Необходимо создать информационный ресурс об истории Казахстана для будущих поколений
Интервью с директором казахстанского представительства российской корпорации «Электронный архив» Канатом Жукеновым о преимуществах развития электронных информационных ресурсов.
Процесс информатизации Казахстана набирает скорость. В конце прошлого года завершился первый этап создания электронного правительства. Успешно реализуется программа по снижению информационного неравенства граждан и страны в целом. Однако положительные изменения делают более явными «отстающие» участки: это — организации, эффективная работа которых без внедрения электронных технологий просто невозможна. К примеру, архивы республики продолжают работать с бумажной документацией, сотрудники тратят много времени на ручной поиск нужных документов. В то время как ведущие зарубежные учреждения культуры уже давно оценили ту оперативность, с которой им позволяет работать электронный архив.
Какие шаги могут быть сделаны в области внедрения новых электронных технологий, и какие преимущества дают организациям информационные технологии, корреспонденту Казинформа рассказал директор казахстанского представительства российской корпорации «Электронный архив» Канат Жукенов.
— Как вы охарактеризуете промежуточные итоги работы по созданию электронного правительства за прошедшие три года?
— О реализации этого проекта я знаю не понаслышке. В свое время я работал в АО «Казпочта», которое было определено как один из операторов по распространению услуг электронного правительства. Кроме того, Казпочта стала одним из участников проекта по снижению информационного неравенства между сельскими жителями и городским населением.
Да, при создании электронного правительства возникали сложности, но они не помешали проделать большую и своевременную работу. Теперь граждане получили возможность пользоваться ресурсами, доступ к которым был ранее ограничен. При этом успешная результативность проведенных работ — следствие высокого профессионализма людей, достойно решивших поставленную перед ними задачу. Они создали коммуникационную среду, базу данных, используя новейшие технические средства.
Однако я хочу рассмотреть этот вопрос с еще одной точки зрения. Если говорить о передаче информации посредством созданной коммуникационной среды, то нужно учесть, что в ней находится только небольшая информация о государственных органах: список людей, которые там работают, перечень структурных подразделений, краткая информация об их деятельности и адрес сайта в интернете. В связи с этим проведу параллель. Допустим, возникла необходимость перевезти определенный груз, и для этого государство построило дорогу, довело ее до самого дальнего аула, сделало разметку, поставило светофоры, склады. Но оказалось, что груз, который нужно перевозить, не систематизирован, не упакован, и получается, что на его перевозку надо затратить дополнительные средства.
По моему субъективному мнению, такая ситуация сложилась и в электронном правительстве. Проделана большая работа для того, чтобы эффективно передавать информацию, а объем ее при этом — недостаточный. Ведь очень много данных до сих пор находятся на бумажных носителях, собраны и хранятся в архивах. Соответственно, к ним имеют доступ не широкий круг населения, а те люди, которые могут прийти в библиотеку или архивное учреждение и сделать специальный запрос.
В сложившейся ситуации вынужден с сожалением отметить, что тема модернизации архивов с точки зрения развития страны не признана настолько актуальной и решающей острые социальные проблемы. И этот вопрос продолжает оставаться за рамками рассмотрения госорганов, хотя у него есть вполне социальный эффект — улучшение обслуживания граждан, рост их осведомленности за счет более простого и быстрого доступа к необходимым данным.
Поэтому перевод архивных материалов в электронный вид я бы поставил в основные задачи. И при этом задачи, решающие вопрос не на уровне информационного неравенства села и города, а неравенства Казахстана и остальных стран. А для решения вопроса такого уровня нужен четкий системный подход.
— Что нужно сделать, чтобы информация обрела электронный вид?
— Необходимо учесть два момента. Первый — добиться общего понимания этого вопроса не как частного, а как государственного. Когда нужно выдавать пенсии, государство решает эти вопросы. А ведь большой объем информации, в том числе и о пенсионерах, находится в бумажном варианте. Некоторые чиновники, занимающиеся этими вопросами, только при выходе на пенсию понимают, как сложно собрать о себе информацию, которая находится в архивах в традиционном виде.
Вместе с тем, конечно, определенные шаги предпринимаются. Насколько мне известно, сейчас предполагается второй этап реализации программы электронного правительства, и в нем закладываются определенные средства на перевод информации из бумажного вида в электронный. Но, на мой взгляд, этого недостаточно.
И мне она известна не просто со стороны, т. к. наша компания предоставляет услуги по переводу массивов в электронный вид. Как бизнесмен, я заинтересован в получении финансовой прибыли, но, как гражданин, я понимаю, что в эту сферу нужно вкладывать больше средств. И не важно, кто этим будет заниматься — я или
Поэтому, во избежание лишней головной боли и необходимости решать непредвиденные проблемы, удобнее поручать такие работы организации, которая выполнит все профессионально и оперативно, а далее — всегда проконсультирует в пользовании созданным ресурсом. Кстати, оборудование, на котором производится такой перевод, далеко не дешевое. И если каждое ведомство будет искать средства на его закупку, получатся неоправданные траты, которые можно сократить, привлекая стороннюю организацию.
— Такой организацией является ваш электронный архив. Расскажите подробнее о его деятельности.
— Наша организация является дочерней фирмой московской корпорации «Электронный Архив», которая имеет
— Какие документы, на ваш взгляд, необходимо переводить в первую очередь?
— Бумажные массивы, хранящиеся в больших архивах, таких как государственные и ведомственные. Самое интересное при этом, что важнее перевести в электронный вид не старую информацию, которая появилась еще в советские времена и первые годы независимости Казахстана, а те документы, которые были приняты недавно. И связано это с тем, что они создавались на носителях, которые быстро портятся: факсовой бумаге, распечатках на принтерах, порошок которых быстро осыпается. Появляется риск безвозвратной потери такой информации. По сравнению с ними, архивные документы, которые писались чернилами, сохранились по сей день. Однако и здесь есть проблема: бумага приходит в негодность, ветшает, и перевести такие документы в электронный вид становится дороже.
Отмечу, что сам по себе процесс оцифровки массива — не дешевая технология. А так как финансирование архивов все еще происходит в большей части по остаточному принципу, то средств на такие работы хватает не у всех учреждений.
Но я должен заметить, что люди, работающие в архивах, — патриоты своего дела. Имея скромную заработную плату, они хранят для нынешних и будущих поколений важные и ценные сведения о нашей истории. К примеру, руководитель одного из государственных архивов, имея право на служебный автомобиль, покупает на эти средства компьютеры для оснащения своего учреждения. Это — человек, преданный своему делу, добровольно отказывающийся от полагающихся по должности привилегий в пользу внедрения новых технологий и создания электронной архивной базы.
Президент страны поставил задачу о вхождении Казахстана в число
— Как вы считаете, насколько у нас развит электронный документооборот?
— Что касается государственных органов, то, насколько я знаю, введение электронного оборота находится на завершающей стадии, и в этом секторе технология используется в достаточном объеме. Преимущество Казахстана, как государства, в том, что многие министерства и ведомства создавались с нуля, и при этом сразу внедрялись новые технологии, устанавливалась современная техника. Думаю, справедливо сказать, что в этом вопросе мы опережаем Россию, и наш электронный документооборот достаточно развит.
Коммерческие организации также оценили возможности технологий и приложили максимум сил, чтобы автоматизировать документооборот. Тем более, что многие компании переходят на международные стандарты ИСО, МСФО и другие. Крупные компании проводят IPO, выходят на фондовые рынки и поэтому им необходима соответствующая инфраструктура, в том числе и электронный документооборот. Малый бизнес, позиционирующий себя как офисный, также не сможет продолжать активную деятельность без электронного документооборота. В целом, электронный документооборот в Казахстане распространен неравномерно, но у него есть все условия для дальнейшего бурного развития вместе со страной.
— Что еще нужно сделать в нашей стране для решения вопросов информационного неравенства?
— На мой взгляд, у нас такие вопросы решаются комплексно. Проблема в другом. Нас знают как нефтяную страну, как страну, богатую металлами и зерном, но о ее культуре миру мало что известно. У нас есть огромный культурный пласт, но при этом в Казахстане мало исторических документов, которые были бы в общественном пользовании. Например, в России создан обобщенный компьютерный банк данных «Мемориал», содержащий информацию о защитниках страны, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. В Казахстане тоже были потери во время голода
В завершение хочется отметить, что, развивая электронные информационные ресурсы, делая их доступнее неограниченному числу пользователей, создавая различные по тематике и содержанию информационные базы, наше общество «подаст» себя более понятным для всего мирового сообщества, более контактным и открытым. А это на данный момент очень важно для решения вопросов информационного неравенства и внутри страны, и за ее пределами.
Комментарии