Рынок LCD: спираль закручивается
Рынок LCD-дисплеев справедливо называют одним из наиболее интересных в Казахстане.
Рынок LCD-дисплеев справедливо называют одним из наиболее интересных в Казахстане. И по многим причинам. Во-первых, потому, что, по мнению участников рынка, «мы находимся на пике замены CRT на LCD», а во-вторых, потому, что на рынок приходят новые игроки, которые в меру амбициозны и готовы вырвать «причитающееся» у гигантов, да и в принципе создают ощущение того, что он не застоялся...
За последние пару лет на рынке активно начали работать три довольно агрессивных игрока: Acer, BenQ и ViewSonic. В условиях роста спроса и, прямо сказать, гипертрофированного роста, появление новых игроков было воспринято рынком на ура. И тот и другой производитель обладают рядом интересных особенностей. BenQ — проводник, пожалуй, очень удачного соотношения цена/качество, смог использовать дефицит на рынке недорогих LCD ТВ в свою пользу на все 100%, одновременно, закрепив в сознании потребителей, что BenQ — это не только ТВ, но и мониторы. Что касается ViewSonic, то тут положение у компании еще более предпочтительное: до сих пор в сегменте профессиональных и полупрофессиональных дисплеев официально не было представлено ни одного игрока (их, на самом деле, не так и много). Как раз такие мониторы и делает Viewsonic. Рынок этот, несмотря на свою кажущуюся ограниченность, не так уж и мал, а высокие цены на профессиональные модели делает его весьма емким с точки зрения денежной массы. Сильны и традиционные игроки отечественного рынка, в частности, LG и Samsung. Но они испытывают сильное давление со стороны новых игроков.
Инерционное положение лидеров рынка — корейских гигантов LG и Samsung очень сильное. Чем, кстати, успешно пользуется Samsung. Крупные перестановки в казахстанском офисе компании негативно отразились не только на маркетинговом присутствии компании, но и на ее положении и доле рынка. Samsung продолжает терять свои позиции на рынке. И не только в области мониторов, но и на рынке мобильных телефонов и принтеров (хотя, это конечно, отдельная тема). И это было бы гораздо заметнее, если бы не запас прочности, сформировавшийся благодаря активности прошлых периодов. Некоторые представители компьютерных компаний, олицетворяющих канал или розницу, откровенно и прямо говорят о «плохой работе» локального офиса Samsung. Конечно, говоря о «плохой работе офиса», подразумевается сложный собирательный образ, который олицетворяет пробелы в маркетинговой политике, в модельной линейке, в логистике, в последовательности действий, если хотите. Например, в модельном ряду компании практически вымыты недорогие LCD-мониторы. Позицию, кстати, быстро заняли Acer и BenQ и практически мгновенно нарастили объемы. «Раньше, еще несколько лет назад, — говорит сотрудник отдела розницы одной небольшой компьютерной компании, пожелавший остаться неназванным, — почти весь наш модельный ряд был самсунговский. Сейчас, смотрите, какое разнообразие». «И позиции Samsung, мягко говоря, уже не такие доминирующие», — завершает он. Евгений Лоскутов, технический директор компании Pulser, хотя и не имеет базы для достоверных выводов о снижении доли Samsung (прежде всего потому, что ассортимент компании в части LCD-мониторов составляют только продукты корейских гигантов) «предполагает, что снижение доли Samsung на отечественном рынке имеет место».
Понятно из контекста, что у LG ситуация намного лучше. Компания растет. И в частности, за счет Samsung. У компании сильные традиции производственной базы в Казахстане, что подразумевает более выгодные ценовые и логистические условия. Мало того, LG не умаляет значимость маркетинга, что, безусловно, выглядит более предпочтительно, чем у основного конкурента.
А теперь поговорим языком цифр. По оценкам аналитиков, рынок Казахстана — это около 400 тыс. мониторов в год. Совокупная емкость данного рынка стремится к цифре 100 млн. долларов США, которая является психологически важной, а значит, весьма значимой для рынка. Впрочем, ожидать, что в этом году психологически важная «точка» будет преодолена, надеяться не приходится. И по целому ряду причин, в данном случае, концентрирующемуся на факте снижения покупательской активности потребителей. Итак, примерно около 50-55% данного рынка принадлежит корейским гигантам. Соответственно, около 45% рынка принадлежит Acer, BenQ, CTX, Dell, Fujitsu-Siemens Computers, Lenovo, ViewSonic, Philips, Xerox. Оценка положения в рыночном пироге может спорной, что, тем не менее, не мешает мне сделать вывод о том, что наиболее «сильные» доли в этой группе у Acer, BenQ, Fujitsu-Siemens Computers, HP (конечно, не обязательно в предложенной последовательности). Позиции по мониторам Fujitsu-Siemens Computers и HP в свете лидерства компаний на рынке десктопов понятны, вероятно, без комментариев. Т.е. речь идет о том, что корпоративные и некоторые домашние потребители принимают принцип монобрендовости в аспекте: ПК и монитор имеет такой же лейбл. Если же рассуждать о чистой рознице, то тут, на мой взгляд, наиболее многообещающее положение у Acer и BenQ. Очень хороший объективный потенциал у ViewSonic, что дает основания для амбиций на уровне заявленных перспективных, вероятно, не без оснований, 12% рынка. Итак, Acer и BenQ. О первой компании говорилось немало, а вот вторая — это, своего рода феномен, который за короткий период получил весомую рыночную долю в районе 8%. Успех BenQ — это успех розничной сети (Alser) и удачное время входа на рынок. Впрочем, успехом на рынке LCD можно ограничить «послужной список компании». Ни на рынке ноутбуков, ни на рынке цифровых фотокамер компании не удалось повторить успех стратегии LCD.
Очевидно, что позиции лидеров в краткосрочной перспективе вряд ли будут меняться. Впрочем, на мой взгляд, в группе лидеров именно у Samsung самое опасное и шаткое положение. Для того чтобы это понять, достаточно перевести понятие «двойка лидеров» в плоскость «тройка лидеров» и тогда становится понятно, что положение второго игрока в этом случае становится наиболее уязвимым. Ясно, что при таком простом арифметическом действии с введением нового элемента в уравнение, возникают другие правила игры. Кто готов стать третьим в этой тройке, с далеко идущими амбициями занять место Samsung? Я не был столь безапелляционным в выборе этой кандидатуры. И Acer, и Fujitsu Siemens Computers, и HP морально готовы примерить майку лидера этого рынка. И вполне заслуженно.
Спираль, о которой я говорил в названии этого материала, имеет наибольшее напряжение именно в текущей временной точке. Именно в период стагнации рынка понимание того, что позиции следует наращивать «прямо сейчас» наиболее значимо, хотя и непонятно и противоречиво с точки зрения элементарной логики. Конечно, при снижении продаж наиболее интуитивный шаг — это снижение издержек. В ряде, если не в большинстве случаев, — это верный путь самосохранения, но не в случае лидеров рынка. Есть авторитетное мнение, что именно в такие периоды происходят наиболее интересные «движения» в группе лидеров. В чем, я думаю, мы вскоре убедимся.
Комментарии