Игра в зону
Не успел премьер Масимов посетить СЭЗ «Парк информационных технологий» и пообещать решить все проблемы проекта, как очередная напасть — новый Налоговый кодекс грозит начинание «похоронить».
Казахстанский бизнес привык развиваться не благодаря, а вопреки. Не успел премьер Масимов посетить свободную экономическую зону «Парк информационных технологий» и пообещать решить все проблемы проекта, как очередная напасть — новый Налоговый кодекс грозит начинание «похоронить».
Инвестиционные программы на 56 миллиардов долларов могут сорваться из-за того, что все льготы для предприятий, открывающих производства в СЭЗ, отменят. В итоге бизнесмены просто не будут заинтересованы вкладывать деньги.
Никто не спорит, технопарки — дело такое… Их главная отличительная черта — медленная окупаемость («Кремниевой долине», чтобы «встать на ноги», потребовалось тридцать лет). Кроме того, из ста пятидесяти подобных свободных экономических зон, в США действительно эффективны лишь несколько десятков.
А все потому, что даже на развитом Западе не всегда удается суметь привлечь «свободногуляющие» по стране и миру капиталы в эту отрасль. Что уж говорить о наших нерасторопных чиновниках.
Кстати, даже изначально американские технопарки не получали от родимого государства никаких привилегий. На плаву держались те компании, которые заключали контракты с правительством на исследования в области военной промышленности, и до сих пор самые успешные фирмы — те, кто работает на оборонку. Так получалось, что эти предприятия концентрировались в технологических парках, оттого эти СЭЗ оказывались в более выгодном положении, нежели другие регионы.
На сегодня самыми сильными технопарками в США считаются «Кремниевая долина» в городе Санта-Клара (неподалеку от Стэнфордского университета), «Бостонский маршрут 128» (рядом с Массачусетским технологическим институтом и Гарвардским университетом) и «Парк-треугольник Северной Каролины» (в районе трех крупных университетов). Эти три технопарка стали моделями для всех подобных проектов не только в Америке, но и за ее пределами.
«Первопроходцем» стал Стэнфорд, который из-за финансовых проблем решил сдать в аренду принадлежащие ему земли. И не просто под строительство торговых комплексов или земледелие, а компаниям, которые занимаются новыми технологическими разработками, причем по весьма демократичным расценкам. Стэнфорд таким образом не только поправлял свои финансовые дела, но и организовывал рабочие места для своих выпускников.
Правительство тоже обещало казахстанским IT-компаниям льготы и площади. Обещали провести коммуникации и построить всю инфраструктуру. Как Остап Бендер грозил превратить Нью-Васюки в столицу, так и «ИТ-Сити» должен был в радужных планах чиновников помочь нам превратиться из сырьевого придатка в располагающий высокотехнологичными производствами регион, да еще и на экспорт ориентированный.
Экспертным советом СЭЗ «Парк информационных технологий» было одобрено 30 проектов. Например, началось строительство двух заводов компании Glotur DS Multimedia, которые будут выпускать жидкокристаллические мониторы и телевизоры. «Логиком» организует выпуск ПК, принтеров, ноутбуков и серверов. Правда, это будет не собственное производство всех деталей с нуля, а «отверточная сборка» из закупаемых комплектующих. На территории СЭЗ «Сименс» начнет изготавливать свои всемирно известные контроллеры и датчики (так необходимые для отечественных промышленных предприятий), а также медицинское оборудование и различную электротехнику.
Однако, как у нас часто и случается — хотели как лучше, а получилось как всегда. Завершить третью очередь «Алатау ИТ-Сити» планировали к 2015 году, однако уже на начальном этапе начались пробуксовки. Для заводов не хватает мощностей — нужны новые подстанции. Нужна и дорога, которая сократит время пути до поселка Алатау, где расположен технопарк.
Премьер Масимов во время своих визитов в технопарк обещал, что необходимые 40 миллиардов тенге республиканский бюджет выделит, хотя и заметил, что сам он противник льгот для СЭЗ...
Но. Даже несмотря на то, что и американские технопарки не дают особых преференций венчурным компаниям, отдельным изобретателям и ученым, разрабатывающим новые виды продукции и новые технологии, помощь все-таки предоставляется, пусть и несколько в ином виде. Она включает возможность аренды производственных и офисных помещений, оборудования, консультации по поводу составления бизнес-планов и содействие в получении займов. Значительную экономию компаниям дает и предоставляемая оргтехника, компьютеры, программное обеспечение, библиотеки и т.д.
Вообще, ссылаясь на кризисные явления, правительство начало сворачивать множество помпезно начатых программ. Только ощущение, что не с той стороны борется оно с кризисом, какая-то «имитация бурной деятельности» вместо реальных действий.
А в итоге, бизнес и промышленность приходят еще в больший упадок.
Комментарии