Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    KITEL 2008: точка невозврата

    Анализ прошедшей ИТ-выставки KITEL 2008 в Алматы.

    10 июня 2008 11:13, Александр Галиев, Computerworld Казахстан
    Рубрики: Бизнес

    Есть такое понятие — «точка невозврата». Это когда самолет преодолевает точку, которая отсекает все шансы вернуться назад, в базовый аэропорт. Ну, не хватит ему топлива для того, чтобы пройти путь домой. Нечто подобное я ощутил, побывав на KITEL 2008.

     

    Эта точка не страшна, когда вокруг есть цивилизация, а значит запасные аэропорты, куда можно в случае нештатной ситуации приземлится. Возвращаясь к KITEL и аналогиям, которые напрашиваются сами по себе, можно сказать честно: пока я в радиусе полета этой «экзебишн» таковых не вижу.

     

    KITEL — это отечественная выставка долгожитель. И, конечно, у выставки за все 15 лет ее существования были и взлеты, и падения. Некоторое время она уверенно росла, выдерживая устойчивый тренд вверх. Но последние несколько лет тренд был отчетливо ниспадающим. Сегодня мы говорим, что, по сути, выставка поменяла свой первоначальный смысл, превратившись в выставку формата B2B — т.е. бизнес-для-бизнеса. Ситуацию усугубляет, а вернее дезориентирует еще и то, что организаторы объединили выставку KITEL с CEM—выставкой бытовой техники и электроники, что лишает ее четкого позиционирования. KITEL 2008 ознаменовался своего рода печальными рекордами: на этом событии не было представлено ни одного производителя ПК в Казахстане, ни одного мобильного оператора! А посещаемость, вероятно, упала до самого низкого показателя за последние несколько лет. Впрочем, самих операторов от телекома было несколько. Среди них, конечно, замечены «Казахтелеком», который объявил на выставке громкий анонс — сервис SIP (Session Initiation Protocol) и Aspan Telecom — первая компания, запустившая в коммерческую эксплуатацию первую общегородскую беспроводную широкополосную сеть передачи данных, использующую технологию Wi-Max.

     

    Но вернемся к анализу KITEL 2008. Кардинально поменялась ситуация с посетителями. Еще 2-3 года назад автор этой статьи констатировал, к немалой моей радости, что значительная часть аудитории — «поколение младое», благодарное и благосклонное к новым технологиям, практически перевелось на KITEL 2008. Впрочем, это лишь доказывает, что поменявшийся формат выставки мгновенно отсек традиционную «компьютерную» составляющую посетителей, среди которой, конечно, много молодежи. При этом подмены аудитории не произошло. Несколько лет назад я в ITECA (организатор выставки) спорил и доказывал, что привнести элемент шоу в KITEL — это здорово. Впрочем, не в меру серьезные представители ITECA отрицали такой расклад. Бизнес — вот тот таргет, на который они были нацелены. По иронии судьбы, кому как ни мне, побывавшему на многих выставках, да чего там таить, в момент написания находящемуся на Тайване — родине крупнейшей B2B Computex, понимать, что должно быть в основе позиционировании выставки. Реальный фундамент B2B — это технологии и софтверные решения, как, например, на GSM World Congress, или hardware, как, например, здесь, на Тайване на тайпейском Computex. Или, преобладание консьюмера, как на Cebit в Ганновере. Организаторы KITEL не смогли найти такое золотое сечение. И судя по всему, им уже это не удастся.

     

    Технологический акын

     

    Пройдемся по выставочным стендам KITEL 2008. Стенд компании Elektronika из Венгрии — это частый посетитель KITEL. Компания предлагает широкий спектр измерительного оборудования для отрасли связи. В этом же ключе продукция компании Sirus — оборудование для тестирования IP и сетей. В секторе источников бесперебойного питания, выпрямителей и стабилизаторов были представлены несколько брендов, среди них MGE, Delta. Последняя имеет нишевую специализацию, ориентированную на отрасль телекоммуникаций. В этом же сегменте — продукция компании Hawker. Аккумуляторы, производимые компанией, ориентированы на критически важную к надежности отрасль — авиацию. Компания HTC — это, пожалуй, редкая компания в рамках KITEL 2008, которая представила реальные консьюмерные новинки. В частности, ей был анонсирован и продемонстрирован Diamond — абсолютно новый коммуникатор. Или Advantage — уже окрещенный некоторыми коллегами «новым словом». Позиция и подход HTC на KITEL 2008 — это, пожалуй, исключение из правил. Вероятно, поэтому на стенде компании всегда было много посетителей. Если мы начали говорить о коммуникаторах, то, как тут не сказать о GPS. На KITEL компания Автоспутник Казахстана предложила законченное решение, заключающееся в аппаратной части — GPS-навигатора, и программной части — карты Казахстана с почти 250000 поинтовыми привязками. Компания обещает реализовать сервис по анонсированию пробок в Алматы, что, полагаю, будет благосклонно воспринято автолюбителями.

     

    В основе экспозиции компании Interactive Kazakhstan широкий спектр оборудования для визуализации. Интерактивные доски для обучения, планшеты, в т.ч. беспроводные, проекторы и т.д. Интересное портфолио оборудования по производству ID-карт было представлено компанией Muhlbauer. Компания, разумеется, заинтересована в рынке местных ID-документов, что в свете внедрения водительских талонов весьма прогнозируемо. Впрочем, тема не ограничивается только этой компанией. Отечественная S-Card предложила весьма широкий ассортимент решений идентификации и доступа в этом ключе.

     

    Немало было предложений от производителей в части платформ и автоматов по приему платежей. В частности, целый спектр решений был представлен компанией «Объединенная Система Моментальных Платежей». На этом тема киосков самообслуживания оказалась не исчерпана: на KITEL было представлено несколько вариантов набирающих популярность автоматических фотокиосков. Из буклета одной экспозиции я понял, что окупаемость проекта по инсталляции такого фотокиоска — дело весьма скорое. Впрочем, я бы не был столь категоричен и не считал бы «расчеты из буклетов» как последнюю инстанцию в части принятия финансово-обоснованного решения для инвестиций.

     

    Вероятно, самый распространенный сегмент участников выставки — производители оборудования для связи и операторов. Тут и кабели, и оптическое оборудование, и шлюзы для VoIP, и оборудование для организации беспроводных сетей и т.д. Компания RAISECOM, например, предложила широкий ассортимент оборудования класса «интеллектуальные Ethernet Switch». Кстати, это еще одна тенденция KITEL. Хотя, о тенденции не говорят как о тенденции в случае, если это состоявшийся факт. В то время как KITEL была идеологически заявлена как «выставка по компьютерным, информационным и телекоммуникационным технологиям», ее акцент сейчас безоговорочно сместился в область телекоммуникационную. Оно и понятно: денег в телекоме побольше будет. В приватных беседах в доказательство этому почти все участники компьютерного рынка сетовали на неприлично высокую стоимость участия. В отличие от того же телекома, мало кто из отечественных игроков компьютерного рынка может позволить себе выложить несколько тысяч за небольшой стенд. И еще потратить столько же на промо, оформление стенда. Некоторые респонденты оперируют понятием «стоимость контакта», которая при нынешней посещаемости KITEL, очень высока. Выходит основная проблема — это отсутствие недорогих выставочных площадей? Не только. И Cebit, и Computex — это любимые детища Германии и Тайваня, которые лелеялись, растились на государственном уровне. И в которые, наконец, вкладывались большие деньги. И государственные в т.ч.

     

    А не сгущаю ли краски?

     

    Убежден, в деле KITEL нужен системный, концептуальный, если хотите, подход. Рассматривать выставку как проводника и официальную площадку для отечественных технологий и инноваций, пока не приходится. Да и вряд ли такой масштаб будет когда-либо востребован. А вот если рассмотреть ее как некий мост между Европой и Азией, то почему бы и нет. И Азии, и Европе нужны технологии и рынки сбыта. И трудно найти, пожалуй, такой европейский город в центре Азии, как Алматы, где одинаково комфортно будет себя чувствовать и европеец и азиат. Впрочем, при таком раскладе не обойтись без больших инвестиций. И в выставочные площади, и в транспортную инфраструктуру, и в сервис, и в гостиничный бизнес. Готово ли правительство на это, тем более в условиях кризиса ликвидности и снижения интереса со стороны мировых вендоров к выставке? Думаю, что нет, а посему упомянутая точка невозврата — это вполне реальный персонаж из краткосрочной перспективы единственной выставки по информационным и компьютерным технологиям в Казахстане… 

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии