Е-акимат Алматы
Главными приоритетами создания е-акимата Алматы являются обеспечение доступа к государственным информационным ресурсам.
Главными приоритетами создания электронного акимата Алматы являются обеспечение доступа государственных органов, населения и бизнес-структур к государственным информационным ресурсам, предоставления электронных услуг гражданам и организациям на региональном уровне. Для реализации поставленных задач необходимо развитие информационной инфраструктуры акимата, оказание электронных услуг и организация работ по ликвидации информационного неравенства. Сегодня началась активная работа в этом контексте.
Базовыми компонентами инфраструктуры
Единое информационное пространство города
КГП «Центр информационных систем Алматы» создан решением Акима Алматы от 21 июля 2000 года. В соответствии с решением сессии Маслихата Алматы, прошедшей 24 декабря 2003 года, и постановлением акимата города центру было поручено внедрение и сопровождение информационных технологий в деятельности уполномоченных государственных органов Алматы, а также создание электронной базы данных «Население Алматы».
С 2002 года в соответствии с решением акима в Алматы были начаты работы по созданию единого информационного пространства. На сегодняшний день сформирована информационная инфраструктура города с четко определенными источниками основных видов информации. В ее рамках реализованы следующие основные компоненты единого информационного пространства: коммуникационная среда, обеспечивающая передачу данных, единая информационная система, обеспечивающая интеграцию ведомственных систем и межведомственное информационное взаимодействие, геоинформационная система Алматы и система электронного документооборота.
В рамках ЕИП находятся в разработке, а некоторые уже разработаны следующие основные автоматизированные информационные системы (АИС) для обеспечения деятельности государственных органов: АИС «Население», АИС «Электронные списки избирателей», АИС «Государственного архитектурного строительного контроля», АИС «Управление кадровыми ресурсами аппарата акима», АИС «Мониторинг предприятий», АИС «Безопасный город», АИС «Бюджетное планирование» и АИС «Потоки иностранной рабочей силы».
Для создания ЕИП города разработана концепция системной интеграции отдельных информационных систем в ЕИП. Согласно этой концепции существующая на сегодняшний день топология ЕИП Алматы представляет комплекс локальных сетей, объединяемых выделенными цифровыми каналами между ведомствами и Акиматом города в корпоративную сеть Акимата. В качестве программно-аппаратных платформ используются на программном уровне операционные системы Unix и Windows.
Создание единой транспортной среды государственных органов как эффективной и высокорентабельной инфраструктуры обеспечило проведение единой политики защиты информации, объединение существующих ведомственных информационных систем государственных органов, создание защищенных виртуальных сетей государственных органов с предоставлением гарантированного качества сервиса по передаче информации. Вместе с тем, большие трудности при внедрении систем с удаленным доступом составляет отсутствие современных средств телекоммуникаций и связи у многих источников информации.
На основе корпоративной сети и ведомственных баз данных создана единая информационная система (ЕИС), объединяющая Акимат города и ряд государственных учреждений с их информационными ресурсами. ЕИС Алматы создавалась в
Автоматизированные информационные системы города
Автоматизированная информационная система электронного документооборота Акимата Алматы предназначена для автоматизации делопроизводства и процесса поддержки принятия решений государственными органами. Система обеспечивает через центральный сервер, находящийся в акимате, электронный обмен документами, а также учет и хранение документов. В настоящее время корпоративная система электронного документооборота функционирует в аппарате городского Акимата между структурными подразделениями, а также более чем с двадцатью удаленными государственными органами и шестью районными Акиматами.
Разработанная геоинформационная система города является средством визуализации территориально привязанных объектов на основе единой электронной модели. В акимате города установлена электронная карта Алматы, состоящая из 20 слоев. Часть информационных слоев в режиме реального времени связана с базами данных ведомств участников ЕИС, формирующих по данному слою профильную информацию.
С 1999 года в городе функционирует автоматизированная информационная система «Население», которая формирует сведения о регистрации места жительства граждан и является одной из основополагающих баз данных ЕИС города. Система обеспечивает сетевой компьютерный доступ регистрационным и правоохранительным органам к адресной, паспортной, миграционной, розыскной информации. Внедрение системы дало возможность Акимату контролировать миграционные потоки граждан и получать исчерпывающую информацию о населении. АИС «Население» функционирует в районных подразделениях Департамента юстиции, Управления миграционной полиции, а также в Центрах обслуживания населения, которые в настоящее время организованы в Алмалинском и Турксибском районах города.
В связи с внедрением в Республике Казахстан системы электронного голосования возникла острая потребность составления электронных списков избирателей. Внедрение АИС «Электронные списки избирателей» предоставило возможность на основе информации АИС «Население» вести постоянный учет избирателей, распределять граждан по избирательным участкам. На электронной карте города создан дополнительный слой — геоинформационный слой избирательных участков. Картографический паспорт участка — это набор тематических слоев демографических, социально-экономических, административных данных.
Сегодня также создается АИС «Государственный архитектурно-строительный контроль» с целью повышения эффективности контроля законности и качества строительно-монтажных, земляных и других работ, связанных с прокладкой и переустройством подземных сооружений, сносом отдельно стоящих объектов, строительством и ремонтом зданий, дорог, автопарковок и проведением благоустройства территорий.
В рамках АИС «Безопасный Город» планируется создание системы уличного видеонаблюдения на территории города Алматы в целях организации непрерывного мониторинга видеоинформации и оперативного информирования соответствующих служб и ведомств о возникающих нарушениях общественного порядка, аварийных ситуациях, нарушениях правил дорожного движения. Предполагается подготовка административных материалов по нарушениям правил дорожного движения, выявленных с помощью аппаратуры видеонаблюдения, с привлечением сотрудников Департамента дорожной полиции, административного суда. Планируется сделать процесс без контакта с инспектором дорожной полиции, при котором водитель получает уведомление и оплачивает штраф в банке, не встречаясь с инспектором.
Электронные услуги
Для оказания электронных услуг в 2005 году создан
На основе АИС «Система электронного документооборота» и сайта Акимата в настоящее время организуется работа «Электронной приемной», которая предоставит прямую связь с руководством Акимата посредством электронной почты, форумов
Создание
На сегодняшний день в рамках
В период подготовки к проведению выборов в городе создается «Центр предоставления информации избирателям». Каждый житель Алматы получает возможность проверки в списках избирателей удобным для него способом — телефонный звонок в Cаll-центр, личное обращение в районный акимат, либо путем формирования электронного запроса на сайте акимата.
В настоящее время для получения платной адресной справки о проживающих в Алматы необходимо обращение граждан в картотеку «Адресного бюро», которое требует личного присутствия и связано со значительными потерями времени на дорогу и на ожидание в очереди. Поэтому на сегодняшний день предлагается выдача адресной справки без документального подтверждения по обращениям граждан по телефону или по электронному запросу. При наличии у обратившегося гражданина адреса электронной почты, он может получить электронную адресную справку, заверенную электронной подписью, а также фрагмент карты города, по которому можно определить место расположения адреса.
КГП «ЦИС Алматы» уже предоставляет электронные услуги юридическим лицам — проверку регистрационных сведений жителей города. На сегодняшний день банки в большом объеме предоставляют кредиты жителям города и нуждаются в мобильной проверке достоверности информации, предоставляемой заемщиком, и в контроле за перемещением граждан, получивших кредит. Процедура подтверждения данных, предоставляемых заемщиком в банк, стала объектом автоматизации АИС «Предоставление регистрационных сведений».
Городская целевая программа
В соответствии с планом мероприятий по реализации программы снижения информационного неравенства в республике на
Сегодня в городе разработана и находится на стадии утверждения городская целевая программа «Создание электронного акимата Алматы» на
Новым для госструктур и очень проблемным в настоящее время направлением является заложенное в программе создание
В этом формате сегодня началось некое продвижение. Буквально недавно, 12 июля в управлении делами президента республики прошло совещание с участием представителей Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи по вопросам внедрения единой системы электронного документооборота государственных органов с применением электронной цифровой подписи. В рамках совещания заместитель председателя Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи Куанышбек Есекеев вручил руководителям управления 7 контейнеров, содержащих электронную цифровую подпись. Это означает, что с этого момента управление получило возможность направлять в другие государственные органы документы, подписанные электронно-цифровой подписью. Проект входит в фазу опытной эксплуатации межведомственного обмена электронными документами между канцелярией администрации президента, Министерством экономики и бюджетного планирования РК, Министерством юстиции РК, Министерством транспорта и коммуникаций РК, Министерством индустрии и торговли РК, Министерством труда и социальной защиты населения РК, Министерством образования и науки РК, Счетным комитетом, Центрально избирательной комиссией РК и Агентством РК по информатизации и связи.
В рамках проекта Национальной идентификационной системы (НИС) планируется внедрение в Казахстане электронных паспортов и электронных удостоверений личности на основе применения микропроцессорных технологий (смарт-технологий). Премьер-министр Даниал Ахметов концептуально одобрил проект программы, которая будет внесена в повестку заседания правительства в августе. Даниал Ахметов дал поручение провести оценку мероприятий, необходимых для внедрения НИС. Средства должны быть заложены в бюджет 2007 года, часть из которых на эти цели уже предусмотрена в бюджете нынешнего года. Глава правительства также поручил изучить возможность производства считывающих устройств на базе парка информационных технологий «Alatau IT City».
Комментарии