Как запустить KazNet?
Репортаж с прошедшей в Алматы конференции «Интернет-Альтернатива».
24 июня в Алматы состоялась первая международная конференция по проблемам развития интернета в развивающихся экономиках постсоветского пространства — «Интернет-Альтернатива 2008». Тема развития нашего интернета настолько актуальна, что без какой-либо медиаподдержки на мероприятии зарегистрировалось около четырехсот человек. Список приглашенных экспертов тоже впечатляет: это известные деятели интернета из «Яндекса», «Рамблера» и «Одноклассников». Основная линия прошедшей конференции: что нужно сделать, чтобы KazNet стал конкурентным?
Главный вопрос русской интеллигенции времен Чернышевского отражался практически в каждом выступлении нынешней конференции. Не секрет, что основные проблемы KazNet пока так и не решены. Конечно, можно списать все огрехи на небольшое население страны с огромной территорией. Однако подобные сентенции уже давно вызывают лишь усмешку даже у не слишком сведущего в этом вопросе человека. Поэтому «Интернет-Альтернатива» собрала не только ИТ-специалистов, но и людей, на первый взгляд весьма далеких от этой сферы. Как ни крути, интернетом пользуется большая часть городского населения, а отсутствие у любой из компаний онлайн-представительства считается моветоном. Я уже не говорю о персональных страничках, блогах и аккаунтах в социальных сетях.
На сегодняшний день зарегистрировано порядка 20000 доменов в зоне КZ, сайтов же функционирует около 6000.
Особый интерес у журналистов на конференции вызвала позиция ведущего оператора и доминирующего игрока на рынке телекоммуникаций АО «Казахтелеком». Представители компании говорили аргументированно, критически и обладали конкретной информацией о состоянии KazNet. Во время первой секции «Государство и интернет» выступил главный коммерческий директор АО «Казахтелеком» Аскар Есеркегенов, представивший планы национального оператора связи по развитию казахстанского сегмента сети интернет.
По последним данным, на 1 марта 2008 года в Казахстане зарегистрировано порядка 1,9 млн. пользователей интернета, таким образом, уровень интернетизации в Казахстане составляет около 12%, а государство занимает 118 место в мире из 220.
Как видно из вышеприведенных цифр, Казахстану есть над чем работать. По мнению А. Есеркегенова, существует ряд основных причин, препятствующих должному распространению интернета в Казахстане, а именно:
- невыразительный казахстанский интернет-контент;
- отсутствие конкурентного хостинга;
- высокая стоимость регистрации доменных имен;
- слабое развитие системы электронных интернет-платежей.
«Большинство пользователей сети интернет в Казахстане используют российские и иностранные ресурсы, что создает отток пользователей из KazNet, — отметил господин Есеркегенов. — В связи с этим казахстанская компания вынуждена платить значительные суммы иностранным провайдерам за внешний трафик. Сравнение российского рынка услуг доступа к сети интернет с казахстанским выявляет значительное отличие — это развитый локальный контент, за который российские операторы не платят, и, следовательно, этих затрат нет в себестоимости российских услуг. АО «Казахтелеком» ставит перед собой задачу улучшить контент KazNet и создать привлекательные условия для развития отечественных ресурсов».
По данным «Казахтелекома» около 80% трафика уходит за пределы Казахстана, и только 20% остается внутри страны. Помимо проблемы с казахстанским контентом значительную роль здесь играет хостинг. В настоящий момент большее количество сайтов национального двухбуквенного домена .kz «хостится» за пределами казахстанского сегмента сети интернет.
В связи с этим «Казахтелеком» объявил о готовности значительно снизить тарифы на хостинг, а социально значимым стартап-проектам предоставлять хостинг бесплатно. В рамках этой инициативы оператором инвестировано порядка 10 млн. долларов США, построены сети Internet Data Center в ряде городов Казахстана.
Как уже сообщалось ранее, АО «Казахтелеком» с 1 марта 2008 года для клиентов услуги Megaline был предоставлен безлимитный доступ в KazNet с параллельным увеличением скорости доступа в него до 256 Кбит/с. С 1 июня 2008 года АО «Казахтелеком» произвело очередное снижение тарифов на услуги широкополосного доступа к сети интернет для операторов связи.
Стоимость 1 Гбайт интернет-трафика, в зависимости от объема генерации, снижена почти на 36%. В общем пакете операторам связи предоставлен бесплатный неограниченный (unlimited) доступ к внутренним ресурсам сети интернет АО «Казахтелеком», казахстанским операторам связи, подключенным к сети компании и к интернет-ресурсам зарубежных операторов Центральной Азии, имеющим партнерские отношения с «Казахтелекомом». С того же времени при наличии технических возможностей компания предприняла мощное маркетинговое наступление — при сохранении тарифов для конечных пользователей интернет она в два раза увеличила скорость доступа по всем тарифным планам Megaline.
В частности, по Megaline Start, Megaline Hit, Megaline Light скорость на внешние ресурсы увеличена до 256 Кбит/с. Входящая скорость Megaline Turbo увеличилась с 512 до 1024 Кбит/с с увеличением предоплаченного трафика до 2 Гбайт.
Однако, как заметил ряд российских экспертов, развитие казахстанского интернета повторяет во многом путь, который прошли и другие страны. Так, Елена Колмановская, главный редактор компании «Яндекс», отметила, что в России похожая ситуация происходила еще лет пять-шесть назад, когда инвесторы также недоверчиво смотрели на интернет-проекты, а у некоторых компаний элементарно не хватало денег на поддержание своей деятельности.
Главное, что специалисты очень позитивно смотрят на наши перспективы и называют сложившуюся ситуацию трудностями роста. Как заметил Антон Носик, эксперт по социальным СМИ компании «СУП», «Казахстан прекрасен, и для бизнеса — край непаханый».
Хочется сделать один простой вывод, озвученный Тимуром Ербаевым, руководителем представительства интернет-издания СNews в Казахстане. Суть его проста: незачем сидеть и ждать, когда местные или зарубежные инвесторы наконец обратят свой взор на казахстанский интернет, надо собственными силами ежедневно шаг за шагом делать маленькие шажки. И тогда, глядишь, появятся наши собственные сайты — «миллионники» (в смысле количества посещений, а может, и доходов), а за ними вырастут скорости и снизятся тарифы.
Давайте развивать наш собственный контент, а не оглядываться постоянно на соседей.
Комментарии