Вне зоны доступа
Преимущества и перспективы различных видов доступа к интернету в Казахстане.
В Казахстане решить проблему «последней мили» особенно сложно из-за географических особенностей страны и доминирования иностранного трафика. Справиться с ней поможет совокупность интернет-технологий.
В последнее время очень много говорится о необходимости развития казахстанского сегмента интернета и генерировании трафика внутри страны. Во многом эта проблема сводится к недостаточному физическому доступу абонентов к мировой сети. И речь идет не только о том, чтобы поставить компьютер в каждом доме. Не менее сложная задача — подключить его к сети интернет, причем обеспечить канал хорошей скоростью доступа.
На сегодняшний день развитие рынка интернет-услуг в стране находится на стадии оживленного роста. В 2007 году емкость рынка составила примерно 175 млн. долларов. Общее количество пользователей интернетом в настоящий момент составляет примерно два миллиона человек, уровень проникновения — 12%.
По оценкам международного аналитического агентства iKS Consulting, в I квартале 2008 года доходы от предоставления услуг интернет-доступа в Казахстане составили 7415,2 млн. тенге, что более чем на 73% выше показателя за аналогичный период прошлого года. 80,6% всех доходов принесли абоненты широкополосного доступа (ШПД), который является сейчас драйвером роста, и 19,4% — коммутируемого доступа.
Наибольшую динамику показывает пока именно корпоративный сектор. Если к концу прошлого года проникновение широкополосного доступа в этом секторе составляло 27,2%, то за четыре месяца текущего года оно достигло 28,9%. Вместе с тем рост проникновения в секторе домохозяйств составил только 0,3% и достиг 2,8%.
Последние два года стали периодом первоначального насыщения рынка, когда был практически полностью охвачен сегмент крупных и средних компаний, наиболее высокодоходный и вместе с тем небольшой по объему. Теперь рост рынка, по мнению аналитиков, будут обеспечивать частные потребители и предприятия малого бизнеса. Исходя из этого еще острее встает проблема доставки интернета многочисленным потенциальным потребителям.
Скелет путей интернета
Среди основных проблем, которые на сегодняшний день сдерживают массовое развитие интернета, можно отметить слабую инфраструктуру и высокие тарифы. Последнее обычно связывают с низким уровнем конкуренции.
На международной конференции «Internet Альтернатива» главный редактор интернет-издания «Независимый обзор провайдеров» Александр Милицкий привел интересный пример относительно того, как обстоит дело на этом рынке в России: «В Москве действует около 200 провайдеров широкополосного доступа, покрытие превысило 50% домохозяйств, и абоненты большинства операторов имеют возможность выходить в интернет на скоростях до 100 Мбит/секунду. При этом цена минимального безлимитного тарифа (2,5 Мбит/сек.) составляет где-то 450 рублей в месяц.
Правда, в Москве высок уровень конкуренции. Кроме того, уже достаточно давно в столице РФ начали сосредоточиваться информационные ресурсы, которые интересны всей России, и большая часть трафика, которая ходит по Москве и в близлежащих регионах, — это внутренний трафик, перемещающийся между сетями местных провайдеров, а отнюдь не трафик из-за границы.
Чем больше пользователей, чем больше они потребляют трафика, тем дешевле и внешние каналы. И, естественно, конкуренция в секторе канальных операторов, предоставляющих внешние пути, тоже играет большую роль. Есть целый ряд компаний, которые соединяют Россию с окружающим миром. Чем больше конкуренция и потребление трафика — тем ниже цены. Здесь достаточно просто создать эффект домино, достаточно одного щелчка, чтобы вся эта конструкция начала лавинообразно прогрессировать». Многие компании в Москве занимаются тем, что обеспечивают интернет-доступ в районе нескольких кварталов, занимая свой узкий сегмент.
В Казахстане также есть подобные квартальные проекты. В Алматы их реализовывали компании «Интернет Трейнинг Центр» и «Академсеть». Однако в нашем городе провайдерам проходится платить за тысячекилометровые каналы связи, по которым трафик поступает в страну из-за границы (более 90% всего трафика). В частности, поэтому предприниматели не находят этот сектор привлекательным для работы.
Что касается основной магистральной системы каналов связи и выходов за границу, то здесь основным игроком остается «Казахтелеком».
«К сожалению, казахстанский контент находится на стадии развития, и основное потребление трафика приходится на Россию, Европу и США. Мы имеем все необходимые каналы, выходящие за рубеж, и вынуждены строить серьезные магистральные сети внутри страны, и, соответственно, гиперрасходы по покупке и строительству каналов отражаются на стоимости интернета», — сказал заместитель гендиректора по развитию АО «Казахтелеком» Нурлан Меирманов.
Конкуренцию ему в отдельных частях страны составляют KazTransCom и «Транстелеком». Строительством своих оптоволоконных линий внутри страны озаботились операторы сотовой связи, «КаР-Тел» уже строит свои ВОЛС, а «GSM Казахстан» намерен этим заняться в будущем.
Строительство своей сети ВОЛС — это проект на миллионы долларов, и чтобы его окупить, нужно достаточное количество абонентов и трафика, который они покупают. В России количество интернет-пользователей в текущем году, по мнению аналитиков, превысит 40 миллионов человек. Поэтому вполне логично наличие конкуренции там и ее низкий уровень у нас. О создании полноценно конкурентного рынка ВОЛС можно будет говорить при дальнейшем росте капиталоемкости рынка связи в целом.
Последняя миля
Национальная система ВОЛС, включая все компании, — это костяк доставки интернета, основная магистраль. Другим сегментом рынка, причем более насыщенным игроками, является доставка интернета от магистрали к конечному пользователю, или преодоление «последней мили».
Проблема в том, что тянуть оптоволоконную линию до каждого компьютера экономически нецелесообразно, поэтому для реализации «последней мили» используются специальные технологии, существующие в богатом ассортименте.
Большинство провайдеров в Казахстане используют технологию хDSL (лимит по скорости до 8 Мбит/сек., в Казахстане пока до 1,5 Мбит/сек.), где данные передаются по телефонной линии. Эта технология самая популярная в нашей стране и занимает более 70% рынка. В частности, через ADSL работает Megaline — продукт «Казахтелекома» по предоставлению широкополосного доступа в интернет. Это один из самых успешных продуктов на рынке, который уже охватил 23% всех пользователей интернета в Казахстане.
DSL хорош тем, что использует фактически имеющуюся инфраструктуру, при этом обеспечивает высокую скорость и надежность.
В Астане и Алматы компании продвигают сейчас технологию Ethernet (скорость передачи данных до 10 Мбит/сек.), в частности, такие услуги предоставляют компании Golden Telecom и ICON. Данные передаются по кабелю «витая пара» или оптическому кабелю. Фактически технология представляет собой нечто похожее на корпоративную сеть, где сотрудники обмениваются файлами только в масштабах города.
Когда провода не достают
Однако когда речь идет о каких бы то ни было проводных технологиях доставки интернета, всплывает очень актуальная для Казахстана проблема — низкая плотность населения (5,4 чел./кв. км), при этом почти половина населения живет в селах. Прокладывать кабели в слабозаселенные регионы слишком дорого и невыгодно, даже телефонная сеть во многих регионах не может быть приспособлена для передачи интернета. Но даже в Алматы много одноэтажных домов, к которым также нецелесообразно протягивать кабель ради одного абонента. Строить беспроводные сети дешевле. Километр оптоволокна обходится примерно в 15–16 тыс. долларов. В то время как развертывание беспроводной сети требует нескольких тысяч долларов.
Как считает технический директор компании «РадиоБайланыс» Валерий Ермошин: «На данный момент существования казахстанского сегмента интернет беспроводные технологии являются единственно правильным выбором. Они дают скорость реализации сети, уменьшают затраты и обеспечивают скорости, в которых на данный момент нуждается потребитель».
Сейчас, в частности, такие компании, как «Казахтелеком» и 2Day Telecom, активно продвигают Wi-Fi. Поскольку обладает небольшим радиусом действия, развитие этот стандарт сейчас получает в «горячих точках» (hot spot), местах публичного подключения к интернету: ресторанах, вокзалах, аэропортах, гипермаркетах и т.д.
Есть компании, которые через эту технологию занимают свои ниши на рынке. Например, компания Matrix специализируется на предоставлении услуг доступа в интернет в гостиницах на основе технологии Wi-Fi.
Технология Wi-Max (Worldwide Interoperability for Microwave Access) может обеспечить доступ большого числа корпоративных пользователей. Этот стандарт более совершенен, чем Wi-Fi, и также сейчас набирает популярность.
Освоением Wi-Max занимаются, в частности, те же «Казахтелеком» и 2Day Telecom, однако пока речь идет также об отдельных точках подключения. О коммерческом запуске первой общегородской беспроводной широкополосной сети передачи данных Wi-Max стандарта IEEE 802.16a (скорость от 64 кбит/с до 8 Мбит/с) заявила компания «Аспан Телеком» в конце мая текущего года. Своими потенциальными клиентами «Аспан Телеком» видит компании, имеющие разветвленные сети в городе и за его пределами, особенно те отделения, которые удалены от кабельных каналов. Начать развитие фиксированного Wi-Max в компании решили, в частности, в связи с медленным развитием инфраструктуры широкополосного доступа в Казахстане.
Ducat (компания «Арна») также планирует к июлю 2008 года завершить строительство сети мобильного Wi-Max 802.16e.
Распространение этого стандарта сдерживает высокая стоимость конечных устройств для потребителя. Его могут позволить себе пока только крупные компании и физические лица с высоким достатком.
Также постепенно развиваются технологии радиодоступа в интернет, в частности такие услуги предоставляют компании «РадиоБайланыс» и «Нурсат». Одно из преимуществ подобных технологий — удобный диапазон частот (2,4–5,7ГГц), поэтому практически в каждом городе можно найти подходящие частоты для передачи, также радиодоступ имеет большую абонентскую емкость. По мнению Валерия Ермошина, основная задача, которую надо решить для развития интернета, — привлечение как можно большего числа абонентов, и радиодоступ эту проблему решает.
Мобильный интернет
Как рассказала директор исследовательской компании ICT-Marketing Наталья Орлова, большая часть абонентов беспроводного интернета в Казахстане (до 80%) приходится на пользователей мобильных телефонов. Именно на владельцев мобильных устройств (телефонов и ноутбуков) ориентируются провайдеры беспроводного доступа по всему миру. В Казахстане сотовая связь — самый массовый продукт передачи данных, проникновение составило уже 85%, именно этот сегмент может стать реальным драйвером роста проникновения интернета. Здесь речь идет пока о таких технологиях, как GPRS (80 кбит/сек.) и EDGE (238 кбит/сек.), которые едва ли могут удовлетворить запросы пользователей, желающих иметь интернет на своем компьютере, используя как передатчик сотовый телефон.
С этой точки зрения очень перспективной для рынка является технология HSDPA (3,5G), которая, вероятно, появится на рынке в ближайшие годы. Эта технология, как отмечает директор дирекции маркетинга компании «КаР-Тел» Айнур Абжанова, обеспечивает скорость передачи в 5 раз выше, чем у DSL-соединения. Многие телефоны, которые сейчас находятся в пользовании у населения, уже поддерживают этот стандарт, и при запуске 3,5G сразу появятся пользователи, имеющие возможность скачивать большие объемы данных на высоких скоростях. Таким образом, эта технология может стать реальным фактором роста проникновения интернета.
Комментарии