Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Рынок фиксированной связи: насколько радужны его перспективы?

    Есть ли у рынка фиксированной связи в Казахстане будущее или мобильники вытеснят стационарные аппараты?

    2 июня 2008 18:30, Александр Таланов, Computer Club Magazine
    Рубрики: Рынок, Связь

    Несмотря на то, что сотовая связь в последнее время отвоевывает все новые и новые позиции на рынке телекоммуникаций, фиксированная связь продолжает оставаться одним из главных средств общения для подавляющего большинства населения Казахстана. И так будет продолжаться еще на протяжении достаточно долгого времени. Конечно, при условии того, что телекоммуникационная политика казахстанских властей не изменится в ближайшем будущем.

    Причины этого очевидны. Самая главная из них — неограниченное время разговоров при сравнительно небольшой ежемесячной абонентской плате. Идея повсеместно внедрить повременную оплату за «городской» телефон так и осталась идеей. Вторая причина — намного более высокое качество связи по сравнению с мобильными операторами. Никто не говорит, что так будет продолжаться долго, но пока ни один сотовый оператор не может похвастаться качеством звука, сравнимым с фиксированной связью.

    Связь в цифрах
    Уровень проникновения услуг телекоммуникаций на 100 семей наиболее высок в сегменте фиксированной телефонии, по рынку в целом уровень составляет 62,3 семьи.

    В общем объеме доходов предприятий связи Казахстана в прошлом году (314 миллиардов тенге) доля фиксированной связи составила лишь 24,9%. Тем не менее, крупнейший телекоммуникационный оператор Казахстана АО «Казахтелеком» продолжает вкладывать немалую долю средств в развитие именно фиксированной связи. Причем в последнее время акцент сместился на село. Государство, как держатель 52 процентов акций оператора, поставило перед ним четкую задачу: все, даже самые отдаленные, села должны быть телефонизированы.

    Связь в цифрах
    На начало года из 7230 сельских населенных пунктов телефонизировано 6957, или 95%. Телефонизацию оставшихся с населением менее 50 человек планируется завершить в этом году.

    Впрочем, «Казахтелеком» — это исключение, обусловленное тем, что контрольный пакет акций остается за государством. Ни один из конкурентов гиганта селом сегодня не озадачен и не озабочен. И конкуренция идет лишь в крупных городах. Впрочем, «конкуренция» — это в данном случае не совсем точное выражение. Скажем так, попытки составить альтернативу бывшему (де-юре) монополисту.

    На рынке фиксированной связи сегодня можно насчитать не так много крупных игроков. Это АО «Казахтелеком», АО «Арна», предоставляющее услуги под торговой маркой Ducat, АО «Нурсат», АО «Астел», АО «TNS Plus», ТОО «Центр технической информации», ТОО «Ивентис-Телеком», АО «КазТрансКом», полностью принадлежащая «КазМунайГазу», и АО «Транстелеком» — 100-процентная «дочка» «Казахстан Темир Жолы». Причем две последние созданы в первую очередь для обеспечения связью своих «родителей». И если «КазТрансКом» недавно начал предоставлять услуги физическим лицам, то «Транстелеком» на розничный рынок пока не выходит.

    По сути, у обычных людей выбор сегодня сводится к трем вариантам — «Казахтелеком», Ducat или «КазТрансКом». Впрочем, жители крупнейшего города Казахстана — Алматы — выбирать сегодня могут только из первых двух. «Нефтяная» связь южную столицу на уровне физических лиц до сих пор не оккупировала.

    Для справки
    Абонентская плата за один телефонный аппарат составляет сегодня для абонентов городского центра телекоммуникаций (ГЦТ) «Алматытелеком» — 492,87 тенге, а для абонентов Ducat — 382,61 тенге. При этом цена на международную связь у «Дуката» выше. Так, например, звонок в Германию абонентам ГЦТ «Алматытелеком» обходится сегодня в 99,44 тенге, а для «дукатовцев» — в 164,55 тенге за минуту.

    О цивилизованной конкуренции на южностоличном рынке телекоммуникаций пока говорить, увы, не приходится. Вялотекущая холодная война между «Казахтелекомом» и «Арной» не утихает на протяжении последнего времени. Одним из последних ее всплесков стало обвинение в адрес бывшего монополиста со стороны конкурентов в ни больше, ни меньше «широкомасштабном наступлении на независимых операторов телекоммуникационного рынка страны, истинной целью которого является выдавливание с телекоммуникационного рынка Казахстана независимых операторов связи». С одной стороны «Арну» понять можно. Собственных телефонных линий у этого оператора сегодня недостаточно для удовлетворения потребностей всех своих абонентов. Приходится арендовать их у «Казахтелекома». И одностороннее повышение тарифа на эту аренду радовать, разумеется, не может.

    С другой стороны, «Арна» начала работать в 1993 году, когда «Казахтелеком» еще и не мечтал о таких возможностях, которыми располагает сейчас. И в то время техническое обеспечение «Арны» позволяло ей оказывать куда более качественные услуги по сравнению с крупнейшим оператором. Цифровые линии, быстрый по тем временам интернет… Впрочем, и цены были несопоставимыми — лишь богатые компании и клиенты могли себе позволить пользоваться услугами «Арны». Тем не менее, «Казахтелекому» удалось обогнать своих конкурентов.

    Сегодня практически все операторы связи, так или иначе, зависят от своего «старшего брата». Построив Национальную информационную супермагистраль (НИСМ) на основе оптоволокна, причем без малейших субсидий со стороны государства, а лишь за счет сильно завышенных тарифов на международную связь, «Казахтелеком» получил возможность не только самому пользоваться самыми современными каналами передачи голоса и данных, но и сдавать их в аренду. Да, многие сегодня строят собственные оптоволоконные линии, но не в таких масштабах. В любом случае догонять «Казахтелеком» им еще очень и очень долго. И смена статуса с монополиста на доминирующего оператора больше тешит глаз, нежели радует сердце.

    Несмотря на то, что в техническом отношении Казахстан считается чуть ли не самым «продвинутым» государством на постсоветским пространстве, тарифы на международную связь остаются у нас одними из самых высоких не только по сравнению с соседями из ближнего зарубежья но и по сравнению с развитыми европейскими странами. Правда, эти тарифы не раз снижались на протяжении последних лет, но, тем не менее, своего «дна» они достигать пока не собираются.

    Количество выданных лицензий на международную связь еще не означает, что все их обладатели тут же начнут оказывать соответствующие услуги. Они и не торопятся. При этом многие виноватым считают все тот же «Казахтелеком», упрекая его в нежелании облегчить конкурентам процесс присоединения к своим сетям. Это позволяет крупнейшему оператору снижать тарифы на «межнар» исключительно постепенно, а свои аппетиты объяснять необходимостью телефонизировать село.

    Справедливости ради стоит сказать, что сегодня жители отдаленных аулов действительно перестают быть отрезанными от окружающего мира благодаря альтернативному способу телефонизации села, когда вместо прокладки телефонных линий используется, по сути, та же сотовая связь стандарта CDMA-450. Базовые станции устанавливаются в райцентрах и крупных населенных пунктах, каждая из которых покрывает территорию радиусом от 5 до 35 км, в зависимости от рельефа местности. При этом телефонные аппараты выдаются абонентам бесплатно, а абонентская плата составляет для сельчан всего 240 тенге в месяц.

    Другие казахстанские компании, предлагающие услуги телекоммуникаций, никогда не пытались провести линии в далекие аулы. Затея считается экономически невыгодной в плане установки и обслуживания необходимого оборудования. И это несмотря на то, что в сельской местности проживает около 40% жителей республики.

    Связь в цифрах
    В общем объеме доходов предприятий связи в январе-феврале 2008 года доходы от реализации услуг связи населению составили 41,3%. В том числе 59% — доходы от услуг мобильной связи, 18% — междугородной и международной связи, 10,7%  — местной телефонной связи и 12,3%  — прочих видов связи.

    Фиксированная связь — это второй по значимости сектор телекоммуникационного рынка после сотовой связи. За последние 4 года темпы прироста рынка упали с 13,6%  до 4,5%, а доля этого сектора в общем объеме телекоммуникационного рынка значительно сократилась — с 38% до 25%.

    Альтернативой высоким тарифам на международную связь стало использование для этих целей IP-телефонии (технология VoIP — голос через интернет). Сегодня эту услугу в Казахстане предоставляют сразу несколько компаний.

    Несомненным преимуществом этого способа связи является его дешевизна. Если в качестве примера взять стоимость одной минуты разговора с Германией, то картинка выглядит так: Ducat NetCard — 37,29 тенге, «Позвони CARD» — 29,22 тенге на городской телефон и 61,4 тенге на мобильный, i-Card+ (Nursat) — 34,1 тенге, 2DAY Telecom — 28 тенге.

    Использование IP-телефонии стало одной из главных рекламных фишек и одним из главных способов привлечения абонентов для сотового оператора MTS с торговой маркой NEO. 32 тенге за минуту звонка в большинство стран мира — многие сегодня берут симки NEO только ради того, чтобы иметь возможность звонить друзьям, знакомым и родственникам за границей по такой цене.

    Но, несмотря на дешевизну, IP-телефония не так распространена в Казахстане, как этого можно было ожидать. Так, в целом по стране количество обладателей городских телефонов, использующих этот вид связи, в 6 раз меньше по сравнению с использующими традиционные способы дозвона.

    Это достаточно странно, если учесть, что IP-телефония — это в первую очередь замена международной связи, а у 45% городского населения найдутся собеседники в других странах СНГ, а у 16% — в странах дальнего зарубежья, с которыми они хотели бы поддерживать постоянную связь. Вдобавок к этому некоторые операторы IP-телефонии предоставляют возможность звонить по более низкой цене и на сотовые телефоны.

    Отчасти низкие темпы роста рынка IP-телефонии (а за прошлый год он составил всего 2%) можно объяснить неудобством набора: сначала телефон дозвона, затем пин-код и лишь затем — номер вызываемого абонента. С другой стороны, предоплаченные карточки, которые выпускают все операторы IP-телефонии, позволяют не выходить за заранее установленный лимит затрат, они не привязаны к конкретному телефонному аппарату, а с карточек Tarlan, выпускаемых «Казахтелекомом», вообще можно позвонить с любого уличного таксофона.

    Еще одной альтернативой, способной потеснить в будущем традиционную связь, становятся многочисленные компьютерные программы, позволяющие общаться с помощью той же IP-телефонии, но без использования телефона, такие как Skype, Oovoo или 12voip. Достаточно иметь компьютер, выход в интернет и наушники с микрофоном. При этом связь «компьютер — компьютер» бесплатна, платить приходится только за трафик (что становится неактуальным при распространении безлимитных тарифных планов типа Megaline Hit). А цены на звонки с компьютера на телефон — ниже даже по сравнению с ценами на IP-телефонию с обычного телефона. Понятно, что пока уровень интернетизации общества низок, серьезную конкуренцию эти программы составить не могут. Но, судя по темпам развития отрасли, ждать этого осталось уже недолго.

    Связь в цифрах

    В 2007 году АО «Казахтелеком» установило 331735 телефонных аппаратов, перевыполнив план установок на 41,5 тыс. аппаратов (14%). Кроме того, за прошедший год «Казахтелеком» обеспечил связью 395 сел страны, телефонизировав все населенные пункты, в которых проживает более 50 человек. Таким образом телефонная плотность в стране доведена до показателя 20 номеров на 100 жителей.

    В ряде стран люди начинают постепенно отказываться от фиксированного телефона, в силу того, что сотовый аппарат выигрывает в цене и качестве. Да и доходы операторов фиксированной связи и других операторов международного трафика снижаются с появлением заменителей международной телефонии.

    Так, например, около трети американцев практически отказались от использования стационарного телефона в пользу мобильного. Исследование Национального центра статистики здравоохранения, в ходе которого было опрошено более 13 тысяч человек, проводилось с июля по декабрь 2007 года. Согласно представленным данным, в 16% домов в США стационарный телефон вообще отсутствует, а еще 13% семей имеют его, но не используют. Таким образом, стационарными телефонами не пользуются 29% американцев. Как отмечается в докладе, по сравнению с первой половиной прошлого года число семей, использующих только мобильные телефоны, увеличилось на два процента.

    В Казахстане пока ничто не предвещает подобного развития событий. Но уникальность нашей ситуации в том, что прогнозы у нас делаются, как правило, слишком осторожные. Так, три года назад эксперты предсказывали, что проникновение сотовой связи в 2008 году составит 60–62%. В реальности сегодня эта цифра перевалила за 80%. Понятно, что кризис на какое-то время может затормозить эти процессы. Но рано или поздно эпохе фиксированной связи придет конец.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии