Развитие бизнеса в условиях финансового кризиса в Казнете.
То, что между ними много общего, продемонстрировала прошедшая в конце прошлой недели VI международная конференция Eurasian PR-Event’2008.
Организатор — агентство «Ренессанс» — даже провел ток-шоу «Интернет — великое зло или великая возможность для репутации компании». Суть даже не в том, что кризис, как и web, глобален, легко просачивается через государственные границы. А в том, что защищаться от обоих одинаково непросто. Не придумали еще PR-менеджеры, как эффективно отражать атаки на свои компании, исходящие из Сети. Особенно непросто становится им в кризисные времена, когда толпой обуревает ужас, сомнения быстро перерастают во всеобщую панику, а интриганы в лице анонимных участников интернет-форумов остаются безнаказанными. Достаточно вспомнить начало осени 2007 года, когда все началось с так называемой коррекции. Наибольших головных болей корпоративному сектору доставила именно Всемирная паутина. Утечки информации, организованные явно неслучайно, стали поводом для взаимных обвинений среди отечественных финансистов. И ныне слухов о проблемах в том или ином банке в Казнете видимо-невидимо. Домыслов, надо полагать, будет становиться все больше.
Практика показывает, что чем труднее жить бизнесу, тем отвратительнее становятся методы конкурентной борьбы. Как отметил в своей презентации руководитель PR-сети ТРЦ MEGA Алишер Еликбаев, активность в интернете сместилась с официальных сайтов на форумы и социальные сети. О чем это говорит? Наверное, о том, что управлять общественным мнением становится все сложнее. Люди постоянно создают какие-то блоги, объединяются в сообщества по интересам, закрывают старые сайты, создают новые. И все время одни что-то пишут или показывают, другие читают или разглядывают.
Онлайновые коммуникации разрастаются естественным путем, вовлекают все больше людей, опутывают своими щупальцами знаменитые и не очень брэнды. Крупным и средним компаниям, работающим с массовой аудиторией, уже недостаточно просто иметь представительство в web, нужно еще обладать всеми навыками нападения и обороны, применяемыми во Всемирной паутине. Отсюда растут ноги у другого вывода, сделанного на конференции: меняется аудитория интернета, она становится качественнее — в ней все чаще можно встретить руководителей, топ-менеджеров, продвинутых специалистов. Значит, скоро виртуальная жизнь, которая находится по ту сторону монитора, станет частью практически любой корпоративной стратегии. Должна меняться маркетинговая политика, а это уже немало значит. Риск-менеджмент тоже должен пересматриваться. Как защититься, к примеру, от валютных рисков, в компаниях более или менее знают, а вот что предпринять, когда в Сети поливают грязью, мало кто понимает. Безусловно, интернет не омрачает нашего будущего. Здесь дела обстоят точно так же, как и с кризисом: даже если инвесторы уходят с рынков, то денег от этого меньше не становится — если в одном месте их убыло, значит, в другом прибавилось. И если Всемирная паутина у кого-то увела клиентов, следовательно, кому-то именно в это же время посчастливилось нарастить свою клиентскую базу. Словом, завтрашний день встретит с улыбкой тот, кто быстрее и лучше других поставил интернет себе на службу.
Комментарии