Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Казахстанские игры некому писать и продавать

    Становление казахстанского игрового рынка.

    21 марта 2008 14:33, Владислав Мещеряков, CNews.kz
    Рубрики: Рынок, Софт

    Авторы двух первых казахстанских компьютерных игр не слышали друг о друге, но о выходе в свет их игр стало известно практически одновременно. Эксперты говорят, что казахстанский игровой рынок перспективен, но работать на нем некому: «Те, кто умеет писать игры, уезжают в Россию».

    В марте игровая отрасль, до сих пор не подававшая признаков своего существования в Казахстане, вдруг дала о себе знать. Дважды. В начале месяца Министерство культуры и информации презентовало обучающую игру для детей «Динанын хикаясы». А на днях стало известно, что шымкентские разработчики готовят к скорому выходу первый шутер на казахском языке. Стоит ли геймерам ожидать появления на арене отечественного Blizzard или Valve Software?

    Разгар Третьей Мировой войны, 2013 год. Гонка вооружений между Россией и Америкой привела к тупиковой ситуации. Шымкентский подросток Тамерлан спасает себя, ну и заодно человечество. Такова немудреная фабула первого казахстанского шутера.

    «Тамерлан: апокалипсис», по словам разработчиков, будет похож на DOOM. С поправкой на шымкентский колорит: диалоги, шымкентский менталитет, улицы, шымкентское пиво, которым нужно будет пополнять здоровье…

    Первая компьютерная «мясорубка» по-шымкентски создана на модифицированном движке ForcePhysX Engine 2, точные системные требования к ней, как и количество ее уровней, разработчики пока не называют.

    Работа над игрой началась полгода назад, и ее выход ожидается уже летом 2008 г. Авторы — студия nanSHYMKENT games, команда студентов Южноказахстанского Университета им. Мухтара Ауэзова. Окунуться в атмосферу шымкентского апокалипсиса сможет каждый 150-й казахстанец: разработчики планируют, что первоначальный тираж игры составит 100 тыс. дисков. Ими уже подписан договор на распространение с сетью магазинов «Меломан».

    «Бюджет игры составил $10 тыс. Деньги брали у родителей, вообще собирали по разным каналам, постоянных спонсоров нет, — говорит один из разработчиков игры 18-летний программист и дизайнер Нурдаулет Лесбек. — Мы подписали соглашение с «Меломаном», они будут нам делать защиту и диски копировать. Думаю, беспокоится не стоит. В Казахстане пиратство не очень развито, это все из России идет — поэтому если в Россию наша игра завезена не будет, то не будет и попыток взлома. В Казахстане будет слишком сложно взломать защиту».

    На конец прошлого года, когда Казахстан впервые был выведен из списка 20 стран с самым высоким уровнем пиратства, этот уровень составлял 81%. Поэтому, если предположить, что «стрелялка» придется геймерам по вкусу, планы разработчиков относительно повсеместного распространения сбудутся, но тираж игры будет выше официального, а получение прибыли с лицензионных копий окажется под вопросом.

    Обратное мнение имеет Рустам Ишмухаметов, программист Sanasoft: «В Казахстане пиратство развито на высшем уровне, и бороться с этим никак не получится. Даже если сделать любой ключ, защиту — смысла нет, сломают. Надо надеяться только на то, что в последнее время популярность именно лицензионного продукта растет, их покупают все больше. Да и не думаю, что казахстанские игры настолько привлекательны для пиратов, чтобы озадачиваться их взломом, а потом распространением».

    Карагандинской компании Sanasoft принадлежат лавры разработчика первой отечественной игры. «Динанын хикаясы» («Рассказ Дины») — ролевая обучающая игра, созданная по госзаказу. Игра уже вышла ознакомительным тиражом 1000 дисков. Они будут розданы Комитетом по языкам МКИ РК, в дошкольных учреждениях и скоро игра будет доступна для скачивания в интернете. Системные требования к игре невелики, ее можно установить практически на любом компьютере.

    Сейчас «Динанын хикаясы» существует только на казахском. В дальнейшем, когда проект выйдет на рынок, когда будут подписаны договоры с крупнейшими сетями продаж — возможно, Дина «заговорит» и по-русски. Вначале игру планируется распространять только в Караганде. Тираж — около 2–3 тысяч; цена около 1000 тенге.

    Двух первопроходцев казахстанского игрового рынка роднит то, что обе студии не знают о существовании конкурента, считая себя единственными. Но, так или иначе, до «Динанын хикаясы» не было даже намека на существование в стране студий-разработчиков игр. Рынок этот еще не освоен.

    «Рынок перспективный. Конкуренции вообще никакой. Но развитие будет, если кто-то из российских разработчиков заинтересуется, и откроет казахстанский филиал. Наши компании даже не хотят озадачиваться этим — поскольку это, по сути, неприбыльно. А мы продолжим свои разработки. Но это будет не скоро, лет через пять, семь. — говорит Ишмухаметов — Проблема и в острой нехватке кадров, у нас в стране есть программисты, но тех, кто занимается именно разработкой игр, катастрофически не хватает. Все делается в России, и те, кто начинает у нас это делать, уезжают в Россию, так как там этот рынок развивается на должном уровне. Дистрибьюторы не хотят брать игры, потому что не так интересен казахстанский проект, они не получат от этого прибыли».

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии