Доказать и обезвредить
Трио в составе Агентства по защите конкуренции, Агентства по информатизации и связи и финполиции должно добиться снижения тарифов на услуги связи в Казахстане.
Трио в составе Агентства по защите конкуренции (АЗК), Агентства по информатизации и связи (АИС) и финполиции должно добиться снижения тарифов на услуги связи в Казахстане.
Долгое время рынки телекоммуникаций рассматривались государствами всего мира не иначе как естественные монополии. Практически в любой стране потребности клиентов в телефонных услугах удовлетворялись монопольными операторами при строгом контроле над тарифами со стороны правительства. Однако в
Глобальный тренд демонополизации этого сектора коснулся и Казахстана. Однако
Наиболее значимым шагом в либерализации телекоммуникационной отрасли является решение вопроса по присоединению альтернативных операторов к сети доминирующего игрока по цене, которая не препятствовала бы конкуренции и в то же время стимулировала бы «Казахтелеком» инвестировать в дополнительные мощности, необходимые для подключения конкурентных операторов. По информации участников рынка, ныне действующие тарифы «Казахтелекома» на пропуск трафика альтернативных операторов намного выше, чем эквивалентные тарифы в других странах: соотношение тарифов на присоединение к сети, установленных доминирующими операторами в других странах, и тарифов, действующих в Казахстане, отличается в несколько раз.
В решении данного вопроса особую роль играет АЗК, которое должно проанализировать все действующие тарифы «Казахтелекома» и сравнить их с тарифами на присоединение в других странах. Если информация о многократном завышении «Казахтелекомом» своих тарифов подтвердится, АЗК должно пресечь факт злоупотребления доминирующим положением в виде установления монопольно высоких цен и вернуть контрагентам доминанта излишне уплаченные деньги. Здесь для АЗК очень важно выстроить эффективную схему сотрудничества с финполицией, поскольку у антимонопольного органа нет полномочий на осуществление оперативно-розыскной деятельности и, соответственно, нет возможностей самостоятельно выявлять злоупотребления доминирующим положением и картельные сговоры между участниками рынка, а такие действия тщательно скрываются. Так, в 2007 году в СМИ широко обсуждался конфликт между компаниями «Арна» и «Казахтелеком», когда первая обвинила вторую в блокировании телефонных звонков. Однако однозначно утверждать, что блокирование произошло
Еще один важный вопрос, стоящий перед АИС, — это принятие мер по ребалансированию розничных тарифов «Казахтелекома». До сих пор они находятся в значительном дисбалансе, и наиболее показательные примеры — это тарифы ниже себестоимости (монопольно низкие) на услуги местной фиксированной связи для физических лиц и чрезмерно (монопольно) высокие тарифы на международные звонки. В большинстве стран розничные тарифы более сбалансированы, несправедливые перекрестные субсидии значительно сокращены, а ключевые препятствия для конкуренции устранены.
АЗК в силу своего предназначения также должно проводить активную работу по скорейшему ребалансированию розничных тарифов «Казахтелекома». Более того, уже сегодня АЗК в рамках антимонопольного расследования может, закрепив факт установления монопольно высоких цен на международные звонки, заставить «Казахтелеком» возместить потребителям излишне уплаченные деньги. Однако
Также антимонопольному органу следует разобраться с тарифами на мобильную связь. В СМИ регулярно появляется информация о завышенности тарифов казахстанских сотовых операторов по сравнению с тарифами в других странах, причем эта информация имеет под собой достаточные обоснования. Приведу самый простой пример. До лета 2007 года действовал порядок, по которому субъекты, занимающие доминирующее (монопольное) положение, были обязаны согласовывать увеличение своих тарифов с антимонопольным органом. С 1 января 2007 года в стране была снижена ставка НДС. Поскольку размер тарифов определяется без учета НДС, 1 января 2007 года фактически произошло увеличение тарифов ТОО
Комментарии