Талгат Мусабаев: главная задача «Казкосмоса» — создание космической отрасли Казахстана
Интервью с председателем Национального космического агентства РК Талгатом Мусабаевым о развитии космический отрасли и партнерстве с Россией.
Законопроект «О ратификации Соглашения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса «Байконур» предусматривает продление аренды до 2050 г. Документ обсуждается в парламенте на фоне неудач отечественной космической отрасли. Судя по всему, первый казахстанский спутник KazSat-1, изготовленный в России, с 8 июня 2008 г. превратился в космический мусор. Обещанных байконырцам благ тоже не видно. Подготовленные в России отечественные космонавты так и не полетели. Число коммерческих запусков растет, но Казахстан ничего от этого не имеет. Тем не менее, обе страны намерены продолжать сотрудничество, хотя особого прогресса с 1994 года не видно. Изменится ли
— Талгат Амангельдиевич, программой развития космической отрасли на
— Пока мы не можем говорить о космической отрасли, как таковой. Речь идет о развитии космической деятельности в Республике Казахстан. Проектом закона Республики Казахстан «О республиканском бюджете на
Из этих средств на 2009 год запланировано 11,9 млрд. тенге, которые будут направлены на создание на космодроме «Байконур» космического ракетного комплекса «Байтерек»; сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов в городе Астане; космической системы связи и вещания KazSat с наземным комплексом управления космическими аппаратами; космической системы дистанционного зондирования Земли (КС ДЗЗ) с наземным комплексом управления КА и наземным целевым комплексом. Кроме того, из этого бюджета предусматривается организация переподготовки и повышения квалификации специалистов космической отрасли; разработка технических регламентов и стандартов в области космической деятельности.
— Ранее говорилось о разработке проекта Программы развития отрасли до 2020 года. Какие приоритеты в ней считаете необходимыми для РК и насколько они представляются реальными?
— Целью государственной программы «Развитие космической деятельности в Республике Казахстан на
Для достижения указанной цели будут решены следующие задачи: создание и развитие целевых космических систем; создание и развитие объектов наземной космической инфраструктуры; развитие научной и научно-экспериментальной базы космической деятельности в Республике Казахстан; реализация целевых проектов использования космических систем и технологий; подготовка и повышение квалификации профессиональных кадров для космической отрасли; создание нормативной правовой базы космической отрасли.
Как известно, космическая деятельность, интегрируясь в экономические процессы, с каждым годом становится все более взаимосвязанной и взаимозависимой. Эта тенденция ставит перед государствами задачу одновременного развития целого комплекса направлений космической деятельности. Нам необходимо развивать широкий спектр космических услуг, ориентированных на конечного потребителя. В этом аспекте внедрение результатов космических исследований и самых разнообразных достижений космонавтики в хозяйственную деятельность будет иметь для страны большое экономическое значение.
Вы сами знаете, что различные отрасли экономики уже получают массу полезной информации научного и технического характера, заимствуя ее из космонавтики. Этот процесс будет неуклонно развиваться, причем темпы этого развития будут тем больше, чем в большей степени будет налажен обмен опытом стран-разработчиков ракетно-космической техники на основе широкого международного сотрудничества.
Принятие Программы позволит Национальному космическому агентству Республики Казахстан на системной основе организовать создание до 2020 года новой для страны полноценной космической отрасли. Эта задача в полной мере соответствует направлениям и долгосрочным целям Стратегии индустриально-инновационного развития страны в плане создания самостоятельного наукоемкого и высокотехнологичного сектора экономики.
— Значительное внимание Казахстан уделяет вопросам сотрудничества с РФ, с которой договор аренды комплекса «Байконур» был продлен на очень значительный срок — до 2050 года. Однако в чем изменились условия аренды, если оплата осталась прежней ($115 млн. в год)? Предусматриваются ли различия в арендных платежах за федеральные и коммерческие запуски РФ с космодрома? Или от коммерческих запусков РК получает иные выгоды?
— Договором аренды комплекса «Байконур» между правительством Республики Казахстан и правительством Российской Федерации от 10 декабря 1994 года, ратифицированным Указом президента Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года № 2195, (далее — Договор аренды) комплекс «Байконур» передан в аренду Российской Федерации на 20 лет с возможностью продления срока аренды на последующие 10 лет с целью осуществления российской стороной гражданских и оборонных ракетно-космических программ Российской Федерации, совместных космических проектов Республики Казахстан, Российской Федерации и других государств — участников СНГ, международных космических программ и коммерческих космических проектов.
В соответствии с договором аренды ежегодно в республиканский бюджет Казахстана поступает 115 млн. долларов от Российской Федерации в виде арендной платы за использование комплекса «Байконур». При этом договором аренды не установлено внесение российской стороной отдельных платежей за осуществление федеральных космических программ или коммерческих космических проектов. Кроме того, пунктом 5.1 статьи 5 договора аренды установлено, что российская сторона не вносит казахстанской стороне иных платежей, налогов и сборов в связи с использованием комплекса «Байконур», в том числе за право пользования водными ресурсами. При этом указанным Соглашением не предусматривается изменение условий аренды комплекса «Байконур», в том числе изменение арендной платы за его использование.
Можно отметить, что за счет коммерческих пусков ракет с космодрома «Байконур» российская сторона финансирует совместные работы по экологическому сопровождению пусков ракет.
Соглашением между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса «Байконур», заключенным 9 января 2004 года, оговаривается продление сроков эксплуатации Российской Федерацией комплекса «Байконур» до 2050 года. Однако до настоящего времени данное Соглашение не ратифицировано казахстанской стороной.
Целью заключения сторонами Соглашения является развитие взаимовыгодного сотрудничества сторон в рамках совместной деятельности по обеспечению дальнейшего эффективного использования космодрома «Байконур» в интересах Республики Казахстан и Российской Федерации, реализации программ международного сотрудничества. В частности, Соглашением предусматривается создание совместного перспективного экологически безопасного космического ракетного комплекса «Байтерек», расширение участия Республики Казахстан в выполнении космических программ на комплексе «Байконур», проведение модернизации инфраструктуры космодрома «Байконур», повышение экологической безопасности космической деятельности, осуществляемой на космодроме «Байконур».
— Соглашением Казахстана и России от 22 декабря 2004 года предусматривается создание совместных ракетно-космических комплексов «Байтерек» на базе ракетоносителя «Ангара». Позже Казахстан отказался от «Ишим», как устаревшего. Было даже заведено уголовное дело по факту неэффективного расходования бюджетных средств. В какой стадии этот вопрос? Кроме того ведь и «Ангара» признана «вчерашним днем», хотя в июле должно было состояться ее техническое испытание (холодное и огневое).
— В этом документе определяется не только участие Казахстана в реализации совместных космических проектов, направленных на модернизацию инфраструктуры космодрома «Байконур», но и предусматривается создание новых экологически безопасных ракетно-космических комплексов для последующего поэтапного сокращения эксплуатации на космодроме ракетоносителей, использующих высокотоксичные компоненты топлива типа гептил и амил.
Решение о создании совместного космического ракетного комплекса (КРК) «Байтерек» на космодроме «Байконур» было принято на уровне глав государств Республики Казахстан и Российской Федерации. Создание КРК «Байтерек» является самым крупномасштабным совместным космическим проектом на всем постсоветском пространстве. Введение в эксплуатацию космического ракетного комплекса «Байтерек» намечено ориентировочно на 2012 год. Это позволит постепенно сократить использование для запусков космических аппаратов, ракетоносителей «Протон», работающих на токсичном ракетном топливе. Казахстанские и российские специалисты должны на одинаковых условиях участвовать в реализации совместных проектов на космодроме «Байконур». Только создав собственную производственно-экспериментальную базу и средства выведения космических аппаратов, то есть создав свою космическую отрасль, Казахстан может считаться полноценной космической державой.
АО «Совместное Казахстанско-Российское предприятие «Байтерек» проводит работы по созданию КРК «Байтерек» с использованием экологически чистого ракетоносителя (РН) тяжелого класса «Ангара». Первоначально под строительство стартового комплекса российской стороной была определена ПУ №40 площадки 200 космодрома «Байконур» (ранее использовалась для запуска РН «Протон»). Однако, по оценке казахстанских и российских экспертов, строительство на данной площадке является нерентабельным.
После оценки сложившихся обстоятельств в 2008 году был проведен ряд организационно-технических мероприятий по выбору нового места размещения космического ракетного комплекса. В результате была выбрана площадка 250 космодрома «Байконур», которая ранее использовалась для запуска РН «Энергия» с орбитальным кораблем «Буран». Здания и сооружения на этих площадках находятся в удовлетворительном состоянии и могут быть использованы для создания КРК, что позволит создать универсальный комплекс, обеспечивающий запуски РН «Ангара» различных модификаций.
На сегодняшний день работы по созданию КРК «Байтерек» проходят в соответствии с Генеральным план-графиком, утвержденным руководителями космических агентств Республики Казахстан и Российской Федерации. Проект по созданию авиационного ракетно-космического комплекса «Ишим» (АРКК «Ишим») реализовывался в рамках государственной программы «Развитие космической деятельности в Республике Казахстан на
Реализация проекта авиационного ракетно-космического комплекса «Ишим» была приостановлена ввиду ее экономической нецелесообразности, и Указом президента Республики Казахстан от 24 декабря 2007 года №499 проект АРКК «Ишим» был исключен из Программы.
— Как идет реализация проектов по развитию пилотируемой космонавтики, о которой ранее говорилось у нас, или таковых еще нет?
— В настоящее время в рамках программ по развитию космической отрасли в Республике Казахстан не предусмотрены проекты по развитию пилотируемой космонавтики.
— Первый спутник KazSat-1, отправленный на орбиту в 2006 году, оказался некачественным и не работает с 8 июня 2008 года. В этом обвиняли заказчика, выбравшего «дешевый спутник» за $65 млн., хотя он не отработал гарантийный срок — 10 лет. Кто виновен и как решается вопрос с выплатой страховки, возмещения ущерба пользователям? Запуск второго спутника KazSat-2 планируется на осень 2009 года, но есть ли гарантии по его качеству?
— В целях выяснения причин нештатной ситуации в системе управления космическим аппаратом KazSat, произошедшей 8 июня 2008 года, постановлением правительства Республики Казахстан от 4 июля 2008 года №673 создана Комиссия по вопросу рассмотрения нештатной ситуации в системе управления космическим аппаратом KazSat из числа заинтересованных государственных органов и организаций Республики Казахстан и Российской Федерации. В настоящее время в рамках образованной Комиссии ведутся работы по выяснению причин и выработке предложений по нештатной ситуации в системе управления космическим аппаратом KazSat, а также получения страховой выплаты на случай полной или частичной потери спутника. Дальнейшие комментарии, связанные со спутниками серии KazSat, могут быть представлены только по завершению работы комиссии.
— Старт казахстанского космонавта намечен также на осень 2009 года. Какие важные моменты будут зафиксированы в контракте на полет и что будет положено в основу затрат, или он будет в роли туриста и также заплатит
— «Роскосмосом» представлена информация по стоимости работ и услуг по реализации полета казахстанского космонавта в составе экспедиции посещения осенью 2009 года, которая составляет порядка 40 млн. долларов США. В этой сумме учитывается и стоимость подготовки казахстанского космонавта. В настоящее время Национальным космическим агентством Республики Казахстан начата работа над предварительным контрактом с »Роскосмосом« на краткосрочный полет казахстанского космонавта на МКС осенью 2009 года не в качестве космического туриста, а полноценного, профессионального космонавта, которому предстоит выполнить на орбите научную программу Казахстана.
К предстоящему полету в 2009 году казахстанского космонавта на МКС АО «Национальный центр космических исследований и технологий» разработан проект программы «Космические исследования и эксперименты Республики Казахстан на Международной космической станции во время полета казахстанских космонавтов». В рамках этой программы планируется выполнение новых физико-технических и геофизических исследований, а также исследований в области космической биотехнологии и космической медицины на борту МКС.
Комментарии