Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    О спросе и предложениях

    О спросе на IT-специалистов на рынке труда Казахстана.

    20 июня 2008 12:32, Роман Плохотников, Digital Kazakhstan
    Рубрики: Образование

    Рынок спроса и предложения кадровых ресурсов в области IT очень мобилен. Если отбросить спрос на обычных пользователей (которые могут включить-выключить компьютер, произвести простейшие расчеты в электронных таблицах, написать отчет и отправить его по электронной почте), спросе, который был, есть и будет всегда, пока компьютер не станет для нового поколения чем-то обыденным, вроде сковородки, востребованность специалистов в области IT можно косвенно отследить по рейтингу курсов по информационным технологиям, проводимым учебными центрами «под заказ» (заказ формируют сами компании-»потребители» кадровых ресурсов). Так, если несколько лет назад был всплеск интереса к языкам программирования, в последнее время возрос спрос на курсы по администрированию Windows и UNIX, ремонту и настройке ПК. Есть невосполнимый спрос на некоторые специальности, «увлечение» которыми не носит массовый характер, например, Oracle, CISCO. И наоборот, есть избыток так называемых «специалистов» в тех областях, которые не требуют специального образования и даже глубоких знаний, например графический дизайнер (Corel Draw, Photo Shop), web-дизайнер. Дело вот в чем — изучить, предположим, PhotoShop или FrontPage можно быстро и легко. Получается — «web-дизайнеров» много, только почему-то столь часто задается вопрос, а есть ли вообще Web в Казахстане как культурный феномен? Хуже всего в этом разбираются работодатели, принимая на работу такого «специалиста». И вот, профессия web-дизайнера дискредитирована и становится аутсайдером. К счастью, такие специальности, как, например, «разработчик СУБД Oracle на Java под Unix» все равно остаются «ноу-хау».

     

    Есть только один выход — ужесточение требований к сертификации претендентов на трудоустройство в области IT и модернизация самой системы образования, предполагающая с одной стороны, расширение компьютерного образования, и, с другой стороны, его углубление. В чем же причина такой ситуации? Основная причина в существенной нехватке вузов, выпускающих вполне квалифицированных молодых специалистов в различных областях IT, и эти немногие выпускники, как правило, почти не знакомы с современными прикладными информационными технологиями. Те пробелы в образовании, которые образовались в силу существенного разрыва между реальными потребностями рынка и результатом работы ВУЗов, выпускники заполняют, занимаясь самообучением или, если повезет, доучиваются по месту работы, на которую они устроились, набираясь опыта у своих более опытных коллег.

     

    Предприятия решают данную проблему разными путями — некоторые занимаются поиском готовых специалистов, другие готовят кадры для себя в рамках программ повышения квалификации сотрудников предприятия. В любом случае, почти все IT-специалисты проходят дополнительное обучение на авторизованных курсах в специализированных учебных центрах. Ведь не секрет для любого IT-специалиста, что достаточно одного года «простоя», чтобы окончательно отстать от технологий и от своих конкурентов на рынке. Не удивительно, что растущая потребность рынка в квалифицированных специалистах диктует необходимость развития центров IT-обучения, где любой желающий мог бы пройти курсы по различным программам обучения, подготовиться и пройти сертификацию крупнейших вендоров. Существует ли какая-нибудь тенденция на рынке спроса IT-специалистов?

     

    Да. Сейчас тенденция обусловлена в основном вакансиями в крупных телекоммуникационных, нефтегазодобывающих компаниях, представительствах различных международных компаний. Некоторую роль играют также фонды/банки и даже дизайн-студии. Роль строительных компаний кстати, несмотря на определенные текущие затруднения, также высок. Если рассматривать временной тренд, лет 5-6 назад требовались только программисты — нужно было писать софт для перечисленных компаний. Потом потребовались администраторы — настраивать этот софт. Потом — пользователи и дизайнеры — использовать софт и рекламировать услуги компаний. Бывает, что на спрос с опозданием реагируют технические вузы и выпускают переизбыток специалистов — мало того, что к моменту выпуска спроса на них уже нет, вдобавок специалисты не имеют достаточной квалификации. Хотя эта проблема в настоящее время решается — скажем, Казахтелеком объявляет, что на ближайшие годы намечается потребность инженеров по телекоммуникациям, и вузы регулируют учебные программы и планируют свои приоритеты, а стажировку выпускники могут пройти непосредственно на месте будущей работы. То же в области нефти и газа. Очень хорошая практика, несколько подзабытая в погоне за диким рынком («само-собой все устаканится, отрегулируется...») со времен «госплана», «практики на предприятии», «направлении на работу».

     

    О том, какие специалисты будут в дефиците в перспективе, три года назад я писал в СМИ: «Можно прогнозировать, что в ближайшие годы будут хорошо востребованы специалисты по базам данных, web-разработчики (причем зарплата web-разработчиков повышаться существенно не будет) и в меньшем количестве — специалисты по защите информации. Спрос на инженеров, 1С-программистов и системных администраторов останется на стабильном уровне. Программистам и операторам ЭВМ повезет меньше — уже занятые в бизнесе программисты перетягивают и так небольшое количество заказов-тендеров на себя, а пользователи ЭВМ у нас в ходу низкоквалифицированные, коих кругом достаточно (оклады невысокие несмотря на высокий конкурс, работодатели выбирают лучших из худших, однако трудоустроившийся пользователь не стремится знать больше, а если стремится, то уже через полгода-год он становится, например, системным администратором и уходит с работы)». Этот прогноз оправдался с небольшими корректировками — «свободные» web-разработчики могут зарабатывать гораздо больше, выполняя заказы частным образом и зачастую у них нет желания связывать себя трудовым договором, штатным расписанием и прочими «гирями». И специалисты по защите информации востребованы в большем количестве, чем достаточно опрометчиво предполагалось. Теперь можно высказать очередной прогноз — в ближайшие годы роль web-разработчиков всех уровней, от начинающих до экспертов, серьезно возрастет — об этом можно говорить не только на основании нового закона РК о госзакупках, но и в связи с возрастающей «интернетизацией», желанием и необходимостью иметь свое web-представительство как для юридических, так и для частных лиц, переходом коммерции в информационный сектор. Если рассматривать процессы, протекающие у нас в стране, как отражение или повторение (иногда с задержкой по времени) процессов в западных странах, этого можно было ожидать — подобные этапы развития «информационного общества» проходили многие страны — например Италия, Германия, в некоторых странах (США, Россия) эти процессы протекают весьма бурно и плодотворно как для поставщиков, так и для потребителей услуг. Казахстан стоит на этом же пути. И еще один прогноз, о котором можно с уверенностью заявлять — «гражданин Казахстана=пользователь ПК» — никогда раньше это равенство не было столь достижимо, как сейчас!

     

    О негосударственных учебных центрах, занятых в области IT-образования

     

    Рассмотрим, что предлагают различные учебные центры. Первый уровень — дешевые курсы в основном пользовательской направленности. Учитывая специфику low-end курсов: небольшие затраты компании-организатора на их проведение, контингент слушателей — массовый, фактически неисчерпаемый, нетребовательный, но малоплатежеспособный, низкий уровень как знаний, так и заработка преподавателей (причем одно вытекает из другого). Полагаю, этот уровень будет плотно «заселен» поставщиками услуг но не сыграет значительной роли в определении структуры IT-образования в Казахстане. Самое плохое то, что этот уровень не способен предоставить качество образования, достаточное не только для использования ПК на самом примитивном уровне, но зачастую даже для возникновения у слушателя желания совершить следующий шаг в плане саморазвития…

     

    Второй уровень — список предлагаемых курсов широк и разнообразен по составу. Преподают в основном местные специалисты, перебегающие из одной компании в другую — где больше заплатят, и небольшой устоявшийся (на некоторое время) штат преподавателей. Преподают все, от «как включить компьютер» до планирования межконтинентальной передачи данных по спутниковому мосту. Это наиболее перспективный уровень, очень близкий к идеалу «найдется все для всех» и к тому, как должна была бы выглядеть система гособразования, но, к сожалению, очень слабо представленный на образовательном рынке Казахстана.

     

    Третий уровень. Только авторизованные курсы (курсы, учебно-методический материал которых разработан самими авторами технологий — Microsoft, Sun, Oracle, CISCO и пр. и которые читаются только преподавателями, сертифицированными по этим же технологиям). Обычно качественно, но — дорого (нужно как-то окупать расходы на авторизацию и ее «поддержание», сертификацию и ре-сертификацию преподавателей, высокую оплату труда таким преподавателям, заказ официальных учебных материалов и многое другое, о чем учебные центры «первого уровня» не беспокоятся), напряженный, сжатый график обучения (особенно если преподаватели не местные и приезжают под заказ, как и слушатели могут приезжать на курс со всей страны и из ближнего зарубежья), сложности с комплектацией групп (далеко не каждому нужны high-end курсы, запускать «группу» из 1-2 человек невыгодно, а ждать завершения набора группы согласятся не все клиенты). К тому же не очень хорошая «гибкость» курсов — официальный учебный материал может быть плохо структурирован, содержать ошибки и иметь множество других недостатков. В последнее время учебные центры, представленные на этом уровне, смещают свой интерес в область второго уровня, тогда как центры второго уровня давно уже активно ведут авторизованные курсы, сохраняя и свои, авторские разработки.

     

    Каждый образовательный центр уникален в своем роде и имеет самые широкие возможности по захвату еще не затронутых областей IT-образования. Спрос на образовательные услуги еще очень далек от точки насыщения, когда наступает оправданная жесткая конкуренция представителей услуг. Я бы вообще на ближайшие десять-двадцать лет забыл даже о теоретической возможности насыщения, так как спрос на образовательные услуги неэластичен. И после этих 10-20 лет будет также, поскольку постоянно появляются новые технологии и раз рынок образования отстает от рынка их производства. Самое легкое и непрактичное, что можно сделать — это сесть и сказать: «Ну все, приехали! Рынок IT-образования забит, от конкурентов не продохнуть — локтями распихивать приходится, у всех один и тот же набор курсов, одни и те же преподаватели, и ловить здесь нечего…» Это потому, что не хочется думать и копать глубже. А на поверхности действительно все так и есть.

     

    Об IT-образовании в государственных учебных заведениях

     

    Качество уровня преподавания IT в ВУЗах, мягко говоря, недостаточное. Студент, увлеченный информационными технологиями, знает больше, чем «учитель» в ВУЗе. Преподавание в некоторых вузах ведется по устаревшим методикам, на устаревшей технике. Студент пропускает занятия, зачастую работая в это время учителем-почасовиком в образовательных центрах, преподавая по своей собственной программе, на приемлемой для этих целей технике. К моменту выпуска из ВУЗа он является IT-специалистом именно благодаря прогулам, низким оценкам, неподготовленным докладам и т.п. Я сам был в аналогичной ситуации, а состав преподавателей в учебных центрах первого и второго уровней, о которых шла речь выше, представлен частично именно такими специалистами, среди которых есть, конечно, и недоучки, и люди с посредственными педагогическими навыками, но есть и «бриллианты», из которых впоследствии складывается костяк учебного центра или какой-либо другой IT-компании в Казахстане (многие, впрочем, предпочитают работать за рубежом). Это кризис всей системы образования, и не только в Казахстане. Во многих вузах России, например, такая же плачевная ситуация.

     

    Негосударственные образовательные центры предлагают свое решение в виде компьютерных курсов, но подобный суррогат лишен главных достоинств традиционного высшего образования — постепенное, длительное, всеобъемлющее образование с лекциями, семинарами, практикумами, защитами курсовых, стажировкой и т.д. Пора бы задуматься и решить, что делать, чтобы изменить ситуацию с IT-образованием в нашей стране к лучшему.

     

    О дистанционном обучении

     

    Под «дистанционным образованием» (ДО) обычно понимается комплекс учебных мероприятий, проводимых посредством удаленной связи между обучаемой и обучающей стороной. В качестве среды реализации чаще всего рассматривается Интернет, как наиболее дешевый вариант, к тому же обладающий достаточно широкими возможностями, по сравнению, скажем, с телемостом, связью с помощью видеотелефонов и пр., так как Интернет является не просто физическим каналом с базовым протоколом передачи сигнала, соединяющим несколько точек, а комплексной программно-аппаратной средой, функционирующей на основе десятков протоколов, различных технологий, программ, описанных на множестве разных языков программирования, каждый из которых имеет свои преимущества. Так, в системе ДО, разработанной под Интернет, в качестве обучающей стороны может выступать как «живой» преподаватель или группа консультантов, так и мультимедийная графическая оболочка, возможно даже под управлением искусственного интеллекта, привязанная к «базе знаний» — хранилищу учебных материалов. Представление информации также может осуществляться в различных форматах — аудио: голос («живой», запись или синтезированный), музыка; видео (трансляция в реальном времени или запись); графика (статичные изображения, анимация); текст (плоский или гипертекст) — причем не отдельными «кусками», а в составе комплексных документов, структура которых описана, например, на языках HTML или XML (хотя в принципе может использоваться Flash или Java).

     

    Необходимость ДО диктуется современными темпами развития технической антропогенной среды (среды, которую создал человек). Она же, в свою очередь, предъявляет требования к самому человеку, постоянно повышая их. Требуется: изучить новый материал за короткий срок, повысить квалификацию по какому-либо вопросу, переучиться на другую профессию... быстро, качественно, легко, с малыми затратами. ДО позволяет сделать это.

     

    По сравнению с традиционным образованием (при непосредственном контакте преподавателя и студента), ДО имеет только один плюс — возможность обучаться, находясь на своем рабочем месте или дома, далеко от преподавателя, от центра обучения. Не хочется говорить, что это «преимущество» ДО, потому что как раз это недостаток — заменить близкий контакт с преподавателем удаленным суррогатом пока не удается, от этого страдает эффективность обучения (нет рядом господина Учителя, который может ткнуть пальцем в книгу, а может и стукнуть этой книгой по голове). Не хватает, может быть, именно психологического контакта, в результате меньше степень заинтересованности, ниже стимул, ответственность... Реальные тесты показали — успеваемость студентов, обучающихся по системе ДО, ниже по сравнению с таковой в контрольной группе, занимающейся по классической методике. Техническое обеспечение, применяемое в ДО, не является исключительно его преимуществом — возьмите персональный компьютер, кучу учебников, стопку компакт-дисков, посадите рядом инструктора и учитесь на здоровье! Резюме: ДО никогда не заменит традиционное образование полностью.

     

    Каковы недостатки ДО, помимо указанного отсутствия «живого контакта»? Во-первых, это необходимость наличия у каждого студента персонального компьютера и, по возможности, высокоскоростной линии связи. Во-вторых, отсутствие на сегодняшний день четкого стандарта о том, какие именно компоненты должны быть представлены в системе ДО: текстовой чат, форум, телеконференция, передача голоса, передача файлов, «доска» для рисования... Каждый разработчик выкручивается, как может: предлагает свой набор инструментов и ориентируется на технологии, известные ему, нередко поднимая заезженные «святые» темы: что лучше — Php или Java, TCP или UDP и т.д. К счастью, уже существуют централизованные решения, например, «Lotus LearningSpace». Проблема заставляет задуматься о том, что такое образование вообще, чем отличается плохое образование от хорошего, что можно «выкинуть» из учебного процесса без ущерба для эффективности. И эти вопросы должны решаться педагогами с большим стажем работы, а не программистами систем ДО.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии