Мажилис приступил к рассмотрению поправок в законодательство о связи
Поправки к Закону «О связи» стали камнем преткновения между инициатором — Агентством по информатизации и связи — и компаниями, предоставляющими услуги связи.
Рабочая группа по подготовке заключения по законопроекту о внесении изменений в действующее законодательство о связи дважды на минувшей неделе обсуждала поправки.
В случае их принятия изменения будут внесены в Налоговый кодекс (в части взимания платы за пользование телефонной связью), в Бюджетный кодекс, а также в Закон «О связи». Поправки к последнему и стали в ходе первого заседания камнем преткновения между инициатором — Агентством по информатизации и связи (АИС) и компаниями, предоставляющими услуги связи. Точнее, чиновники и представители бизнеса
АИС предлагает наделить себя полномочиями по утверждению тарифов на услуги операторов связи, «занимающих доминирующее (монопольное) положение на рынках услуг связи».
Между тем, как обращали внимание участники рабочей группы, в Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» имеются статьи 29 и 30, которые предусматривают государственное регулирование в доминирующей среде только в случае «злоупотребления доминантом своим монопольным положением». При этом формами госрегулирования является «принудительное разделение или выделение субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение или введение фиксированной цены».
По мнению вице-президента АО «Казахтелеком» Аскара Есеркегенова, утверждение тарифов на услуги телекоммуникаций АИСом приведет к «чрезмерной зарегулированности деятельности» ведущего оператора связи или «поставит его в дискриминационные условия по отношению к другим участникам рынка».
Между тем заместитель председателя Агентства по информатизации и связи Аскар Бишигаев считает, что АИС должен регулировать тарифы наиболее крупного оператора связи. Но не все, а о6 наиболее важных.
Позиции обоих оппонентов частично поддержала начальник управления анализа товарных рынков Агентства по защите конкуренции (АЗК) Сабира Ержанова. АИС она поддержала в части необходимости регулирования ценообразования. Правоту «Казахтелекома» она признала в части того, что в законе о конкуренции не предусмотрен механизм утверждения тарифов уполномоченным органом (в данном случае АИС). «В нашем законе о конкуренции нет понятия «утверждает тариф». Регулирующий орган «согласовывает тариф», но «имеет право мотивированно отказать» в утверждении тарифа. Кроме того, в законе прописано только согласование повышения тарифа, но нет ни слова о «снижении» тарифов, т. к. раньше считалось, что снижение тарифов не отражается на потребителе», — отметила представитель АЗК.
Участник рабочей группы от Национальной телекоммуникационной ассоциации (НТА) обратил внимание на недоработанность законопроекта. По его мнению, в нем не нашло отражение «разделение функций государственного управления и регулирование телекоммуникаций»: «Сейчас во всех странах эти функции разделены. И у нас указом президента на АИС возложена функция регулятора, но в статьях, где описано госуправление, эти функции не специфицированы в четком и ясном изложении и это будет являться тормозом реализации Закона «О связи».
Кроме того, в части регулирования тарифов, по мнению представителя НТА, нет необходимости госрегулирования всех тарифов, а по тем, что будут подвержены регулированию, необходимо «четко прописать все механизмы»: «У нас до конца не зафиксирован механизм: как АИС будет осуществлять это регулирование? Этим и объясняется опасение операторов, потому что в законе не прописаны механизмы, особенно с точки зрения формирования фонда универсального обслуживания. То есть сборы предусмотрены, а дальше неясно, как они будут распределяться. Это требует более серьезной проработки».
Вопрос предоставления в пользование третьим лицам абонентских линий местной телефонной связи также вызвал дискуссию. В предлагаемом законопроекте говорится о «предоставлении в пользование». Между тем в Гражданском кодексе такого понятия нет (есть понятие «аренда») и механизм его реализации не предусмотрен.
Кроме того, как считают в «Казахтелекоме», предоставление линий местной связи в пользование не будет стимулировать частных операторов инвестировать в создание собственной телекоммуникационной инфраструктуры в отдаленных регионах страны. О неэффективности подобных мер свидетельствует и международный опыт. К примеру, в США еще в 2003 году отказались от принудительного предоставления в аренду абонентских линий, в результате чего инвестиции с 2005 года по 2006 выросли на 40%. В Германии такой опыт существует 10 лет, но успеха в развитии конкуренции он не принес. Альтернативные операторы не смогли завоевать существенной доли рынка.
Другие участники обсуждения обратили внимание на необходимость увеличения госучастия в развитии местной телефонии, т.к. она по умолчанию является убыточной и не привлекает частных инвесторов.
Глава АИС Куанышбек Есекеев, комментируя журналистам обсуждение, согласился, что некоторые нормы законопроекта требуют доработки: «В первой редакции законопроекта мы говорили об «аренде» линий, сейчас «о пользовании». Я думаю, что мы с «Казахтелекомом» сейчас сядем и более технически обсудим эти вопросы. Т.к. мы понимаем, что это бьет по «Казахтелекому», в то же время нам нужен рынок, который будет развиваться».
Комментарии