В Казахстане, по мнению участников рынка, IT-аутсорсинг пока находится в «зачаточном» состоянии и ждет своего «героя».
Сегодня, давно покоривший Запад, IT-аутсорсинг стучится в российские двери, которые для него пока открывают только крупные корпорации, хотя эксперты считают, что этот вид услуг гораздо выгоднее сектору МСБ. В Казахстане же, по мнению участников рынка, IT-аутсорсинг пока находится в «зачаточном» состоянии и ждет своего «героя».
Американские и европейские компании давно усвоили одно: непрофильные виды деятельности не обеспечивают конкурентных преимуществ на рынке, при этом отнимая энергию и время топ-менеджмента. Так в 80-х появился аутсорсинг, с развитием информационных технологий распространившийся и на сферу IT. Однако в России пока к таким услугам относятся с осторожностью, отмечая все же три главных плюса IT-аутсорсинга.
Во-первых, передача функций поддержки информационной системы внешнему исполнителю избавляет компанию от расходов на содержание штата IT-специалистов. В идеале, настроенная вычислительная техника, периферийное оборудование и программное обеспечение требуют лишь периодического обслуживания, а постоянное содержание системных администраторов при их слабой загрузке выливается лишь в неоправданные расходы. Во-вторых, IT-аутсорсинг позволяет избавить топ-менеджмент компании от лишних «головных болей». Логично передать настройку и поддержку компьютерной сети или ПО специалистам, задействовав собственных управленцев на действительно важных для предприятия направлениях. В-третьих, вывод IT-подразделения холдинга в отдельное юридическое лицо позволяет восстановить принцип единоначалия. Наличие «двух господ» никогда положительно на эффективности не отражалось, а зачастую IT-службы отдельных компаний подчиняются их генеральным директорам, а не IT-директору холдинга. По словам директоров IT-отделов крупных корпораций, иногда приходится «пробивать» до четырех уровней управления, чтобы преодолеть сопротивление менеджмента «на местах» и все же внедрить определенное аппаратное или программное решение. В таком случае превращение IT-службы в партнера по аутсорсингу позволяет в значительной мере повысить эффективность работы как IT-департамента, так и предприятия в целом. На Западе же в последнее время речь идет уже не только об аутсорсинге определенных видов сервисных услуг, а о передаче сторонней организации всего комплекса по созданию и поддержке информационной системы. При заключении подобного контракта компания даже не приобретает в собственность аппаратное обеспечение — все предоставляется партнером по аутсорсингу, на плечи которого и ложатся заботы о поддержании всей информационной инфраструктуры в рабочем состоянии и об ее периодическом обновлении.
Однако от казахстанских предприятий такое доверие сторонним организациям ближайшие два-три года ожидать нельзя. Отчасти из-за того, что получить достоверную информацию о компаниях-аутсорсерах на нашем рынке практически невозможно. Оценить квалификацию и ключевые компетенции своего будущего партнера по аутсорсингу можно лишь на основе им же предоставленных данных. Вряд ли потенциальному заказчику расскажут о «провалившихся» проектах. Таким образом, компания фактически вынуждена «покупать кота в мешке», тем более что даже информацию по рынку IT-аутсорсинга в целом получить весьма сложно.
«Рынок IT-аутсорсинга в РК находится в своей зародышевой стадии, поэтому говорить о его объемах или темпах роста еще слишком рано, — считает Евгений Ким, руководитель отдела продаж компании A-Systems. — Но рынок определенно развивается очень быстрыми темпами, к примеру, наша компания с начала этого года выросла вдвое».
«Рынка IT-аутсорсинга как такового в Казахстане почти нет. Но у казахстанского бизнеса уже появляется потребность в рабочей инфраструктуре, возникает необходимость непрерывности бизнес-процессов, то есть компаниям больше не нужно просто программное обеспечение, им нужна рабочая среда. Так, следуя потребностям, мы и придем к сформированному рынку», — согласился Айдар Нурлыбай, исполнительный директор компании Axis Group.
Но пока главным тормозящим фактором все эксперты называют стереотипы.
«На западе более 70% компаний спокойно отдают обслуживание своей информационной структуры в аутсорсинг, у казахстанских предприятий же отношение совсем другое. Если компания средняя или крупная, то она обязательно будет содержать собственный IT-штат, хотя гораздо удобнее было бы сфокусироваться на проблемах основного бизнеса, доверив информационную систему профессионалам», — сообщил г-н Ким, добавив, что во многих компаниях отношение топ-менеджмента к IT в целом нужно менять в корне.
«В настоящее время IT-аутсорсинг в Казахстане скорее развивается за счет компаний с западным топ-менеджментом. Наши предприниматели пока относятся к таким услугам с сомнением, но когда им на цифрах показываешь насколько это выгоднее, то после некоторого времени и они, как правило, соглашаются на аутсорсинг», — прокомментировал ситуацию г-н Нурлыбай.
Негативно на развитие рынка IT-аутсорсинга в РК отражается и привычная нехватка специалистов: как профессионалов IT-отраслей, так и грамотных управленцев.
«К сожалению, пока только западные топ-менеджеры понимают насколько удобнее брать специалиста »напрокат«. Зачем предприятию с парком в 40–50 машин человек, который будет ежедневно просто сидеть? Для такого количества компьютеров достаточно придти несколько раз в неделю, отладить, проверить систему, провести регламентные работы и все. А стоимость получается гораздо меньше», — отметил исполнительный директор Axis Group.
Однако есть и положительные факторы. Отрасль информационных технологий с каждым годом набирает обороты, а это «тянет вверх» и все связанные с IT рынки. К тому же, несмотря на опасность «кота в мешке», казахстанским компаниям все сложнее отказаться от преимуществ, которые приносит грамотный IT-аутсорсинг. Зачастую передача определенных функций IT-департамента «в хорошие руки» несет рост прибылей компании от 5% до 15%.
«Как правило, IT-сотрудники »напрокат« более профессиональны, так как каждый месяц проходят определенные тренинги для повышения квалификации, к тому же эти люди все время находятся в потоке информации и знают о последних новинках на рынке информационных технологий», — отметил Айдар Нурлыбай.
И, как ни странно, передача IT- функций в аутсорсинг в определенных случаях повышает информационную безопасность предприятия, так как для компании, планирующей и дальше зарабатывать свой хлеб аутсорсингом, утечка информации — это сильнейший удар по имиджу, который даже «в мешке» не спрячешь. «Один из наших крупных клиентов пришел к нам именно из-за утечки информации. Теперь мы работаем в этой компании напрямую с генеральным директором, минуя ее собственный IT-департамент», — рассказал исполнительный директор Axis Group.
Сейчас же на казахстанском рынке не хватает одного из главных «рычагов развития» — конкуренции, что ведет за собой отсутствие стандартов качества и нехватку доступной информации об участниках. Но, тем не менее, на казахстанский рынок уже с интересом посматривают российские игроки, которые могут появиться у нас к началу 2007 года. «Крупные российские компании уже давно собирались в Казахстан. Вообще РК и Украина — это два рынка, где на сегодняшний день российские аутсорсинговые компании не встретят практически никакой конкуренции, тогда как с их базой им легко будет привлечь новых солидных клиентов, — отметил г-н Нурлыбай. — Но я не думаю, что их появление в Казахстане негативно скажется на нашем бизнесе. Скорее наоборот, приход российских компаний даст нужный импульс рынку, а «места под солнцем» хватит всем».
Но «медовый» Казахстан за последнее время привлек внимание не только «старшего брата» — казахстанским рынком IT-аутсорсинга заинтересовались также и два азиатских «компьютерных монстра» — Индия и Китай. «Конечно, это положительно отразится на рынке в целом, но все же опасения прихода компаний-гигантов из России, Индии или Китая есть. Хотя это нормальная конкуренция и надо учиться выживать. Казахстанским компаниям-аутсорсерам надо переходить на международные стандарты, улучшать качество обслуживания и повышать квалификацию своих специалистов, — считает Евгений Ким. — Пока нам надо дойти хотя бы до четко структурированного рынка со своим лидером, потому что на сегодняшний день у казахстанского рынка IT-аутсорсинга даже нет »головы«. На это место сейчас метят все, мы же ставим себе цель за ближайшие два года заполучить как минимум 20% всех оказываемых услуг по IT-аутсорсингу в РК».
Перспективы развития рынка пока тоже «остаются в тени». Скорее всего, Казахстан и здесь пойдет по стопам России, где сейчас сложилась весьма странная ситуация. Опыт показывает, что IT-аутсорсинг наиболее выгоден сектору МСБ, однако в России и РК основными потребителями этих услуг становятся крупные корпорации. Если с парком в 50–60 машин постоянный системный администратор не нужен, то компаниям с количеством сто и более компьютеров без «сиделки» не обойтись. К тому же в больших корпорациях некоторые IT-функции, в независимости от рода занятий уже начинают влиять на конкурентные преимущества на рынке, то есть в аутсорсинг их уже не отдашь. Таким образом, преимущества передачи IT-департамента «в хорошие руки» для крупных игроков не так велики, как для сектора МСБ, а иногда являются просто имиджевым шагом. По мнению экспертов, в Казахстане малый и средний бизнес «удерживают» стереотипы и «тихий бунт» боящихся увольнения IT-служб предприятий.
«В принципе, в различных своих проявлениях IT-аутсорсинг выгоден всем, но крупные казахстанские предприятия с местным топ-менеджментом «раскачать» куда сложнее, чем сектор МСБ, поэтому говорить об основном потребителе еще рано», — считает руководитель отдела продаж компании A-Systems.
«Я думаю, мы пойдем по пути России, хотя аутсорсить IT-услуги, бесспорно, выгоднее малому и среднему бизнесу. Большие же корпорации могут »выносить« лишь определенные функции IT-персонала. Например, один из наших крупных клиентов имеет собственный IT-отдел и собственных инженеров, им очень важно, чтобы весь рабочий день у них сидел человек, который будет следить за всей системой. Они аутсорсят у нас персонал: то есть если их человек заболеет или уйдет в отпуск, то в течение часа мы обязаны предоставить им нашего специалиста, отвечающего за ту же работу», — прокомментировал ситуацию Нурлыбай Айдар.
Казахстанскому рынку IT-аутсорсинга для дальнейшего развития нужен импульс, на нем должна появится конкуренция, стандарты качества и тройка лидеров. В этом случае IT-аутсорсинг из зародыша действительно превратится в инструмент оптимизации бизнес-процессов отечественных компаний.
Комментарии