны быть строго прописаны задачи проекта, все этапы его осуществления, временные рамки, конкретная стоимость на каждом участке работ. Своим взглядом на эту проблему поделилась Анна Дю, менеджер по маркетингу Softline International Kazakhstan & Central Asia: «На рынке присутствуют некоторые недобросовестные компании. Поэтому, прежде чем приступать к реализации проекта, необходимо заключить договор. При этом со стороны клиента в команде, занимающейся подготовкой проекта и подписанием, обязательно должен быть человек, который обладает знанием предмета. В том случае, когда такого сотрудника нет, заказчик может быть обманут недобросовестной фирмой. Кроме того, имеет смысл поинтересоваться тем, какие проекты консультанты уже осуществили в Казахстане — здесь есть своя специфика».
Кроме положительных моментов, которые несет в себе ИТ-консалтинг, в этой области наблюдаются и некоторые проблемы. Проекты внедрения информационных систем должны выполняться в соответствии с разработанной ИТ-стратегией развития компании. Частичная автоматизация каких-то отдельных процессов, без оглядки на общую структуру развития информационного обеспечения, может привести к серьезным проблемам в работе предприятия или свести на «нет» все плюсы ИТ-консалтинга. Не менее важным является организация совместной работы бизнес-консультантов, внедренцев и разработчиков платформ. Если они представляют разные организации и включаются на разных этапах выполнения проекта, это не позволит добиться требуемых результатов, — тех, которые планировались.
С другой стороны, существуют и проблемы спроса, которые отмечают сами консультанты. В первую очередь, это незнание заказчиками своих целей. Соответственно, при обращении в консалтинговую компанию нечетко ставятся задачи, что удлиняет несколько первых этапов осуществления проектов. Еще можно отметить частую смену куратора проекта. Особенно это актуально в госучреждениях. Зачастую оценка и разработка стратегии проходят при участии одного руководителя, а внедрение уже при участии другого. У него может возникнуть другое видение проекта и свои, иногда противоположные предыдущим, задачи. Григорий Мерисов обозначил еще одну проблему: «Это больше организационные проблемы, связанные с тем, что многие заказчики считают, что применение консалтинга не должно затрагивать бизнес-процессы самой компании, а задачи должны решиться только настройкой тех или иных технико-программных средств. Однако ключевым моментом консалтинга является выявление именно проблемных, «узких» мест в бизнес-процессах заказчика. Их изменение во время внедрения ИТ-решений требует проведения определенных организационных работ и реструктуризации внутри предприятия, что не всегда находит понимание со стороны исполнителей заказчика. Многие привыкли работать по определенной системе, и переход на новый уровень работы сначала вызывает негативные эмоции». Эти и другие вопросы обсуждались, в частности, на прошедшей в октябре в Алматы международной выставке-форуме Business Consult-2008. О проблемах и состоянии казахстанского рынка консалтинга высказался президент Казахстанской ассоциации IТ-компаний Нурлан Исин: «В этой сфере существует множество неясных вопросов, требующих разъяснения. Непонятно, насколько развит консалтинговый рынок в Казахстане, кто является консультантом и можно ли им доверять».
Еще один отрицательный момент — недостаток квалифицированных кадров в области ИТ-консалтинга, что и сказывается самым негативным образом на конечных результатах оказания услуг. В большей степени это можно сказать о небольших консалтинговых компаниях, которые не в состоянии предоставить своим специалистам опыт ведения крупных проектов.
В качестве заключения хочу заметить, что многие представители бизнеса говорят о Казахстане как об одной из быстроразвивающихся стран. При росте экономики и производства требуется более широкое использование информационных технологий. Это значит, что и число отечественных компаний, специализирующихся на оказании ИТ-консалтинга, будет расти. В этом случае увеличится конкуренция между ними, что положительно скажется на качестве предоставляемых услуг. Неоспорим также тот факт, что появление консалтинговой компании на предприятии несет увеличение его конкурентного преимущества и, соответственно, повышение прибыли. С другой стороны, руководитель каждого предприятия должен решить для себя самостоятельно — привлекать ли специалистов ИТ-консалтинга или же возложить решение задач на собственную ИТ-cлужбу. В любом случае, это решение должно быть осознанным и всесторонне изученным.
Комментарии