Рынок ноутбуков: объем, динамика, тенденции, крупнейшие игроки
Рынок ноутбуков является одним из самых быстрорастущих среди всех профильных рынков Казахстана.
Рынок ноутбуков является одним из самых быстрорастущих среди всех профильных рынков Казахстана.
Объем, динамика рынка
Объем рынка ноутбуков в штучном выражении в Казахстане в 2007 году оценивается примерно в 80 тыс. единиц. При средней стоимости ноутбука в районе $800 объем квартального рынка составляет около $16 млн. Эта цифра, конечно, не учитывает «серые» и «полусерые» каналы. Если взять их в расчет, то емкость квартального рынка скорректируется до $19-20 млн. В целом, можно предположить, что в
Динамика рынка весьма впечатляет: рост объема продаж мобильных ПК в 2004 года находится на отметке 30-35%. В 2005, 2006 и 2007 годах — этот показатель уже близок к 50%. В тоже время, понятно, что такие темпы роста рынка не могут сохраняться долго. Уже в этом году многие вендоры ожидают существенное охлаждение динамики. В опросах фигурирует усредненный прогноз роста рынка ноутбуков в диапазоне 15-17%. Вероятнее всего, мы говорим о завершении волны гиперроста объемов. Если в 2006 году рынок ноутбуков в Казахстане в штучном выражении составил около 40 тыс. единиц, в 2007 — 80 тыс. единиц, то, согласно вышеназванной средней прогнозной результирующей, в 2008 году речь будет идти о приросте в 12 тыс. единиц. При этом, емкость рынка в штучном выражении перевалит за 90 тыс., приблизившись к очень важному психологическому барьеру — 100 тыс. ноутбуков, который, в соответствие с диалектикой развития предмета анализа должен быть преодолен в 2009 году. Сценарии ценовой политики могут быть представлены в 2 вариантах. Первый — снижение цен на ноутбуки со стороны вендоров, снижение маржи дилера, сети, которая идеологически характерна в условиях роста объемов продаж. Второй вариант не учитывает снижение цены на среднестатистический ноутбук. В этом есть резонный аспект: волна галопирующего снижения стоимости ноутбуков завершилась, а производители намеренно покидают сектор ультрадешевых ноутбуков, компенсируя потери в линейке расширением присутствия в верхних подсегментах мейнстрима, которые являются наиболее интересными. В тоже время, в обоих сценариях присутствует возможность снижения маржи дилера, сети. В целом, без учета снижения стоимости реализации среднестатистического ноутбука, в денежном выражении рынок в 2008 году может вырасти до 90 млн. долларов США. Итак, Казахстан, даже при снижении покупательной способности, спровоцированной проблемами в банковском секторе и на рынке недвижимости, будет демонстрировать уверенные темпы роста в сегменте мобильных ПК, ведь даже прогнозируемые 15-17% — это очень хорошо, например, в сравнение со стагнирующим североамериканским или европейским рынками. Кроме того, не достигнут и среднестатистический таргет, т.е. соотношение продаж мобильных ПК/десктопов (40%/60%). Сейчас этот показатель составляет чуть больше 20%.
Тенденции и перспективы
По оценке экспертов, однозначно выделены несколько важных продуктовых тенденций, которые окажут существенное влияние на формирование индустрии в ближайшие несколько лет. Первая, уже, вероятно, состоявшийся факт — широкоформатные матрицы. По аналогии с ЖК-мониторами, этой тенденции уже не один год и мультимедийные ноутбуки давно оснащаются широкоформатными панелями. Впрочем, рынок бизнес-класса до сих пор приемлет формулу 4:3.
Другая важнейшая тенденция — это увеличение срока работы в автономном режиме. Тут все гораздо сложнее, и работа идет в нескольких направлениях: от снижения энергопотребления, до разработки новых видов источников питания (например, метаноловые элементы).
Следующая тенденция — твердотельная память, которая воспринимается как замена стандартных HDD в мобильных ПК. В этом сегменте пока тоже все не так однозначно и борьба идет с переменным успехом. В целом, у HDD есть много козырей в рукаве, и еще до сих пор не понятно, кто одержит победу. И уже существуют гибридные диски, которые сочетают преимущества обоих технологий.
Развитие беспроводных протоколов, и, прежде всего, следующий логический шаг в этом направлении Wi-Max, — это еще одна тенденция. Думаю, что уже в этом, 2008 году, многие крупные вендоры представят серийные образцы мобильных ПК, оснащенных беспроводными модулями указанного формата.
Еще к одной важнейшей тенденции следует отнести кастомизацию ноутбуков, частью которой является дизайн. Сейчас практически все потребители делают немалый акцент именно на этом факте, и в дальнейшем эта тенденция только усилится: яркие и неоднозначные ноутбуки теперь в моде.
Крупнейшие игроки
Одна из наиболее интересных особенностей рынка Казахстана в том, что, вероятно, это единственный значимый регион на постсоветском пространстве, где не представлены ноутбуки корейских гигантов LG и Samsung. И это в то время, когда ноутбуки указанных производителей, например, на Украине занимают верхние строчки рейтингов. Впрочем, несколько лет назад, на заре формирования спроса, Samsung уверял, что скоро эффектно и с подобающим размахом, присущим компании, выйдет на отечественный рынок. И если для Samsung это так и осталось заявлением, то LG все-таки вышла на рынок и активно работала на нем, но, в конечном итоге, ушла с него по неназванным причинам. Таким образом, рынок в основном делят несколько производителей. Довольно слабые позиции у Dell, Lenovo, BenQ, а основная борьба развернулась между пятью брендами: Acer, Asus, Fujitsu-Siemens Computers, HP, Toshiba. Следует отметить, что в Казахстане есть и мобильные ПК местной сборки. О давней истории индустрии говорить не приходится, но на сегодня известны несколько локальных сборщиков, которые собирали модели под собственным брендом. В настоящее время на рынке есть только один производитель, который продолжает эту традицию — LogyCom.
По данным IDC, следует отметить, что лидером на рынке ноутбуков в Казахстане в I кв.
Положение Toshiba можно назвать нишевым, — эта компания известна, ее продукты пользуются доверием и определенным спросом. Asus уверенно наращивает объемы продаж, при этом корректируя свою рыночную стратегию в сторону упомянутых верхних сегментов майнстрима и премиум-класса. Действительно, у компании есть, что показать в этом направлении. Что касается HP, то позиция компании очень устойчивая, правда, линейка ноутбуков с лейблом HP не такая широкая как у конкурентов. Это некоторыми экспертами и приводится в качестве главного стратегического минуса. И Fujitsu-Siemens Computers, и HP представлены в Казахстане полноценными офисами, имеют разветвленную сервисную сеть и хорошую маркетинговую поддержку. Я бы не переоценивал перспективы Dell, BenQ и Lenovo на локальном рынке. Получить дополнительные проценты на рынке им будет очень сложно, особенно учитывая отсутствие какой-либо значимой маркетинговой активности. Смею предположить, что нет сомнений, что в
Комментарии