Через 2 года Казнет станет Рунетом
В два года оценивают эксперты и игроки рынка сроки, необходимые Казнету, чтобы выйти «на уровень» и вернуть основной трафик, уходящий сегодня за пределы республики.
В два года оценивают эксперты и игроки рынка сроки, необходимые Казнету, чтобы выйти «на уровень» и вернуть основной трафик, уходящий сегодня за пределы республики. Близок и порог, за которым начнется лавинообразное развитие местного сегмента сети. Между тем, в кратчайший промежуток времени Казнет должен разобраться с внушительным багажом проблем.
Если казахстанский сегмент Всемирной сети сохранит нынешние темпы развития, то он станет конкурентоспособным через 2-3 года. У Казнета появится развитый рекламный рынок и востребованные сервисы. Однако самое важное, подчеркивают эксперты — рынку, прежде всего, необходимо ждать. К такому заключению пришли опрошенные CNews.KZ участники конференции «Интернет-Альтернатива», завершившейся 24 июня в Алматы.
«Не нужно даже возвращать всех пользователей, предпочитающих зарубежные площадки. 20% — тот стандартный рубеж, за которым начинается лавинообразное развитие местного интернета. Сейчас мы располагаем 12% пользователей. Этот год и следующий будут принципиально важны для формирования Казнета», — заявил Аскар Бишигаев, заместитель председателя АИС РК. По его мнению, Ее развитие через механизмы государственно-частного партнерства, с привлечением института развития — почему бы и нет? Самое важное — найти команду, без этого многие проекты не будут успешны.
Развитие Казнета — вопрос эволюционный. Медлительность крупных проектов создает благоприятные условия для развития локальных ресурсов. Например, если рассматривать бывшие страны СССР, то в Прибалтике существует достаточно развитый рынок социальных сетей, успешно сопротивляющихся натиску зарубежных проектов. Большинство людей идет на американские ресурсы. Однако в Латвии лидируют 2 местные сети, одна популярна у русскоязычного населения, другая — у латышей, что не мешает и Рунетовским ресурсам сохранять определенную популярность. Эстония с населением 2,5 миллиона располагает своей социальной сетью, популярной у пользователей, подобные сервисы в Казнете же пустуют.
«Если вспомнить, как выглядел Рунет в
Специалисты сходятся во мнении, что драйвером роста Казнета станет локальный контент, что уже видно на примере конференции «Центр Тяжести». То, что сегодня в Казнете на достаточно высокой позиции находятся форумы, которые могут быть популярнее СМИ и локальных сервисов — нормальная фаза. Точно такой же этап в свое время переживал американский интернет. К примеру, в Дании по сей день самым популярным ресурсом является чат.
Директор по маркетингу сервисов компании «Яндекс» Андрей Себрант отверг информацию о том, что именно «Яндекс» воплотит в жизнь идею национального поисковика. Он считает, что речь не должна идти о создании новой поисковой машины, скорее всего, будет адаптирован какой-либо из имеющихся сервисов. «Нельзя сделать его по приказу. Европа давно пытается сделать национальный поисковик в противовес Google. Какие средства потребуется здесь вложить в людей, в технологии для создания нового поисковика?!», — спрашивает он. В России несколько лет назад уже была подобная попытка. Миллионы были вложены в поисковик «Веб-альта», заявлявший о планах достижения 30% доли рынка. Лучшее, что удалось достичь команде, собравшей лучшие технологие и лучших специалистов — 0,3%.
Тем временем «Яндекс» не скрывает своего интереса к казахстанскому рынку, давая еще более оптимистичные прогнозы, чем представители государства.
«Казахстан находится на самом пороге момента, когда начинается взрывное развитие бизнеса в интернете. Это и скорое достижение 15% активной аудитории, что на американском опыте показывает, что с этой отметки рекламодатель неизбежно приходит к тому, что этим каналом информации нельзя пренебрегать. Более того, мы видим, что здесь есть люди, которые это понимают и за это болеют. Жизнь у вас будет становиться интереснее даже не с каждым годом — с каждым месяцем. И мы, соответственно, будем думать, как лучше в этом участвовать», — сказал Себрант.
Рекламный рынок — еще одна болевая точка на теле Казнета. Не секрет, что локальным ресурсам сегодня зачастую легче привлечь зарубежного рекламодателя, чем местного. Рецепт развития рекламного интернет-рынка, по мнению экспертов, может выглядеть так: 2-3 года обучающих семинаров, работы с клиентами и агентствами. С определенного момента наступает время, когда невозможно предоставить агентству медиа-план, в который не включена интернет-реклама. Этому, опять же, может содействовать приход на казахстанский рынок российского бизнеса с уже сформировавшейся «привычкой к интернету».
Казахстанскому интернету сложно по простой причине: рядом мощный, развитый Рунет. Поскольку русский язык здесь развит, Рунет естественным образом привлекает больше денег, больше трафика. Многие проекты — тот же национальный поисковик — требуют больше инвестиций, чем Казахстан может собрать для их реализации. Любопытно было бы вашим интернетчикам познакомиться с опытом нащих крупных городов, где интернет-бизнес живет под коллосальным давлением Москвы. С другой стороны, можно использовать Россию как источник идей, переносить их на местную почву, сказал Владимир Коровкин, генеральный менеджер компании Fcbi.
По его мнению, не стоит рассматривать основную часть уходящего в Рунет трафика, как потерянный. Большей частью трафик уходит на почтовые и поисковые сервисы, и гораздо важнее, куда он пойдет с поисковиков. С почтой дела обстоят немного сложнее: этот бизнес инвестиционноемкий и не технологичный, что создает сложности в конкуренции.
Однако эксперты считают, что преувеличивать проблему привлечения рекламодателей не следует. В Казахстане, как и везде, где есть запаздывание по отношению к России или Америке. Там приходилось работать в ситуации, когда рекламодатель вообще не понимал, что такое интернет. Важнее направить большую долю рекламы на местные площадки.
Комментарии